Три уровня интеллекта

Серия "Заметки на полях"

Эта статья начинает новую серию «Заметки на полях», в рамках которой я собираюсь просто фиксировать интересные идеи без их детальной проработки (на которую уходит слишком много времени). Буду рад подискутировать, поспорить, обменяться мнениями и фактами (обсуждение статьи на фейсбуке).

Благодаря предыдущей заметке о признаке высокого интеллекта как-то сам собой прояснился более фундаментальный вопрос о том, что вообще такое интеллект и как его можно измерять.

Я предлагаю следующее определение: интеллект — это умение работать со смыслами, т.е. умение извлекать и упаковывать смыслы. Исходя из такого определения можно построить простую градацию уровней интеллекта.

Низкий интеллект с трудом извлекает смыслы из носителей (тексты, образы и др.) Как правило, вместо этого он описывает образ или пересказывает текст. Поскольку он не может извлечь смысл самостоятельно, ему требуется помощник (интерпретатор, толкователь). Некто должен объяснить, что означает то или иное. Далее человек с низким уровнем интеллекта становится рабом навязанной ему интерпретации вследствие её безальтернативности. Человек может следовать данной ему интерпретации или бороться с ней, но не может выйти за рамки контекста этой интерпретации до тех пор, пока кто-то не навяжет ему другую. Характерно бинарное мышление в стиле «за / против», «мы / они», «друзья / враги».

Средний интеллект способен самостоятельно извлекать смыслы из текстов и образов, но может увидеть только один единственный смысл, который в силу этого начинает казаться не то что единственно верным, а единственно возможным. В силу этого характерно бинарное мышление в стиле «это – правильно, а это — неправильно».

Высокий интеллект способен увидеть множество смыслов в одном сообщении. Вместо одиночных смыслов он способен работать со смысловыми множествами и смысловыми пространствами. При этом его не смущают альтернативные смыслы. На этому уровне человек способен получать удовольствие от созвучия смыслов. Именно на этому уровне человек приобретает способность к пониманию юмора и символов.

Ближайшая аналогия восприятия смыслов – это восприятие картинок-перевертышей. Некоторые люди вообще могут увидеть образ без внешней помощи. Им кто-то должен показать его элементы и объяснить, что они видят: «смотри – вот губы, вот лицо, вот лоб». Большинство людей быстро видят одно изображение, но с трудом могут увидеть второе, для некоторых это требует недюжинного усилия. Наконец, малая часть людей сразу видит оба образа, причем некоторые могут видеть их одновременно.

Давайте посмотрим, как эта концепция трёх уровней интеллекта поможет нам интерпретировать разные явления в жизни.

Понимание и генерация текстов

Человек с низким уровнем интеллекта испытывает трудности с упаковкой смысла в текст. Обычно он описывает это как «я пониманию, но сформулировать не могу». Также испытывает трудности с графическим отображением информации – ему сложно изобразить нечто схематически и сложно описать словами то, что показывает график или гистограмма.

Средний интеллект не испытывает сложностей с упаковкой смысла в текст или образ. При этом созданные им тексты и образы получаются детальными, проработанными, синтаксически корректными, но «плоскими» и «сухими». Типичный пример – тяжеловесный стиль среднестатистической научной статьи или монографии. Человек со средним интеллектом относительно легко читает схемы и графики, но практически не может работать с символами.

Высокий интеллект создаёт тексты, которые при некоторой неправильности и простоватости способны вызывать сложно интерпретируемый восторг у читателя. Заложенные автором в текст смысловое множество само по себе способствует развитию интеллекта читателя, стимулирует появление у него новых мыслей. Этот эффект достигается именно за счёт высокой плотности вложенных в текст смыслов (подробнее об этом я писал здесь и здесь).

Юмор, живопись, музыка

Для низкоуровневого интеллекта юмор недоступен, поскольку сущность юмора заключается в игре нескольких конфликтующих смыслов. Музыка доступна самая простая. Из живописи доступен только реализм.

Человек со средним уровнем интеллекта может наслаждаться реалистической живописью (Шишкин, Рафаэль), а вот картины Поллока или Климта будут оцениваться как «бред» или «мазня». Понятен грубый юмор.

На высоком уровне интеллекта становится доступным тонкий юмор, симфоническая музыка, абстрактная и символическая живопись.

Профессиональная пригодность

Не следует думать, что высокий уровень интеллекта во всех случаях является конкурентным преимуществом. Во многих профессиональных областях высокий (и даже средний) уровень интеллекта является стоп-фактором. Например, для сотрудников госструктур в авторитарных государствах противопоказан не только высокий, но даже средний уровень интеллекта. Транслируемая свыше «политика партии» должна восприниматься не просто как верная, но как единственно возможная. Тогда лояльность работников не придется постоянно покупать и контролировать.

Средний уровень интеллекта идеален для среднестатистического научного работника, служащего, чиновника. Он делает его высокоэффективным адептом мейнстримной парадигмы, который способен без сомнений и душевных метаний двигать эту парадигму вперед.

Высокий уровень интеллекта в современном обществе – скорее проблема, чем преимущество, ибо для его полноценной творческой реализации требуется уникальное сочетание специфических условий.

Психологический статус

Наибольшей уверенностью в себе и в своих действиях обладают люди со средним уровнем интеллекта. Они сами смогли найти смысл, а если он не вступает в противоречие с мейнстримной интерпретацией, это ещё более повышает уверенность человека в собственной крутости и правоте. Это может обеспечить высокую продуктивность деятельности.

Высокий интеллект в этом аспекте вновь является скорее проблемой для его обладателя. Видение множества смыслов порождает постоянные сомнения и душевные терзания. Из-за этого человеку становится сложно принимать решения. Там, где для среднего интеллекта всё ясно и однозначно, высокий интеллект найдёт обильную почву для сомнений и колебаний. В пределе это может достигать психопатологии (депрессия, абулия, шизофрения).

Низкий интеллект не может самостоятельно отрефлексировать свою правоту или не правоту. В силу этого его уверенность рождается из того факта, что он «на верной стороне» — на стороне большинства или на стороне сильного (победителя). Максимальная выраженность стадного инстинкта.

Дискуссия

Низкий интеллект не способен к дискуссии. Вместо дискуссии он будет раз за разом описывать свою интерпретацию смысла, причём чаще всего одними и теми же словами. Для усиления своей позиции будет использоваться громкий голос и «переход на личности».

Для среднего интеллекта дискуссия сводится к выяснению того, кто прав, а кто — не прав, т.е. превращается в некий аналог боксёрского поединка. При этом средний интеллект может приводить аргументы, критически рассуждать, убедительно опровергать и доказывать.

Высокий интеллект в спорах обычно «проигрывает» среднему интеллекту, так как изначально не убеждён в верности своей позиции и не имеет намерений её отстаивать. Для высокого интеллекта смысл дискуссии заключается в обмене смыслами, а не в «победе». Ему важно максимально точно выразить свое видение, увидеть видение оппонента. При этом человек с высоким интеллектом, который сегодня аргументируют одну позицию, завтра может с не меньшим успехом доказывать противоположную. Такое поведение со стороны менее интеллектуальных оппонентов выглядит как чудачество или непостоянство.

Конформизм и лояльность

Как уже говорилось, у низкого интеллекта нет выбора – он является заложником данной ему интерпретации. При этому он может быть или фанатично «за» или фанатично «против» этой интерпретации, но не может выйти за рамки её контекста. Такие люди становятся или фанатичными сторонниками или фанатичными противниками действующей власти. Верность человека с низким интеллектом – фактически пожизненная, что делает его хорошим слугой.

Средний интеллект обладает максимальной степенью сознательной лояльности. Он выбирает «верную» сторону (сюзерена) и служит ему верой и правдой, пока сюзерен не запятнает себя совсем уже неблаговидным поступком.

Проблема высокого интеллекта в том, что для него нет «верной» стороны. Поэтому в лояльности человека с высоким интеллектом никогда нельзя быть полностью уверенным. Такой человек при всех бонусах, которые он может дать, – непредсказуемый союзник.

Карьера

В силу вышесказанного, идеальные исполнители – люди с низким интеллектом. Но карьерный рост для них бывает затруднен, ибо даже на фоне высокой лояльности такой работник слишком опасен и «энергозатратен» для руководителя. Как сказал один политик «Наши чиновники – как дети, от которых надо спички прятать. Только отвернись – они тут же дом сожгут».

Успешная карьера для обладателя высокого интеллекта может сложиться только при сочетании целого ряда достаточно редких факторов.

Среднему интеллекту доступен максимальный карьерный диапазон, и его шансы на успешную карьеру наиболее высоки.

Конфликты

В конфликте низкий интеллект видит единственную модель поведения, поэтому для него конфликта, как такового, не существует. Такой человек всегда на стороне своего господина, давшего ему интерпретацию смысла (фюрера, партии, покровителя).

Средний интеллект может увидеть в конфликте две позиции – свою и чужую. Для него суть конфликта сводится к тому, кто решить для себя, кто «прав», а кто «не прав».

Высокий интеллект видит ситуацию объёмно, с её глубинными причинами и отдаленными последствиями. Для него нет правых и виноватых, а есть простирающееся в прошлое и будущее пространство причинно-следственных связей.

Интеллект и свобода

Интеллект не живет в среде, где есть только одна точка зрения. Там интеллекту просто нечего делать, поэтому он оттуда уходит. Именно поэтому при тоталитарном стиле управления, который не допускает наличия множества мнений, происходит схлопывание смыслового пространства. Обеднение смыслового пространства, в свою очередь, приводит стремительной деградации интеллекта в этой системе со всеми вытекающими последствиями. Если это система управления в государстве или компании – вследствие интеллектуальной деградации система управления начинает делать одну ошибку за другой, вплоть до полной потери ею конкурентоспособности и дееспособности. Свобода и интеллект – это две стороны одной монеты, которые невозможно отделить друг от друга.

Развитие интеллекта

Можно ли развить интеллект, т.е. перевести его с уровня на уровень? Думаю, можно, но для этого нужны специальные педагогические техники, в основе которых лежит именно работа со смыслами. Накопление объема знаний само по себе не приводит к повышению уровня интеллекта, хотя и может создавать его иллюзию для не слишком искушённого наблюдателя.

Критически важными для развития интеллекта являются два фактора – пространство смыслов и «праймер» (т.е. другой человек с высоким интеллектом, которые будет транслировать свои модели работы со смыслами). Именно поэтому дистанционное (обезличенное) обучение способно расширить базу знаний, но не в состоянии развивать интеллект обучаемых.

Сентябрь 2020 г.

Дмитрий Сандаков

Последние новости

5 пар прогулял — стипендию потерял. Новые правила выплаты стипендий

16 октября 2020 г. На Национальном правовом портале опубликовано постановление Министерства образования и Министерства финансов, которое меняет правила выплаты стипендий студентам. В Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других...

Ведущие специалисты российских и международных IT компаний проведут мастер классы для школьников и студентов

В рамках реализации проекта «Формирование образовательной цифровой среды для привлечения и сопровождения перспективных иностранных студентов для обучения в российских организациях высшего образования» обществом с...

«Мы не будем молчать». Студенты и преподаватели БГУ записали видеообращение

На YouTube появилось видеообращение студентов и преподавателей БГУ, в котором они объясняют, почему имеют право выходить на мирные акции и почему не могут молчать. Студенты и преподаватели разных факультетов БГУ говорят о необходимости свободы...

Комитет по образования обязывает учителей сообщать «наверх» об участниках протестов

В учебные заведения начали поступать письма с просьбой каждый месяц присылать списки несовершеннолетних учащихся, которые ходят на несанкционированные массовые мероприятия, а также их родителей. В...