Системы «безопасности» в учебных заведениях – как нас обманывают

Турникет в школе

 

Дмитрий Борисович Сандаков

12 сентября в редакцию ОБРАЗОВАНИЕ.by пришло письмо с таким началом «Уважаемые друзья! Просим Вас поддержать проект «SmileS.Школьная карта» и разместить новость о запуске проекта в *** школе №*.» Далее следует описание проекта, суть которого сводится к установке на входе в школу турникетной пропускной системы. Тема турникетных пропускных системы в учебных заведениях муссируется в СМИ уже достаточно давно. Но меня до сих пор удивляет и возмущает то, с каким цинизмом лоббисты этих систем обманывают людей. На самом деле, турникетные пропускные системы не имеют никакого отношения к безопасности. Давайте разберём этот вопрос на примере текста пришедшего к нам в редакцию письма.

«Вопрос безопасности школьников набирает актуальность с каждым днём и становится предметом многих дискуссий высокопоставленных чиновников. Принятые законы и положения выносятся на контроль Правительства. Их реализация должна внести свой вклад в решение вопросов безопасности детей, как в учебное время, так и во внеурочное.«

Начало вполне традиционное. Чиновники и лоббисты проектов всегда расписывают преимущества этой системы, делая упор на безопасность детей. Таким образом осуществляется достаточно жёсткая психологическая и социальная манипуляция родителями. Если ты – против установки такой системы в школе, то как бы получается, что ты – против безопасности детей. А что может быть важнее безопасности детей?! Ничего удивительного, что такой человек при желании легко превращается в объект травли со стороны других родителей и членов коллектива. Это – чистейшей воды манипуляция, потому что, как было написано выше, никакого отношения к безопасности подобные проекты не имеют. Читаем дальше:

«Согласно цели проекта — обеспечить безопасность на территории учебного заведения, в школе установлена система безопасности «Вход/Выход», представляющая собой турникетные системы и ограждения, управляемые специальным программным обеспечением. … Для доступа в школу через турникет каждому ученику и учителю будет бесплатно выдана персональная пластиковая карта. При входе в школу учитель или ученик подносит карту к считывателю, расположенному на турникете. Программа устроена так, что в момент поднесения карты к турникету, на мониторе компьютера охранника появляются данные владельца карты – имя, фамилия, класс, фотография. Данная функция системы призвана ограничить доступ в школу посторонних лиц не по своей карте.«

Итак, предлагаемые системы якобы безопасности – это просто турникет, который считывает данные с личной карты-пропуска и фиксирует в базе данных время прихода и ухода её владельца. Не более того! Воспрепятствовать проникновению в школу посторонних турникет не в состоянии. Преодоление любого турникета – дело 10 секунд даже для не очень спортивного человека. Воспрепятствовать проникновению посторонних лиц может не турникет, а охранник (вахтер).

Так вахтеры и так сидят сегодня в каждой школе и без всяких компьютеров и электронных карт легко идентифицируют посторонних посетителей и препятствуют их проникновению. Скорее наоборот, турникет усыпляет бдительность вахтера.

Злоумышленнику ничего не стоит дать по шапке первоклашке и отобрать у него карту, а затем с её помощью спокойно войти в школу в потоке людей. Я уж не говорю о том, что карту-пропуск можно купить, одолжить, скопировать и т.п. Да и вдумайтесь в саму идею – обеспечить безопасность здания путём установки турникета НА ОДНОМ ЕДИНСТВЕННОМ ВХОДЕ. Любой мало-мальский специалист по безопасности будет долго-долго хохотать на этом месте. Тогда для чего НА САМОМ деле нужна такая система? Читаем дальше:

«При этом программный комплекс, который управляет системой, фиксирует и сохраняет данные всех посетителей с указанием точного времени входа/выхода. Эти данные мгновенно становятся доступны для просмотра учителями, классными руководителями и администрацией школы. Каждому родителю ученика статистика посещаемости доступна только по своему ребёнку.«

Наконец-то мы добрались до сути проекта. Турникетные системы, хотя и называются системами безопасности, на самом деле, являются системами сбора информации. Установленная в школе, такая система позволяет собирать информацию о времени прихода и ухода учеников, педагогов и персонала. В автоматическом режиме фиксируются все опоздания, ранние уходы и т.п.

Кому это надо? Учителям? Ученикам? Родителям? В первую очередь – администрации школы. В случае любого конфликта с учеников или педагогов директор сделает распечатку его опоздания за последние месяцы и скажет: «Баа, да Вас, голубчик, уже давно выгонять (увольнять) пора. Это же надо – 5 опозданий на 1,03 минуты за два месяца!». То, что учитель за эти месяцы 10 раз оставался после работы на пару часов, можно не распечатывать. Ибо администрация не обязана выдавать гражданам информацию с систем слежения и безопасности. Думаю, что на этой фразе большинство конфликтов будут решены в пользу администрации.

Кстати, будет большой ошибкой думать, что полученная с помощью турникетной системы информация о поведении ребёнка останется в пределах школы. У каждого ребёнка есть родители, которые где-то работают, чем-то занимаются, имеют какие-то конфликты и т.п. Дальше продолжать не буду, умный сообразит…

Теперь о деньгах. Турникетная пропускная система стоит денег. Деньги нужны на её приобретения, затем – на установку, далее – на обслуживание. Если сейчас в школе на входе сидит дедушка-вахтёр, то завтра потребуется охранник, инженер и программист для обслуживания системы. И их ежемесячные зарплаты будут несравнимы с зарплатой дедушки-вахтёра (а также с зарплатами учителей). Допустим, приобретение и установку оплатят через бюджет, т.е. за наши с Вами общие деньги, собранные в виде налогов. А вот за обслуживание системы каждому родителю почти наверняка рано или поздно придётся регулярно платить из своего кармана.

Теперь вопрос – а неужели у нас сегодня в школах так всё замечательно, что некуда девать бюджетные деньги, кроме как на покупку супер-дорогих игрушек типа электронных турникетов? Если это так – то почему тогда родители учеников регулярно скидываются то на ремонт класса, то на шторы, то на что-то ещё? Не лучше ли за эти деньги (а деньги немалые!!!) купить в школу электронные доски или проекторы в каждый класс? Предоставим слово лоббистам проекта:

«Все направления данного проекта преследуют одну из главных целей в образовательном процессе — вооружить учащихся знаниями на основе качественного преподавания предметов с применением современных технологий»

А вот это уже смахивает на «бред сивой кобылы»! Получается, что турникет на входе в школу – это современная технология, повышающая качество преподавания предметов. Если лоббисты проекта считают, что проход через турникет «вооружает учащегося знаниями», то, значит, школы можно вообще закрыть – пусть ученики ходят целый день через турникеты в метро и умнеют, умнеют, умнеют….

Таким образом, предлагаемые к установке в учебных заведениях турникетные пропускные системы являются системами сбора персональных данных, и не имеют никакого отношения к безопасности детей. Все разговоры о безопасности – не более, чем психологическая манипуляция. Получаемые в автоматическом режиме персональные данные могут быть использованы администрацией для давления на членов рабочего коллектива в случае конфликтных ситуаций. Установку и обслуживание дорогостоящих систем сбора данных предлагается осуществлять за наш с Вами счёт.

Давайте вместе хорошо подумаем, нужно ли нам это. И давайте захотим, пускай у лоббистов этого проекта мысли в принудительном порядке пойдут в нужном на общее благо направлении.

Приглашаем всех читателей присоединиться к дискуссии о необходимости и целесообразности установки в школах турникетных систем

Сентябрь 2013 г., Минск

 

Предлагаем читателям самостоятельно познакомиться с полным текстом письма, которое поступило в редакцию ОБРАЗОВАНИЕ.by:

Имя пославшего: Ольга
Электронный адрес:o.ruzavina@shkolnaya-karta.by
IP-адрес:213.160.153.2

Уважаемые друзья! Просим Вас поддержать проект «SmileS.Школьная карта» и разместить новость о запуске проекта в Боровлянской школе №2. Текст ниже.

С начала сентября в Боровлянской школе №2 учителя и дети получат персональные карты.

Вопрос безопасности школьников набирает актуальность с каждым днем и становится предметом многих дискуссий высокопоставленных чиновников. Принятые законы и положения выносятся на контроль Правительства. Их реализация должна внести свой вклад в решение вопросов безопасности детей, как в учебное время, так и во внеурочное.
С начала сентября в Боровлянской школе №2 Минского района начинается реализация проекта, согласно которому каждый учитель и школьник будет иметь доступ в школу по специальной карте.

Согласно цели проекта — обеспечить безопасность на территории учебного заведения, в школе установлена система безопасности «Вход/Выход», представляющая собой турникетные системы и ограждения, управляемые специальным программным обеспечением. Уже в первых числах сентября каждый ученик Боровлянской школы получит по персональной школьной карте для прохода через турникет.

О системе

«Вход/Выход» — это система контроля и управления доступом в виде турникетов и ограждений, установленных на входе в школу. Для доступа в школу через турникет каждому ученику и учителю будет бесплатно выдана персональная пластиковая карта. При входе в школу учитель или ученик подносит карту к считывателю, расположенному на турникете. Программа устроена так, что в момент поднесения карты к турникету, на мониторе компьютера охранника появляются данные владельца карты – имя, фамилия, класс, фотография. Данная функция системы призвана ограничить доступ в школу посторонних лиц не по своей карте. При этом программный комплекс, который управляет системой, фиксирует и сохраняет данные всех посетителей с указанием точного времени входа/выхода. Эти данные мгновенно становятся доступны для просмотра учителями, классными руководителями и администрацией школы. Каждому родителю ученика статистика посещаемости доступна только по своему ребенку. В любой момент времени администрация видит количество присутствующих в школе, может определить, кто отсутствует, сколько на территории посторонних лиц, кто из учащихся опоздал на урок, а кто покинул школу ранее положенного времени. Это позволит своевременно отреагировать на ситуацию и принять соответствующие меры. Родители в свою очередь смогут контролировать посещаемость своего ребенка через компьютер, подключенный к интернету. Для усиления контроля посещаемости ребенком школы каждый родитель сможет заказать услугу отправки СМС-сообщений на свой телефон с точным временем прохода ребенка через турникет. Сообщение отправляется в течение 5-ти минут после события. Благодаря данной услуге родители будут всегда в курсе, когда ребенок пришел в школу или ушел из нее.

Установка и использование системы безопасности бесплатны и для школы, и для родителей. Сервис СМС-информирования родители смогут заказать по желанию – данная услуга добровольная.

Выбор в пользу Боровлянской школы №2 был сделан не случайно. Школа занимает активную позицию в учебном и воспитательном процессе своих учащихся, предлагая им широкий спектр возможностей для самореализации себя не только в рамках урока, но во внеурочной деятельности. Школа смело относится к модернизации образовательного процесса за счет внедрения современных технологий и применению их в вопросах организации безопасности своих учащихся. Усиление контроля посещаемости уроков с помощью системы «Вход/Выход» руководство школы рассматривает, как одно из решений в вопросах воспитании таких качеств ученика как самоорганизация, дисциплина и ответственность.

Представитель проекта в Минском районе, Святослав Царук, заявил, что кроме системы безопасности, в Боровлянской школе будет рассмотрена возможность внедрения электронных журналов для учителей.

Все направления данного проекта преследуют одну из главных целей в образовательном процессе — вооружить учащихся знаниями на основе качественного преподавания предметов с применением современных технологий, а также комфортного и безопасного учебного процесса.

Автор «SmileS.Школьная карта»