Попробуйте вспомнить в какие моменты общения с вашим ребенком вы чувствовали наибольшее отчаяние, злость и беспомощность? В моменты, когда ваш ребенок начинал истерить дома или еще хуже в магазине. Окружающие смотрят с ухмылкой и осуждением, дают ненужные советы…
Что же делать?
При работе с мамами и малышами, посещающими наш центр раннего развития «Тутта» мы даем родителям четкие алгоритмы поведения в таких ситуациях. Окружающие могут говорить все, что угодно, а мама должна оставаться всегда мамой. Не волшебницей, потакающей капризам, а любящим близким человеком. Мы взрослые не всегда можем контролировать свои эмоции, а представьте, как это тяжело ребенку.
1. «Спокойствие, только спокойствие» — как говорил известный педагог Карлсон
Говорим спокойно и тихо даже если внутри буря. Через интонацию показывая свою эмоцию. Не обращаем внимание на окружающих. Есть только вы и ваш ребенок. Все остальное не важно.
2. Понять причину истерики
Это может быть банальная усталость или желание поесть. Ребенок хочет спать и все вокруг его расстраивает. У любой истерики есть причина (усталость, страх, голод и т.д.) и цель –желание что-либо получить (внимание, игрушку и т.д.) Разобраться в причине поможет вопрос:
«Ты хочешь …. (игрушку, спать, бежать)?»
Желание вы озвучиваете исходя из ситуации и потребностей ребенка в ней.
3. Учимся договариваться
Задача родителя иметь в запасе несколько отработанных вариантов. Не всегда понятно, какой из них сработает именно с вашим ребенком.
Проговариваем правило, например:
«Бегаем только на площадке, а не на дороге»
Строим последовательность:
«Сначала мы сходим в магазин, а после ты можешь поиграть»
Вы четко озвучиваете, где и когда ребенок может закрыть свою потребность или желание:
«Ты хочешь еще плавать в бассейне? Хорошо сначала мы сходим домой, покушаем, отдохнем, а потом снова будешь плавать в бассейне».
Последовательность действий должна быть понятна и выполнима для ребенка.
4. Поддержка
При построении последовательности и правил – ребенок может протестовать. Основная задача родителя сопроводить ребенка в момент его слез при помощи фраз:
«Я понимаю, что ты расстраиваешься. Ты можешь поплакать.»
И заново повторить правило и последовательность действий. Ребенку плохо, он не справляется с нахлынувшими чувствами. Ему необходима мамина поддержка.
5. При помощи выбора довести последовательность или правило до конца
«Ты сам пойдешь на площадку бегать или пойдешь со мной за ручку?»
Если ребенок все также будет протестовать, сопровождая ребенка с его эмоциями –за ручку ведете ребенка на площадку.
Истерика — это нормальное явление для детей 1,5-3 лет. Ребенок будет расти, самоутверждаться, узнавать себя и окружающий его мир. Умение договариваться станет вашим самым главным инструментом в общении с ним. Последовательно родители смогут выстроить взаимоотношение в семье, построенное на уважение к себе и своему ребенку с четким пониманием своих границ и границ ребенка.
Для понимания многих причин детских истерик родителям очень поможет знание сенситивных периодов развития. Истерика не должна стать инструментом достижения цели.
Детский психолог Мартинкова Елена,
Детский клуб «Тутта»
Минск, ул. Тургенева, 5
+375 29 6434555