О воле божьей — 2. План vs. метаплан

Часть 1. Бог-отец и Бог-начальник

Я предлагаю попытаться сделать следующий шаг на пути к пониманию воли Бога. Для этого нужно отказаться от попытки лепить Бога по собственному образу и подобию. Чтобы это сделать, мы заменим понятие «план» на «метаплан».

Что такое метаплан? Когда мы приписываем Богу некий план – мы имеем в виду, что это некий план нашего уровня понимания – например, построение христианского государства, появление царя в России, соблюдение заповедей и т.п. Как уже говорилось выше, приписывая Богу человеческий план, мы низводим Бога до своего уровня. Метаплан – это как бы план над планом, это план, который лежит в более высокой плоскости, которую мы, возможно, не способны постичь.

Чтобы объяснить, что такое метаплан, я воспользуюсь всем понятной патриархальной аналогией. Представьте себе детей, играющих в песочнице в войнушку с пластмассовыми солдатиками. А из окна дома на них смотрят родители. У детей есть план игры – каждый стремится захватить чужой песочный замок. В нашей аналогии дети – это люди, а родители – это Бог. Дети самозабвенно играют в солдатиков, строят планы по захвату песочницы и даже могут попросить папу поиграть на чьей-либо стороне.

Фишка в том, что родителей абсолютно не интересует то, что происходит в песочнице. Им абсолютно всё равно, сколько пластиковых солдатиков будут убиты, какой из замков будет разрушен, и кто из детей победит. В песочнице дети могут делать что угодно. Дети заняты – родители довольны.

Это не значит, что родители равнодушны или злы. У любящих родителей есть свой метаплан – дети должны остаться в живых и вырасти. Для этого родители делают многое на уровне своего метаплана – они зарабатывают деньги, они оплачивают коммунальные услуги, они следят за здоровьем детей, за их гигиеной и т.п. Они ежедневно делают множество кропотливой работы, чтобы обеспечить жизненность и развитие своих детей. Это и есть родительский метаплан.

При этом дети вообще не способны ни понять, ни оценить ни сам метаплан, ни ежедневный труд родителей по его осуществлению. Детям кажется, что скучные родители занимаются скучной фигнёй вместо того, чтобы заниматься настоящим делом – захватывать песочный замок в песочнице.

Могут ли родители вмешаться в игру детей? Конечно, могут. Любой родитель может в мгновение ока обеспечить ребёнку победу в его игре. Но как часто родители это делают? Почти никогда. Почему? Потому что дети должны учиться, играть и развиваться в этих играх. Наличие у детей своих планов и их реализация (удачная или недуачная) – это часть метаплана родителей: дети должны придумывать себе игры, играть и, играя, обучаться. При этом конкретное содержание игровых планов и результат реализации этих планов для метаплана абсолютно не важны.

Если у Бога и есть план – то более чем вероятно, что это не план, а метаплан, который мы, люди, не можем понять и вместить, как дети до определенного возраста не могут понять задач и забот родителей.

Более чем вероятно, что Богу абсолютно всё равно, кто сколько раз переспит с чужими жёнами, кто сколько украдет миллиардов и кто сколько «солдатиков» угробит в очередной войне. Бог не собирается ни наказывать, ни поощрять за это, ни восстанавливать «справедливость» в нашей песочнице. Что бы мы ни сделали в нашей социальной игре – это никак не мешает реализации божественного метаплана.

Дети Бога (то есть мы) должны играть, и пока они радостно и самозабвенно играют – Бог доволен. А если кто-то на земле придумал от лица Бога странные правила (ну, типа, секс без брака есть грех) – Бог дает право своим детям поиграть и в эту игру.  В конце концов, если дети начинают играть в песочнице в родителей, настоящие родители лишь с умилением посмотрят на это и восхитятся умением своих чад придумывать всё новые игры.

Любит ли нас Бог? Да, любит. Как и хороший родитель, Бог создает среду обитания, в которой мы можем играть, развиваться и получать удовольствия. Как и хороший родитель, Бог делает это максимально незаметно, не попрекая своих чад тем, что он их кормит и обувает.

Помогает ли Бог человеку? Если у моего ребенка не получается строить замок, мне нет труда выстроить замок в 10 раз больше и лучше, чем он может себе вообразить. Буду ли я это делать? Нет, потому что в этом нет смысла ни для меня, ни для ребёнка. Суть игры в развитии, ребёнок должен сам учиться строить.

Почему Бог допускает несправедливость, почему он не остановил Гитлера?  Бог не помогал Гитлеру, Гитлер помог себе сам. Для Бога это был очередной захват замка в песочнице – просто интересная игра. С точки зрения метаплана, Гитлер – молодец, так как организовал новую захватывающую игру, в которой дети могли получать новый опыт. Бог не заставлял никого воевать. Детям надоело сидеть и лепить кулички и захотелось поиграть в казаки-разбойники – пожалуйста. Наигрались? Надоело? Ну и отлично, теперь поиграйте в дочки-матери или в стройку.

Почему Бог допускает страдания? Скажите, вы много думаете о том, какие страдания вы причиняете своей одежде, когда стираете её стиральной машине или рвёте на тряпки? Дух человека бессмертен и неуничтожим. Тело – это временно собранный набор молекул, одежда для духа. Да, ребенок может самозабвенно рыдать над «убитым» в бою пластиковым солдатиком. Но кто из взрослых воспримет смерть солдатика как трагедию? Гибель тела – явление ничего не значащее в божественном метаплане. Вы ведь не делаете трагедию из того, что вечером, вернувшись домой из офиса, сняли костюм и одели более соответствующие домашней обстановке треники или халатик. И уж, конечно, Вы ни разу не думали о том, что чувствует сброшенный пиджак или галстук.

Так что – Бог злой? Бог не злой и не добрый, потому что злой и добрый – это понятия, относящиеся к нашему уровню реальности. Даже на уровне крупного руководителя эти характеристики уже теряют смысл. Командарм, который, предупреждая прорыв фронта, обрекает на верную гибель батальон – он добрый или злой? Попытка охарактеризовать Бога в терминах человеческой психологии – добрый, злой, умный, равнодушный, сострадательный, справедливый милосердны и т.п. – даже глупостью назвать и то сложно.

А как же грех? Грех – это наша игра, Богу нет дела до того, что мы тут объявили грехом, а что добродетелью. Если кто-то решил считать себя грешником из-за того, что переспал с чужой женой – это его право, такое же как право ребёнка поплакать над порвавшимся фантиком от жвачки. Стать настоящим грешником не менее сложно, чем стать настоящим святым.

Так каков же метаплан Бога? Я не знаю. Но знаю точно, что любой, кто говорит о том, что он достоверно знает о планах Бога – либо беспросветный тупица, либо бессовестный лгун. Ребёнок не может понять планов родителей, у него нет для этого соответствующего опыта. Он начнёт понимать своих родителей только тогда, когда станет немного взрослым. Чтобы понять Бога, надо самому стать немного Богом, только тогда это понимание будет возможным. А до этого все рассуждения о воле божьей (как и то, что вы сейчас читаете) – не более интеллектуальные упражнения, гимнастика для ума, очередная забава в нашей песочнице. Но ведь Бог разрешил нам играть, не так ли? А значит, в том, что мы делали, нет греха.

Часть 3. Трудно не быть Богом

Дмитрий Сандаков
Июнь 2020 г.

Последние новости

5 пар прогулял — стипендию потерял. Новые правила выплаты стипендий

16 октября 2020 г. На Национальном правовом портале опубликовано постановление Министерства образования и Министерства финансов, которое меняет правила выплаты стипендий студентам. В Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других...

Ведущие специалисты российских и международных IT компаний проведут мастер классы для школьников и студентов

В рамках реализации проекта «Формирование образовательной цифровой среды для привлечения и сопровождения перспективных иностранных студентов для обучения в российских организациях высшего образования» обществом с...

«Мы не будем молчать». Студенты и преподаватели БГУ записали видеообращение

На YouTube появилось видеообращение студентов и преподавателей БГУ, в котором они объясняют, почему имеют право выходить на мирные акции и почему не могут молчать. Студенты и преподаватели разных факультетов БГУ говорят о необходимости свободы...

Комитет по образования обязывает учителей сообщать «наверх» об участниках протестов

В учебные заведения начали поступать письма с просьбой каждый месяц присылать списки несовершеннолетних учащихся, которые ходят на несанкционированные массовые мероприятия, а также их родителей. В...