В основе обучения лежит процесс информационного обмена между учеником и источником информации, в качестве которого может выступать преподаватель, родитель, учебник, радиопередача и т.п. Услышанная или прочитанная учеником информация может быть воспринята или не воспринята, понята или не понята, осознана или не осознана, закреплена в памяти или забыта, применена верно и с пользой или не использована либо применена во вред.
Процесс информационного обмена подчиняется своим особым законам и закономерностям. Одним из важнейших факторов, определяющих качество усвоения учеником учебного материала, является его отношение к информации и к её источнику. Наиболее благоприятным для результативной учебы является отношение, которые принято называть «уважение».
Об уважении говорят много. Практически каждый человек уже с раннего возраста знает о том, что нужно уважать других людей. Вместе с тем, точное смысл и содержание понятия «уважение» является крайне размытым. Вероятным объяснением этого странного факта может быть то, что явление уважение до сих пор крайне слабо проработано с философской, психологической и педагогической точки зрения.
В толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой [1] можно найти следующее определение: «Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Достоин уважение кто-нибудь. Питать уважение к кому-то. Сделать что-то из уважения. Пользоваться общим уважением. Взаимное уважение.»
А можно ли (и нужно ли) уважать человека, не обладающего какими-либо достоинствами? Можно ли уважать человека, не оказывая ему почести? Как уважать человека, живущего на другом континенте или жившего в XV веке? Содержание понятия «уважение» по версии Ожегова и Шведовой не позволяет дать ответ на эти вопросы.
Вот как трактует уважение словарь по этике под редакцией И.С. Кона [2]: «Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признаётся достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие У. предполагает: справедливость, равенство прав, возможно, более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность.»
Интересно, что версия Кона, как и версия Ожегова и Шведовой, рассматривает явление уважения только как отношение к другому человеку. Согласно этим определениям, уважать можно только другого человека, но не жизнь, информацию, книгу, закон и т.п.
В авторитетном учебнике «Психология: комплексный подход» [3] (829 страниц) слово «уважение» отсутствует в предметном указателе. В двух взятых наугад учебниках по педагогике [4, 5] нам не удалось обнаружить слова «уважение» в оглавлении.
В школьном курсе «Человек. Общество. Государство» [6] рассматривается множество понятий, но только не уважение. А ведь не может существовать ни общество, ни государство без уважения человека к закону, традиции, власти. Термин «уважение» фигурирует в Конституциях многих стран: в статье 82 Конституции Российской Федерации, в статье 28 Конституции Украины. В Конституции Республики Беларусь слово «уважение» употребляется трижды – в статье 14, 53 и 83.
Приведенные примеры отчетливо показывают, что содержание понятия «уважение» на сегодняшний день является крайне нечётким. И поэтому предъявление учащимся требования уважать (людей, власть, знания, учителя) не могут быть ими выполнены в силу того, что они просто не знают ответа на два важных вопроса. Что такое «уважение»? «Уважать» — это что делать?
Авторами статья разработана новая общефилософская концепция понятия «уважение», которая в адаптированном и облегчённом варианте может быть использована в средней школе для обучения школьников. В рамках настоящей статьи основные положения этой концепции можно изложить следующим образом.
1. Уважение – одно из основополагающих явлений в жизни человека, которое определяет его интеллект, здоровье, творческие возможности, социализацию.
2. Уважение – это состояние человеческого желания и внимания, при которых любая поступающая информация воспринимается и обрабатывается наиболее полно, в своих истинных характеристиках.
3. Уважение – принятие любой информации такой, какая она есть, признание права любой информации на существование в той форме и в том месте, в котором она существует.
4. Уважение – это условие правильного, полного и адекватного восприятия информации бодрствующим внимательным сознанием человека (ученика). Уважение – универсальный ключ к постижению знаний.
5. Уважать можно и нужно не только окружающих людей (их личностные особенности, мнения, заблуждения, решения, поступки), но и самого себя, мироздание, жизнь, знания, информацию, власть, законы природы, социальные законы, время, огонь, труд и т.п.
6. Уважение – это непреложное условие гармоничных нормированных взаимоотношений в системах «человек – человек», «человек – вещь», «человек – информация», «человек – социум».
7. Овладение содержанием понятие «уважение» и использование феномена уважения в жизни – непреложное условие развития личности, профессиональных, интеллектуальных и духовных возможностей человека.
8. Каждый ученик должен знать о необходимости уважения и уметь уважать:
- жизнь на Земле,
- жизнь человека,
- свою собственную жизнь,
- своих родителей,
- общество,
- знания,
- учителей, администрацию и технических работников школы,
- транспорт и иные системы жизнеобеспечения,
- время,
- труд,
- деньги.
Может ли человек, который уважает свою жизнь и жизнь вообще, совершить суицид? Может ли подросток, который умеет уважать труд, намеренно разбить стекло или загадить лифт? Может ли ученик, осознавший необходимость уважения к знаниям, грубо говорить со своим учителем или администрацией школы?
Формирование у учащихся средних школ адекватного содержания понятие «уважение» будет способствовать решению многих социальных и дисциплинарных проблем, которые в настоящее время поглощают львиную долю времени школьных педагогов. Обучение учащихся умению использовать феномен уважения будет также способствовать повышению их интеллекта и успеваемости в школе.
В основе восприятия информации лежит осознанное или неосознанное желание человека, которое формируется на основе сложных мысленных понятийно-лингвистической процессов. Если у ученика есть желание – он будет воспринимать информацию, если желания нет – восприятие даже самой лучшей и интересной информации происходить не будет. Про такой случай говорят «ему хоть кол на голове теши» или «в одно ухо влетело, в другое – вылетело». Овладев содержанием понятия «уважение к информации», ученики осознают, что принимать надо любую информацию – независимо от того, нравится она или не нравится, понятна она сейчас или непонятна, приятна или неприятна, знает он как её сегодня применить или не знает. Ученик поймёт, что информация существует независимо от того, хочет он этого или нет, знает он об этом или нет; и если он информацию не освоит, то ограничит только самого себя.
Для широкого использования «педагогики уважения» в средней школе необходимо несколько факторов. Во-первых, необходимы научно обоснованные программы и методики обучения для разных возрастных групп школьников. Обучение уважению не может происходить спонтанно, это — сложнейший педагогический процесс. В настоящее время авторами статьи ведутся работы по созданию методик обучения школьников, студентов, предпринимателей, управленцев использованию явления уважения для повышения качества жизни и результативности профессиональной деятельности. Во-вторых, необходимы педагоги, которые захотят овладеть этой методикой, овладеют ей и будут её квалифицированно применять. В-третьих, требуется подготовка общественного мнения, то есть масштабная информационная компания с использованием СМИ. Работникам телевидения, радио, газет вместо пропаганды насилия, сексуальной распущенности и культа потребления нужно озаботиться пропагандой нормальных ценностей жизни Человека, одной из которых является уважение.
Ламан В.Ю., Сандаков Д.Б.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
2. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М., 1983.
3. Психология: комплексный подход. Под ред. М. Айзенка. Мн., 2002.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. СПб., 2001.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. Краткий курс. Мн., 2003.
6. Балабуева Е.А., Гламбоцкий П.М. Тематическое планирование курса «Человек. Общество. Государство» 8 – 11 классы. Мн., 2006.