Как развалить систему образования: диверсионная программа

Диверсионная программа Сандакова

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Об этом недавно в Госдуме во всеуслышание заявил Владимир Жириновский: «… надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте». Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье я предлагаю проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

Лирически-методологическое предисловие

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают всё». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры ещё те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известными учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибрация? Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать своё поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,

— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),

— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучение, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер.

Вот собственно и всё. Как видите – ничего сложного.

Для облегчения сравнения диверсионной программы Сандакова с реальными фактами приведу небольшой список показательных новостей образования за последнее годы (читайте, сравнивайте и оценивайте вероятность случайного совпадения):

Медведев распорядился уволить 140 тысяч преподавателей ВУЗов

В Беларуси профессора зарабатывают в 100 раз меньше футболистов

Министр образования Беларуси: бумажной работы в школе «может быть и гораздо больше»

В Беларуси на одного студента расходуется в 7 раз меньше средств, чем в Евросоюзе

Министр образования России дал характеристику белорусским профессорам: нищеброды, бездари и взяточники

7 баллов по ЦТ можно набрать, не читая заданий

Белорусскую АЭС будут обслуживать специалисты, имеющие при поступлении 189 баллов из 400

Жириновский требует звания академика за открытие главного принципа управления образованием в 21 веке

Министр образования Беларуси: учителя довольны свой зарплатой в 3 миллиона рублей

Январь 2013, г. Минск

© Сандаков Д.Б., 2013.
Google+

26 КОММЕНТАРИЕВ

    • Да почему же «бред»? Начиная с середины 90-ых, когда остановилось инерционное развитие советского образования, так оно и есть. Или у вас ещё остались какие-либо иллюзии на сей счёт? Или удобно пребывать в состоянии самоуспокоения?

      • Почему с середины 90-х? Начало процесса относится к концу 70-х, наблюдала своими собственными глазами на примере школ своего города. Да и про вузы ещё тогда говорили: «ума нет — иди в пед». Ну, и причинно-следственная цепочка: в учителя идут самые слабые, потом они же начинают преподавать… Из университетов тоже самые слабые уходили специализироваться на педкафедры — вот вам и ещё один ручей в ту же реку. Нет, ребята, это не программа развала, это механизм деградации, запущенный за-ради получения несомневающихся винтиков ещё позднесоветского времени. Просто те, кто в этой гонке на понижение уровня интеллекта оказался в первых рядах «чьих-то детей» и «самых преданных делу партии», в 90-е пришли к власти и начали активно ретранслировать и реплицировать своё мировоззрение уже на уровне императивов.

  1. Все это здОрово и подкрепляется реальностью. Одно «но» — умные допустили, чтобы идиЕты властвовали. Вопрос сей задачи: кто в этом случае идиот? И что нам делать с ответами?

  2. Вероятно, самы распространенным мифом на Земле явялесят миф о том, что «властвуют идиоты». Властвуют над умными еще более умные и сильные. Идиот — это человек, который думает, что люди, находящиеся во власти, спят и видят как бы его облагодетельствовать 🙂

    • Давайте, все таки, не осквернять общечеловеческие, сложившиеся веками, ценности. Называть умными весь этот сброд, засевший в правительстве у нормального человека просто язык не повернется. Подлые, да, коварные, да, хитрые, да, но никак не умные в понимании их пользы для духовного и технического развития человечества. Или Вы считаете, что главный показатель ума — умение хорошо устроиться в жизни? И плевать на способы?

      • Не раз общался с политиками. Демагоги еще те, мозги пудрят знатно. Информацию подают очень размыто, да так, что складывается впечатление, будто бы ответ на заданный вопрос был получен. Это не значит что они сами ничего не знают, напротив, опыта и знаний, порой, у них немерено. Это значит, что об этом знать не должны мы. И ведь действительно не заслужили, если ведемся на простейшие манипуляции.

        • А в политику то кто идет? Умный и интеллигентный? Конечно, нет! Тот кто пройдет по вашим головам и печенкам , прогнется вовремя, проголосует за кого надо…

    • Вася, как Вы правы!!! а объяснение происходящего здесь: плутин с кремлядью — преступная нелегитимная шайка, работающая в интересах своих хозяев из госдепа, целью которой является ограбление и уничтожение Советского народа и СССР. Это понять не совсем просто и требуется ДУМАТЬ, но кто хочет, сможет разобраться по ссылке:
      https://icty0.livejournal.com/485886.html — Родина в опасности!!!

  3. Все вышеперечисленные комментарии показывают, что «комментаторы» совершенно не в теме обсуждаемого автором вопроса. Автору большое спасибо за статью. Жаль, что современная ситуация в Белоруссии не отличается от российской.

  4. *в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. * Не, господа, это все дааалеко не глупость. Это целенаправленное уничтожение интеллектуального потенциала наше страны, и именно по такой схеме,которую сконструировал автор статьи. Если эту политику не пресечь, то куда мы придем через 5 лет?
    Подпишите петицию, если ничего другого сделать не в состоянии.

  5. Я -бывший преподаватель, который прекрасно на своей шкуре прочувствовал все, о чем написано в статье: нищенская зарплата, безумное количество писанины и, что совершенно правильно, именно в авральном порядке. Пока была просто низкая зарплата- это еще можно было терпеть, но завалили писаниной никому, кроме самой идеи завалить не нужной. Я лично считаю, что бесконечные проверки чинуш, которые ни в чем не разбираются, направлены на то, что унижать и унижать. При одной такой проверке одна фря нам заявила: «Нам плевать, как вы учите, бумаги правильно пишите»

  6. Новое это хорошо забытое старое. Надо просто во время остановиться и вернуться назад. Что я предполагаю это: 1. Вернуться к старой Советской системе образования и модернизировать ее. 2. Модернизация основана на оценки только творческих способностей учеников-учитель, способность мыслить, а не гадать над тестами. Для этой системы подходит система разработанная Альтшулером еще при Сталине АРИЗ и ТРИЗ (творческие разработки изобретательство), только оценка творчества и принятия правильного решения 3. Использовать способы и системы развивающие и оптимизирующие мышления человека такие как техника Габрияна (мнемотехника для запоминания и др.) и техника быстрого чтения Андреева.4. Изучения духовных ценностей на основе традиционных религий, изучения наставлений и работ от Святых Отцов, это помогает к поиску истины.

    • Алексей, во-первых, ваша грамотность ставит под сомнение ваши рассуждения об образовании. Не сочтите за наезд, но это факт: отношение сразу становится очень насторожённым. Дальше. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. О творчестве в те времена говорили только в применении к искусству. Мнемотехники как таковые не развивают мышление, а лишь являются подручными средствами для него. А уж про поиски истины у святых отцов — это вообще перл. Вы хорошо знаете учение Иисуса? Не пересказы его в изложении не входивших в число очных учеников всяких святых синодов, не его трактовки преданных своим государям и их интересам «святых отцов», а собственно — философию первохристианства, а точнее даже — секты иудейской, веру которой исповедовал Иисус Иосифович? Знали бы — не творили бы себе кумиров из так называемых «святых» — ненавидящих данное им их богом тело, ненавидящих (а не любящих) всех, кто думает не так, как они, неспособных думать вне этой ненависти… ВОЮЮЩИХ (!!!) и орущих «убей еретика» «во имя» того, кто раз и навсегда чётко и недвусмысленно сказал:
      — не убий!
      — нет ни эллина, ни иудея!
      — возлюби врага своего!
      Нет. Ваша программа «возрождения образования» никак не годится. Возврата к тому, что так легко рушится, не должно быть, но вот учитывать слабые места, позволившие так быстро рухнуть — это категорически необходимо. А для этого надо, как минимум, чётко помнить одно:
      Если система работает правильно — разрушить её «хотелками» отдельных личностей невозможно, она устойчива, как гироскоп. А уж если она начала сыпаться, то это свидетельствует о наличии в ней серьёзных дефектов, позволивших болезни проникнуть в организм и начать своё убийственное в нём развитие.
      Кстати, та же советская наука, а именно истмат, учит: любое явление, любая система носит в себе зерно своей погибели, это закон отрицания отрицания. Пока есть единство и борьба противоположностей — есть движение, а значит — есть жизнь, законсервировать — значит убить. Всё, что может быть разрушено — будет разрушено, и на его останках и из этих останков вырастет новое, лучшее. Ну, или это разрушение убьёт всё, если убийственные для старого ростки нового буду уничтожены до момента разрушения (а точнее — саморазрушения) системы.

    • Алексей, мысли Вы изложили правильно,но когда начали нести чушь про религию — высказали полную безграмотность. Надо было учить не религиозную чушь, а философию — диамат, истмат.

  7. Ну, наконец-то! Хоть кто-то сообразил. Только вам это не поможет. Вы приговорены и приговор уже приведен в исполнение… Прощайте.

  8. В п. 2 необходимо добавить: безденежье в преподавательской среде порождает коррупцию, начиная с «репетиторства» и заканчивая откровенными взятками и вымогательством. Чем шумнее борьба с коррупцией в образовательной сфере, тем безвозвратнее утрачивается авторитет педагога.

  9. И ещё. А. Эйнштейн сказал: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.». Поэтому нет никакого греха в том, чтобы «развалить советскую систему образования». Она не была нацелена на будущее, на перспективу, нисколько не была направлена на то, чтобы найти рыбе её место и научить жить в воде. Это была ретроспективная система образования, направленная на усвоение уже имеющегося багажа знаний.

    По поводу либерализации образования автор не прав. Более обоснованным мне кажется подход Питера Грея: «В течение всего длительного периода охоты и собирательства дети свободно играли целыми днями, день за днем и таким образом учились сами. Учеба всегда была велением сердца. Фактически, причина того, что дети от природы так игривы и любопытны и общительны, — в том, что именно эти черты были движущей силой детской способности к самообучению. Эти «детские» особенности развивались и формировались, путем естественного отбора, для того, чтобы служить обучению в условиях детской свободы.» Если учёба вызывает скуку, значит, общественные деньги, расходуемые на эту учёбу, тратятся впустую.

  10. Артём, Вы лжёте. Советская система образования создавала человека будущего. А сейчас нас оккупировала и уничтожает жидва. И первым её шагом было уничтожить ЛУЧШУЮ В МИРЕ систему образования, чтобы превратить народ в тупое быдло, покорно идущее на бойню и не способное это осознать. У меня ушло несколько лет, прежде, чем я вынужден был признать, что подонки, нагло лгущие, называя себя властью, преследуют главную цель — уничтожение СССР и Советского народа.

  11. Очевидно, что надо сделать. Каждый более менее смыслящий напишет это в два счёта. Только почему в кандидаты на выборы близко этого ни у одного в программах нет, и из кого выбирать? Где есть этот фильтр?

Поделитесь Вашим мнением:

Please enter your comment!
Please enter your name here