Д.Б. Сандаков: «Реформа средней школы в Беларуси не будет успешной»

В последние месяцы школьники, их родители и учителя взбудоражены новостью – грядет очередная школьная реформа. Интерес к этому событию подогревается тем, что реформа готовится в состоянии секретности. Несмотря на большое количество мнений и комментариев в прессе, ни основные положения реформы, ни их обоснование так и не были официально обнародованы. Все ждут указа, который подпишет глава государства.

Каково бы ни было содержание предстоящей реформы, можно с уверенностью предположить, что она не будет успешной, т.е. качество школьного образования не поднимется на качественно более высокий уровень.

Все реформы образования в нашей стране за последние 10 лет имели сугубо косметический характер и не затрагивали истинной сути и причин проблем, существующих в современной школе.

Менялась «бальность» оценочной системы (5 или 10), хотя, по сути, 5-бальная система является 3-бальной (не сдал, сдал удовлетворительно, сдал хорошо, сдал отлично), а принятая недавно 10-бальная система трансформировалась в 7-бальную. Менялась форма контроля знаний – от устных экзаменов к письменным, а затем к ЦТ. Под видом новых учебников переписывали старые, дополняя их элементами ВУЗовской программы.

Реформы велись, а качество школьного образования прогрессивно падало. Это может подтвердить любой преподаватель ВУЗа, который несколько лет подряд участвовал в приемной компании.

А все дело в том, что ни одна из проведенных реформ не затрагивала «сердцевины», главного двигателя образовательного процесса – взаимоотношений «ученик – учитель». Любой учебный процесс, какой бы темы он не касался, в какой форме бы он не проводился, как бы сложно он не выглядел, строится вокруг двух простых явлений: желание ученика учиться, желаний учителя учить. Все остальное — второстепенно.

В последние годы были изданы сотни великолепных учебных книг, появились и стали доступны обучающие программы по разным предметам. Компьютер и мультимедийный проектор – уже не редкость в школьном классе. Двадцать лет назад ничего этого не было и в помине. Но, как ни странно, качество образования от этого не улучшилось. Потому что все это не повлияло на главный двигатель учебного процесса – желание учиться.

* * *

Откуда берется желание учиться? Любую деятельность, которая требует усилий, человек осуществляет во имя чего-то, для достижения какой-то цели. Учится человек, в конечном итоге, для того, чтобы жить хорошо. Оставив в стороне философский рассуждения, можно сказать, что жить хорошо человек будет тогда, когда он будет здоровым, и у него будет много денег.

Помогает ли школа стать здоровым? Страшные цифры медицинской статистики говорят сами за себя. У ребенка практически нет шансов выйти из школы здоровым. Шанс сохранить здоровье есть только у двоечников и разгильдяев, которые напропалую прогуливают уроки.

Помогает ли хорошая учеба в школе заработать много денег? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить зарплаты некоторых категорий работников в нашей стране. Грузчик получает больше хирурга, водитель троллейбуса – больше доцента, дворник – больше учителя и участкового врача.

Может быть, хотя бы средства массовой информации утверждают и пропагандируют ценность знаний? Давайте попробуем вспомнить, когда мы последний раз видели на экране телевизора учителя? Зато каждый канал ТВ нам наглядно демонстрирует, что для того, чтобы иметь дорогой автомобиль и виллу в Испании, надо уметь петь и трясти задом.

Так откуда же возникнет у детей желание учиться и стремление к знаниям?! Ведь дети – не идиоты, они очень быстро усваивают информацию и делают адекватные выводы. Да завалите их лучшими учебниками и сверх-совершенными учебными программами – они все равно учиться не будут. Потому что нет смысла хорошо учиться в государстве, в котором так и не окончившая университета «звезда» за концерт получает больше, чем профессор того же университета за год работы.

* * *

Что касается школьных учителей – я снимаю шляпу перед мужеством и стойкостью этих людей. Они совершили подвиг, который мало кто может оценить и понять. Я вообще не понимаю, как им удается сохранить хоть какой-то энтузиазм к работе после всех унижений, которым их подвергло государство. Размер зарплаты учителя нельзя рассматривать иначе как диверсию против системы образования.

Мерило ценности любого труда в государстве – деньги. Почему ученик должен ценить труд учителя, если государство его не ценит? Как можно требовать уважения к учителю от подростков, если седовласые старцы из министерства образования сами так и не научились уважать и ценить учительский труд? Контрактная система, нищенская зарплата, лавина никому не нужных бумаг, ежегодные бессистемные изменения в правилах поступления – вот далеко не полный перечень того, что сделало министерство образования, чтобы отбить у учителей желаний хорошо учить.

* * *

Ни одна из реформ последнего десятилетия не затрагивала сути учебного процесса – желания хорошо учиться и желаний хорошо учить. Я не отношусь к кругу посвященных и не знаю, что готовит нам предстоящая реформа. Но логика событий подсказывает, что и она будет направлена на косметическое редактирование второстепенных явлений. В лучшем случае, от этого не станет хуже.

Да велика ли, по большому счету, разница – 11 лет учиться или 12? Разве в этом суть? Если учеба в радость и на пользу – можно и 12 лет поучиться. Если учеба отнимает здоровье, нагружает сверх меры бесполезными, неприменимыми в реальной жизни знаниями, то и 11 лет — слишком много.

Да велика ли разница – 5-бальная система оценок или 10-бальная. Разве от этого дети поумнеют? Разве от количества баллов появится у них осознание того, что крепкие знания сегодня – это гарантия собственного благополучия завтра?

***

Тогда зачем же проводятся эти так называемые реформы? Кому и для чего они нужны? Если они не улучшают качества образования, значит, они нужны для чего-то другого. Реформа – это один из способов межклановой борьбы высокопоставленных чиновников за власть и влияние. Смысл реформы: Вы – дураки, мы – умные, при Вас было плохо, при нас станет хорошо, дайте нам власть – и мы все устроим. А реформу под это дело можно любую придумать: можно доказывать, что учебник должен весить не более 1100 граммов, можно продвигать 16-бальную или 14-летнюю систему. Какая разница, что внедрять? Ведь результаты очередной реформы все равно никто не будет оценивать. Как никто не оценивал результаты предыдущих реформ.

Вот только жаль, что реформаторы в пылу борьбы позабыли, что жить в Беларуси станет лучше не тогда, когда нам из-за бугра дадут инвестиции, не тогда, когда все улицы замостят тротуарной плиткой, а только тогда, когда школы, наконец, начнут выпускать грамотных, воспитанных людей, которые уважают знания, ценят жизнь, хотят и умеют сделать ее лучше.

Сандаков Д.Б., к.б.н., доцент

Последние новости

Белорусам запретили рассказывать о своем опыте обучения за границей

7 июня 2020 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с Министерством образования проводят работу по выявлению и пресечению распространения ненадлежащей рекламы об обучении белорусов...

Изучайте Spring бесплатно (10 видеоуроков + сертификат)

С 19 по 25 июня 2020 года на ITVDN проходит акция - вы можете пройти обучение по курсу Spring бесплатно! Что такое Spring? Spring — это...

Бесплатный вебинар Виктора Рублёва «Как научить ребенка эффективно учиться?»

22 июня состоится бесплатный вебинар Виктора Рублёва "Как научить ребенка эффективно учиться?" Вам важно участвовать, если вы: Хотите помочь своему ребенку освоить техники эффективного обучения,...

Приглашаем на бесплатный двухдневный интенсивный тренинг по Python (созданию игры BlackJack)

Привет, друзья! Мы приглашаем вас на двухдневный интенсивный тренинг по созданию игры BlackJack, который состоится 22 и 23 июня (19:00-21:00). Программа тренинга позволит в...