Сегодня во время одной беседы я вдруг неожиданно для самого себя сформулировал три этапа развития научного мышления. Пока не забыл – спешу зафиксировать.
Этап 1. Пленник
«Если стадо покинет пределы догмы –
оно перестанет быть стадом»
Олег Насобин
На этом этапе человек не обладает научным мышлением, и главным препятствием для этого является отождествление в сознании человека реальности и её описания. В результате этого реальность как таковая исчезает и человек живёт, по сути, в чужих грёзах, которые подменяют собой реальность. Реальностью для такого человека становится контент учебников и СМИ. Поскольку этот контент является чрезвычайно упрощенным, схематизированным и односторонним, именно таковой представляется для человека реальность.
На этом этапе человек является пленником усвоенной им модели реальности (догмы) и не может выйти за её пределы, потому что выходить-то, собственно, некуда. Альтернативные описания на этом уровне развития мышления однозначно трактуются как выдумки, чепуха, бред, ересь, не соответствующие «реальности».
«Два человека живут в одном доме, в одном подъезде, на одном этаже. Разбойник и учёный. Они не просто по-разному видят мир. С ними случаются разные события. Они действительно живут в разных мирах. И у каждого есть свои неопровержимые доказательства того, что мир на самом деле именно такой… Доказательства одного — не имеют смысла для другого. То, что для одного — маловажная случайность, для другого — существенный закон жизни. Подтверждаемый опытом!» — Максим Солохин.
Этап 2. Странник
«Ибо надлежит быть и разномыслиям меду вами,
дабы открылись между вами искусные»
1К. 11:19
Ключом к двери, которая позволяет подняться на следующий уровень мышления, является разотождествление реальности и её описания. Человек вдруг осознаёт, что описание реальности, которым он владеет – это всего лишь описание, но отнюдь не сама реальность. Непостижимая реальность проявляет себя в виде набора феноменов (фактов). А описание реальности – это лишь более или менее связная фантазия некого автора, которому удалось придумать модель, которая с минимальным количеством противоречий соотносится с максимальным количеством фактов.
Несмотря на кажущуюся простоту и самоочевидность этого перехода, сделать его удаётся далеко не всем. И мешает как раз-таки кажущаяся достоверность (очевидность, от слов «очень видность») усвоенного описания. Ну ведь очевидно же, что солнце движется, а земля стоит на месте? Чтобы усомниться в очевидном – надо стать немного сумасшедшим, надо сделать шаг в безумие (правда, надо ещё не забыть после этого быстренько вернуться обратно).
Разотождествление реальности и её описания приводит к нескольким интересным последствиям.
Во-первых, человек неизбежно понимает, что если есть одно описание реальности, то может быть и ещё одно. И ещё одно. И ещё. Именно этот инсайт освобождает человека из темницы единственного описания. Пленник становится Странником, который с интересом начинает искать и исследовать разнообразные описания реальности. Сегодня он живет в атеистической модели, завтра утром примеряет на себя христианскую, а после обеда – магическую. Странник путешествует по разным описаниям реальности, учится их различать и постигать их сущность («нормальный» человек живёт в модели, которая представляет собой дичайший микс науки, псевдонауки, религии, мистики и суеверий). Изучая множество разнообразных описаний, Странник накапливает опыт вариативности возможных описаний. Странник на личном опыте постигает, что нет единственно верного описания, ни одно из описаний не является полностью истинным, но каждое отражает некий аспект истинной реальности, которая находится за пределами любых описаний.
Во-вторых, разотождествив реальность и её описание, человек как бы сдёргивает с реальности покрывало описаний, что даёт ему возможность впервые ощутить аромат настоящей реальности – непостижимой и не умещающейся ни в какое описание. У человека появляется настоящий объект исследования – реальность. Именно здесь рождается наука.
Этап 3. Демиург
«Король и маг – это две социальных роли.
Нужно быть магом, чтобы сказать «хочу радио»,
ведь пока нет радио, нет и слова «радио».
Нет и дискурса, в рамках которого могло родиться такое слово.
Маг создает дискурс, расширяющий пределы возможного,
и идёт с этим дискурсом к королю. Король может принять мага
или отвергнуть – то и другое во власти короля.
Но в ходе естественного отбора выживают короли,
которые умеют правильно отбирать магов»
Максим Солохин
Полученный странником опыт присутствия во множестве разнообразных описаний реальности рано или поздно трансформируется в совершенно новое свойство – способность самому создавать описания. Рано или поздно страннику становится скучно просто смотреть на чужие описания, в ходе путешествий у него уже сформировалось своё собственное, уникальное видение и понимание реальности, которое жаждет быть выраженным. Именно на этом этапе формируется учёный в истинном понимании смысла этого слова, учёный-маг. Потому что учёный – это не просто лаборант, который умеет проводить эксперименты, обсчитывать результаты и описывать их в статьях, к этому способен и Пленник. Учёный – этот тот, кто создаёт новые описания реальности, в которых невозможное и немыслимое становится не просто возможным, но самоочевидным.
Достигший этого уровня учёный становится демиургом, Брахмой, который создаёт в своей фантазиях описания мира, которые станут тюрьмой для Пленников и пространством путешествий для Странников.
Дмитрий Сандаков
24 июня 2021