В предыдущих статьях этого цикла мы рассмотрели существующие модели Бога, которыми пользуется абсолютное большинство людей. Мы также рассмотрели метаконцепцию божественной воли, ключевая идея которой состоит в том, чтобы не сотворять Бога по своему человеческому образу и подобию.
Принимая концепцию божественного метаплана, мы можем попытаться хотя бы в общих чертах очертить его контуры. Разумеется, надо понимать, что все наши рассуждения ни в коей мере не будут претендовать на истинность. Их назначение скорее в том, чтобы расширить горизонты нашего сознания, вырвать его из плена навязанных представлений, которые кто-то когда-то объявил единственно верными.
Чтобы обозначить контуры божественного метаплана, давайте в первую очередь, очистим идею Бога от человеческих измышлений. Создавая образ Бога своим сознанием, человек наделили его множеством человеческих атрибутов (мудрость, любовь, милосердие, строгость, справедливость). Однако, ни один из этих атрибутов не является обязательным. Бог может быть добрым или злым, жестоким или милосердным, любящим или наказующим). Каким бы он ни был, он всё равно остается Богом.
Однако, есть один атрибут Бога, без которого сама идея Бога вообще теряет смысл. И именно это атрибут божественного я предлагаю взять за основу наших построений. Это – творческая природа Бога. Бог – всегда творец (по крайней мере, в монотеистических религиях). Бог сотворил мир. Мир есть творение Бога. Творческая природа Бога – это первая аксиома, которая лежит в основе идеи божественного.
Творчество – это тот самый имманентный атрибут, который невозможно отобрать у Бога, не разрушив саму идею Бога. Творчество, созидание чего-то из ничего (большой взрыв) – это и есть та основа идеи Бога, на которую мы накладываем множество интерпретаций, пытаясь объяснить логику божественного творчества в человеческих понятиях. В этом контексте христианские богословы создали интереснейший парадокс, сделав своим главным символом бессильного Бога – распятого, страдающего и убитого Иисуса.
Если взять вторую аксиому – что Бог создал человека по образу и подобию своему – мы неизбежно приходим к положению о том, что человек тоже есть сущность, имеющая творческую природу (человек-творец).
На этом этапе рассуждений нам неизбежно придется дать ответ на довольно сложный вопрос — что такое творчество? Это не написание картин или сочинение стихов. Творчество – это процесс изменения окружающего мира по своему произволу. Творчество – это как бы материализация внутреннего содержания нашего сознания. Внутри сознания возникает новый образ, который при достаточной устойчивости облекается некой силой и начинает воплощаться в окружающей реальности. При этом существенным является не столько аспект изменения реальности, сколько аспект произвола. Автоматический экскаватор меняет окружающий мир, но он не делает это по своему произволу. Точно так же и бобр, строящий плотину, меняет реальность, но делает это не по своему произволу, а по заранее заложенной программе.
Творческий акт – это всегда большой взрыв в миниатюре, когда из ничего появляется нечто, чего ранее никогда не было. Кто-то создает картину, кто-то запускает новый бизнес, кто-то делает новое изобретение, кто-то реализует новый социальный проект. Всё это – творческие акты изменения реальности по своему произволу.
То, что человек может это делать, показывает нам, что человек есть существо принципиально иной природы, чем животное. Несмотря на внешнее сходство тел, животное – объект творчества, а человек – субъект (по крайней мере, потенциально). С этой точки зрения, нет никакой разницы между человеком и Богом. Бог наделил человека самым главным своим атрибутом – возможностью творить. Возможно, именно эта идея нашла свое отражение в центральном христианском мифе о том, как Бог стал человеком. Этот миф ввёл в общечеловеческий дискурс идею, с которой начался гуманизм – идею о ценности человека, которая проистекает из того факта, что человек из плоти и крови может быть Богом.
Взяв за основу эту идею, я хочу предложить версию метаконцепции божественной воли, которая, насколько мне известно, является новой и ранее не обсуждавшейся. Итак…
В кабалистическом иудаизме есть удивительно красивая идея о том, что Бог во время акта сотворения мира разделился на множество эманаций (я буду называть их искрами), каждая из которых стала душой (сознанием, человеком). Но я хочу развить эту мысли в ином, нежели кабалисты, направлении.
Каждая искра имеет полноценную божественную природу (так маленькая искра огня по своей природе является огнём и может вырасти в огромное пламя). Бог наделили каждую искру не только творческой силой, но и правом выбора. С этого момента каждая из искр-сознаний стала обретать свой уникальный жизненный опыт. Со временем искры становились всё более непохожи друг на друга, каждая обрела индивидуальность и каждая искра меняла мир (пользуясь божественным правом творчества) в соответствии со своей индивидуальностью.
Зачем Бог сделал это? Возможно, ему было скучно. Он мог сотворить сам любой мир. Но Бог решил поиграть, он решил наделить свое творение самостоятельностью, он решил стать множеством индивидуальных, непредсказуемо развивающихся Богов. А для этого нужно было, чтобы каждая искра считал себя самостоятельной и отдельной. Простите меня, мне не хватает слов, чтобы описать красоту, смелость и изящество этого замысла.
Получается, что Бог творит этот мир не как внешний господин, а через каждого из нас. Т.е. Бог одновременно является и трансцендентным и имманентным миру. Каждый из нас является проводником божественной сущности в этот мир. Каждый из нас является как бы каналом, который, пропуская сквозь себя, через призму своего личного опыта, божественный потенциал творчества, обогащает и наполняет этот мир, одновременно обогащается и изменяется сам.
Поэтому у человека есть только одна обязанность – творить. Творить – значит, не просто что-то делать (копать траншею или писать картины). Творить – значит выплёскивать в мир СВОЮ индивидуальность. Именно поэтому Бог предостерегает человека «не сотвори себе кумира», «не подчиняйся никому, кроме Бога» — т. е. не становись другим человеком, оставайся собой. Потому что, подчиняясь другому, ты лишаешь мир себя. И именно это и есть единственный реальный грех.
Устраняя или ослабляя проявление в мире одного из элементов Бога (себя), мы лишаем мир гармонии. Это как вырвать из пазла один из элементов — картинка сразу станет неполной. Может быть, мир до сих пор не пришел с состояние гармонии именно потому, что так много людей оказались подавленными авторитетами и ложными представлениями?
Отказ от творчества, от изливания своей индивидуальности в мир – это бунт против Бога. Лишая себя творчества, мы затыкаем рот Богу внутри нас, мы бунтуем против Бога и против мира. Мы становимся высшими грешниками.
Все прочие грехи – вовсе не грехи, а лишь сложная траектория проб и ошибок, которыми летит искра Бога, обогащая свою индивидуальность. Разрешив набирать нам индивидуальный опыт, Бог разрешил нам делать ошибки. Грех – не в том, чтобы делать ошибку, грех в том, чтобы, боясь сделать ошибку, задушить в себе божественную искру творчества, действия, движения.
Пытаясь быть «безгрешным», человек ставит себя выше Бога. Становясь людьми, Бог знал, что будут ошибки и разрешил это и нам и себе. Но некоторые решили стать безгрешными и не совершать ошибок, то есть стать более святыми, чем сам Бог.
Бог никого не наказывает. Наказание мы придумали себе сами. Сами придумали — сами наказываем себя и других. Хотя никто не мешает нам перестать это делать прямо с этого момента. Бог не наказывает, он разрешает каждому творить мир по своим представлениям. Если ты считаешь, что ты грешник и должен быть наказан – будет тебе во вере твоей. Если ты считаешь, что Бог тебя любит и всё простит – будет и тебе по вере твоей.
Бог не следит за нами сверху, подобно судье или кукловоду. Бог уже дал нам всё, что мог: он дал нам самого себя, он сам стал нами. Совершенный Бог стал несовершенным человеком. Что он ещё может дать??? О чём еще можно попросить??? Как можно Богу полнее выразить свою любовь???
Но мы привыкли просить Бога. И каждая наша просьба к Богу – это грех. Мы просим у Бога здоровья, богатства, решения проблем. Но Бог уже дал нам ВСЁ, чтобы это сделать или иметь. Он наделили нас божественным даром, выше которого нет во вселенной — возможностью редактировать мир по своему произволу. Обращаясь к Богу за помощью, мы тем самым декларируем свою немощь, т.е. отказываемся от божественного дара.
Так чего же хочет от нас Бог? Бог не хочет от нас, чтобы мы были мудрыми, смиренными, святыми, безгрешными, целомудренными, бедными или богатыми и др. Если бы он хотел этого – он создал бы нас такими. Всего этого от нас хотят другие люди, которые манипулируют нами в своих интересах, вещая от имени Бога.
Творящий Бог, ставший человеком, может хотеть только одного – чтобы мы творили и действовали, чтобы каждый из нас каждую секунду был Богом и с Богом. Быть с Богом означает не противиться его замыслу, не блокировать поток его творческой энергии, текущей через индивидуальность каждого из нас. Этот поток божественной энергии, трансформированный нашей индивидуальностью, и есть жизнь.
И здесь исчезает необходимость в морали и нравственности. Если вы понимаете, что вы – Бог и часть Бога, и каждый человек – Бог и часть Бога, вы не сможете осуждать, унижать, топтать, блокировать ни себя, ни другого человека. А если кто-то совершает ошибку и причиняет вам боль – вы поможете ему исправить эту ошибку, пусть даже и путем жёстких действий. Человек, чтобы проявлять свое действие, должен оставаться живым и дееспособным, он обязан уметь защищать себя в мире несовершенных обучающихся сознаний. Бог не призывает к покорности или самопожертвованию.
Когда у человека начинаются проблемы? Тогда, когда он отказывается быть Богом, отказывается жить по образу и подобию божьему. Когда он становится терпилой, когда идёт в услужение к кому-то, когда унижает себя, когда подражает кумирам, когда боится действовать, когда опасается совершить грех, когда изменяет себе или боится проявить себя в мире. Но Бог и в этом случае его не наказывает. Он даёт человеку пройти через этот опыт и осознать его несостоятельность. Потому что в каждый момент человек может вспомнить, что он Бог и отредактировать этот мир в соответствии со своими желаниями. Бог не даёт человеку ни здоровья, ни богатства, ни хорошей семьи. Всё это человек создаёт себе сам. Бог дал человеку самый великий дар, который только мог – дар всемогущества, дар творчества, дар божественности. Человек вправе отказаться от его использования. Но в любом состоянии у человека остается возможность вспомнить о своей божественной природе и начать редактировать мир, это всего лишь вопрос выбора. Это может сделать в любой момент и «святой» и «грешник». Может, именно это имели в виду христиане, когда говорили, что Бог может простить любой грех?
Кстати, с этой точки зрения, Иисус был не единственным богочеловеком. Он был единственным на тот момент богочеловеком, который понял и осознал это. И именно этим знанием пытался поделиться с людьми. Он пытался объяснить людям, что каждый из них является богочеловеком и сыном Бога.
С этой точки зрения становится понятной и несостоятельность язычества. Существуют модели о многоуровневом устройстве мироздания, где вышележащие уровни населены различными по силе богами. Поклоняясь таким богам, человек теряет свою индивидуальность, отдаёт свою силу кому-то и таким образом делает мир беднее, так как лишает мир себя. Вот в чём грех поклонения и сотворения кумиров. «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» [Лк 4:6-8].
Быть Богом – легко и естественно. Трудно – не быть Богом. Но мы нагромоздили кучи информационных завалов, которые уводят нас в сторону от своей истинной природы.
Для тех, кто дочитал эту статью до этой строчки, я хочу ещё раз напомнить, что, вопреки распространённому заблуждению, назначение любой новой теории (концепции) – не в том, чтобы быть более истинной, чем прежняя теория, а в том, чтобы открывать новый аспект истины, который отсутствовал в прежней теории.
Любая теория — это не готовая картина, а элемент сложной картины-пазла. И ни один элемент пазла не позволяет увидеть картинку целиком. Абсолютно бессмысленно спорить, какой из кусочков пазла более соответствует целой картине. Но когда у нас много элементов пазла, когда мы отказываемся от споров о том, какой из них более правильный, а начинаем их вращать, двигать и сопоставлять друг с другом – только тогда начинает проявляться целостный образ.
Поэтому не тратьте время ни на критику, ни на защиту моего кусочка мозаики. Просто добавьте его к тем элементам мозаики мира, которые у вас были до этого. Возможно, именно этот кусочек информации позволит вам полнее увидеть картину мира в целом. Ну, а если не этот, то следующий уж точно!