Дмитрий Борисович Сандаков
Прогресс в сфере информационных технологий не стоит на месте и постепенно добирается даже до таких консервативных мест как учебные заведения. В 2012 году в школах и ВУЗах Беларуси (лицей БГУ, БГПУ) начались эксперименты по использованию планшетов. В ближайшие несколько лет предполагается широко внедрить планшеты в учебный процесс.
Хорошо известно, что любая медаль имеет две стороны (исключением является только абсолютно не функциональный лист Мебиуса). Обычно при внедрении новой технологи разработчики и СМИ делают акцент на положительные стороны и предпочитают не касаться возможных неблагоприятных последствий. Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы использования планшетов в учебном процессе.
«Плюсы» планшетов
1. Удобство доступа к информации
На планшет можно закачать электронные копии всех необходимых учебников. Таким образом, студентам (школьникам) не нужно таскать с собой кипу учебников, бегать в библиотеку. Планшет обеспечивает мгновенный доступ к любому учебнику. Без сомнения, это – удобно.
2. Экономия средств
Печать учебников – дело недешевое, а копирование электронного файла ничего не стоит. С переходом на электронные учебники в целом по Республике получится существенная экономя бюджетных средств.
Также в очевидные и важные «плюсы» следует записать возможность оперативных внесений исправлений и дополнений в электронные учебники, в то время как традиционные учебники переиздаются раз в несколько лет.
Что касается стоимости самого устройства, то сегодня планшеты и ридеры (особенно в бюджетном сегменте) имею весьма демократичную стоимость. Цена бюджетного планшета более-менее сопоставима со стоимостью комплекта учебных пособий на 2-3 года обучения.
3. Возможность использования мультимедийного и интерактивного контента
Возможности бумажных учебников ограничены предоставлением текстовой и графической информации. В электронном же учебнике возможно раздавать аудио и видео контент. За счет использования видео материалов можно существенно увеличить наглядность и заинтересованность учеников.
К тому же, возможно использовать интерактивные элементы. Например, ученик видит качающийся маятник, при помощи «ползунков» на экране может менять параметры (массу маятника, длину подвеса, силу тяжести) и затем наблюдать, как это отразится на периоде колебаний виртуального маятника. Не только наглядно, но и интересно!
4. Коммуникационные возможности
Учитель может отправлять детям задания либо учебные материалы по wi-fi или Bluetooth. Таким же образом можно в конце урока аккумулировать файлы с выполненными заданиями. Удобно!
«Минусы» планшетов
1. Планшет учит потреблять, но не создавать информацию!
Эволюция персональных устройств шла по линии: персональный компьютер (ПК) – ноутбук – нетбук – планшет. Переход от ПК к нетбуку больше повлиял на комфорт работы, чем на ее алгоритм. Ноутбук – это просто компактный ПК, который можно положить в сумку. Нетбук – это еще более компактный ПК, который можно носить с собой ежедневно.
А вот с переходом к планшетам мы имеем существенное изменение АЛГОРИТМА работы с информацией. Думаю, эту идею уже в полной мере осознали разработчики Майкрософт, которые в Windows 8 постарались создать унифицированную операционную систему для ПК и планшетов и, похоже, с треском провалились. Планшет – это не ПК и не ноутбук, это – принципиально иное устройство.
Ноутбук имеет клавиатуру: аппаратно и «идеологически» он предназначен для СОЗДАНИЯ информации: ввод текста. Планшет – это устройство, изначально созданное для ПОТРЕБЛЕНИЯ информации.
На мой взгляд, введение планшетов в учебный процесс может привести к дальнейшему угнетению креативных, творческих способностей детей. На планшете можно читать, по планшету можно водить пальцем, можно двигать уже нарисованные фигурки, кликать по уже нарисованным кнопкам. На планшете нельзя СОЗДАВАТЬ новую информацию. По крайней мере, это очень неудобно, т.к. планшет изначально для этого не предназначен. При помощи экранной клавиатуры планшета можно написать СМС или пост в твиттер, но не сочинение.
Таким образом, внедрение в учебный процесс планшетов может направить воспитание детей в русло потребителей, но не создателей информации.
2. Нагрузка на зрительный аппарат
Любой монитор создаёт дополнительную нагрузку на органы зрения, которая особенно критична в детском возрасте. По мнению профессиональных разработчиков, для комфортной ежедневной работы требуется экран размером не менее 15 дюймов; 13 дюймов – это компромисс между удобством работы и мобильностью; 11 и менее дюймов – пригоден для коммуникации и развлечений, но не для серьезной работы. Проводя за компьютером ежедневно по много часов, со своей стороны могу на 100% подтвердить это мнение.
Размер диагонали планшета составляет 7-10 дюймов. В эксперименте, проводимом в БГПУ им. Танка, использовались планшеты Prestigio MultiPad 9.7 ULTRA с диагональю 9,7 дюймов и разрешением 1024х768.
Мелкий размер экрана особенно при низком разрешении крайне неудобен для работы с текстом. Да, вы без проблем можете просмотреть фотографии, новости в интернете или свою электронную почту, но попробуйте поработать с текстом на таком устройстве 2-3 часа!
К тому же, в дешевых планшетах используются низкокачественные матрицы с невысоким контрастом и равномерностью подсветки. Детям придётся работать с этими устройствами ежедневно по много часов на протяжении нескольких лет.
В 2008-2010 году вместе со студентами я выполнял цикл работ по изучению восприятия текстовой информации с экрана монитора. Оказалось, что проблема восприятии информации с экрана монитора гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Приведу несколько примеров.
Монитор светится, бумага нет, поэтому традиционные понятия полиграфии (размер шрифта, интерлиньяж, контраст и.т.п.) требуют нового понимания. Оптимизация текста для восприятия с отражающей свет бумаги и с испускающего свет экрана – это очень разные вещи!
Монитор имеет пиксельную сетку, бумага нет; это архиважное отличие! Сглаживание шрифтов на пиксельной сетке – это целая наука; интересующимся рекомендую почитать хотя бы про принципиально разную прорисовку шрифтов в Windows и Mac OS X.
Экраны в современных мониторах и планшетах подсвечиваются светодиодами, которые имеют специфический спектр излучения, влияние которого на сетчатку глаза до сих пор плохо изучено. Для регуляции уровня подсветки светодиодов используется метод ШИМ (кому интересно — погуглите, реально узнаете много нового!), который имеет неприятные побочные эффекты.
Конечно, вместо планшетов можно использовать устройства на т.н. электронной бумаге (ридеры). Тогда эти проблемы исчезают, но одновременно с ними исчезает и возможность раздачи мультимедийного контента и усугубляется проблема обозначенная в предыдущем пункте, т.к. современные устройства на e-ink еще менее приспособлены к вводу информации, чем планшеты.
3. Отвлечение внимания
Профессиональные авторы, которые занимаются созданием текстов, в последнее время все чаще переходят на минималистичные текстовые редакторы (например, Focus Writer), которые практически не имеют интерфейса: серый экран и на нем печатаются буквы без возможности форматирования. И это удобно, потому что избыточный и перегруженный интерфейс Word отвлекает от главного — создания текста.
Планшет в большей степени, чем книга отвлечет внимание от содержания информации. Особенно это актуально для детей, чье внимание и так менее устойчиво.
Также не надо забывать о том, что планшет – это соблазн запустить игру. У меня на лекциях многие студенты с ноутбуками играют в игры либо смотрят кино. Предполагаю, что то же может быть и в школе на уроках. Вместо рабочего инструмента дети получат дополнительную игрушку.
Резюме
Я не противник внедрения планшетов в учебный процесс. Я – за то, чтобы делать это профессионально и обдуманно. Для того, чтобы планшеты изменили учебный процесс в лучшую сторону, требуется всестороннее продуманная КОПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ их применения, которая сбалансирует плюсы и минусы их использования. Требуется работа коллектива профессионалов (педагогов, программистов, психологов, психофизиологов), чтобы продумать, разработать и создать целостную рациональную концепцию использования планшетов в учебном процессе.
А что мы имеем? Создаваемая сейчас библиотека школьных электронных учебников предлагает файлы в формате pdf. Тот, кто пытался читать pdf файлы на ридере или на планшете – хорошо знает, насколько это неудобно. Именно pdf-формат в наименьшей степени приспособлен для чтения с небольших экранов невысоко разрешения.
Это уже начинает напоминать очередное изобретение велосипеда. Тем, кто интересуется современным состоянием проблемы электронных средств обучения, должно быть известно, что не так давно компания Apple представила интегрированную среду для образовательного контента, которую аналитики уже назвали революцией в образовании. Она включает в себя: программу для создания мультимедийных учебников; программу для просмотра таких учебников, облачный сервис для хранения учебной информации и многое другое. Платформа преимущественно бесплатна и открыта для использования. Примеры интерактивных учебников созданных на этой платформе можно посмотреть здесь.
Без сомнения, компактные электронные терминальные устройства для получения контента имеют большие перспективы использования в образовательном процессе, и за ними будущее. Однако в данном случае как никогда требуется серьёзный, вдумчивый, комплексный, профессиональный подход, чтобы не получилось «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Январь 2013, г. Минск
© Сандаков Д.Б., 2013.