Платное высшее образование – Ваше будущее под угрозой!

В любой стране люди хотят жить хорошо. И даже если они живут богато, им всегда хочется жить еще лучше. Наверное, именно поэтому во всех государствах мира умы думающих людей время от времени озадачиваются одними и теми же вопросами: «Что нам мешает жить лучше?» или «Почему мы так плохо живем?».

Ответов на этот вечный вопрос существует великое множество: уровень жизни ставят в зависимость от темпа роста ВВП, эффективности производства, цен на энергоносители, курса национальной валюты, соотношения импорта и экспорта.

За этими безличными фразами как-то теряется тот простой факт, что все эти показатели не формируются сами по себе. Они являются закономерным и предсказуемым результатом тех решений, которые принимают управляющие структуры государства на различных уровнях – от министров до начальников цехов.

Если принимаемые ими решения будут разумными, своевременными и целесообразными – мы станем жить лучше и богаче. Если решения будут глупыми или откровенно вредительскими, то жизнь в стране будет ухудшаться.

От чего же зависти характер принимаемых управленческих решений? Рискну предположить, что в первую очередь от качества сознания руководителя. Если руководитель умен – он будет применять грамотные (а не идиотские) решения. Если он честен – он будет принимать решения во благо руководимой им структуры, а не только во благо своего собственного кармана. Если руководитель смел, то не будет оправдывать свои ошибочные решения давлением начальства и обстоятельств.

Если управляющие посты в государстве будут занимать умные, дальновидные, честные и смелые люди, которые, каждый на своем месте, будут принимать правильные своевременные и целесообразные решения, то такое государство просто обречено на непрерывный устойчивый рост благосостояния и уровня жизни.

Однако, с уверенностью можно сказать, что такая ситуация никогда не сложится в стране, в которой практикуется платная форма высшего образования.

Я не буду говорить об очевидных вещах, вроде того, что платное образование привело к ощутимому снижению качества этого самого образования и его престижности, а также создало условия для коррупции.

Принцип «кто платит – тот и заказывает музыку» — железный принцип, который действовал и будет действовать до тех пор, пока деньги существуют как таковые. Многие студенты, получающие образования на платной основе, уже оценили преимущества платного обучения на базе этого принципа. Процесс обучения и умственного развития сплошь и рядом подменяется растянутым на пять лет актом купли-продажи диплома о высшем образовании.

Но это вещи простые и вполне очевидные, и не о них в этой статье будет идти речь. Существует гораздо более серьезная опасность, которую несет в себе платное высшее образование. Опасность эта почему-то полностью игнорируется и даже не обсуждается. По крайней мере, я ни разу не встречал упоминания о ней в доступной мне литературе.

Почему опасно платное высшее образовании?

Чтобы описать угрозу, которую несет платное высшее образование, надо сделать небольшой социологический экскурс.

Существует достаточно обоснованная концепция, которая утверждает, что все представители любой нации по своему психотипу делятся на три достаточно четко очерченные группы (класса): элита, народ, люмпены.

Элита объединяет людей, которые имеют высокий уровень развития интеллекта в сочетании с высоким уровнем ответственности и внутренней нравственности. Это люди с аналитическим складом ума, которые умеют анализировать сложные системы, прогнозировать их поведение, учитывая при этом множество действующих факторов. Именно это качество делает их выдающимися руководителями, которые способны просчитать любую ситуацию на много ходов вперед и принять стратегически верное решение.

Высокая нравственность и врожденное чувство ответственности делает таких руководителей воистину незаменимыми. Руководитель из элиты никогда не опустится до воровства. Его просто невозможно купить за тридцать серебренников. Он осознает ответственность за дело, которым он руководит и за тех людей, которые ему доверяют. Он честен не из страха наказания, а по своей внутренней сути.

Элита – именно та часть общества, которая эволюционно приспособлена для выполнения управленческих функций. Если в государстве нет элиты – оно неизбежно деградирует. Именно поэтому уничтожение национальной элиты всегда являлось одним из первых мероприятий во время революций. Большевики под руководством В. Ленина захватили и удержали власть в России не потому, что заняли банки, вокзалы и телеграфы, а потому что вырезали элиту страны. Как это повлияло не благосостояние населения государства российского – известно всем.

Народ составляют умные, добросовестные, работящие люди. Среди них нет интеллектуалов, но они обладают природным умом и смекалкой. Их уровень сознания не позволяет им анализировать и прогнозировать в долговременной перспективе поведение сложных систем. Они хорошо способны управлять домашним хозяйством, но не справятся с управлением более крупной системой, например, колхозом.

Человек из народа честен, но его честность однобока. Высшая ценность для него – обеспечить благополучие своей семьи.

Люмпены (в просторечии – быдло) составляют третий класс общества. Эти люди не имеют ни чести, ни совести, для них не существует таких понятий как мораль, нравственность, достоинства, общее благо, созидательный труд. Они часто не способны к элементарному планированию даже своей собственной жизни. В ситуации свободного выбора они совершают глупые поступки, часто – во вред обществу и даже самим себе. Из-за этого обычно оказывают в местах лишения свободы. Более умные из них воздерживаются от преступлений, но исключительно из страха наказания. Если будет возможность украсть так, чтобы не «замели» – украдет не задумавшись, что, у кого и зачем ворует. «После нас хоть трава не расти» – жизненное кредо люмпена.

Именно поэтому в некоторых социальных системах среди люмпенов встречаются и очень богатые люди. Галстук за 5 тысяч баксов или яхта за 100 миллионов – это диагностический признак люмпена, которые обычно стремятся к личному сверхкомфорту и его демонстрации окружающим. Где бы они не находились – под забором, на нарах или в высоких кабинетах власти, они хотят не только чувствовать свою власть и превосходство, но и демонстрировать их окружающим людям, унижать их.

Из этого краткого экскурса становится совершенно очевидно, что руководителями могут быть только представители элиты. Если руководителем становится представитель народа или люмпен – он неизбежно будет принимать ошибочные решения (из глупости или корысти), а руководимая им структура так же неизбежно будет деградировать и приходить в упадок.

Этот социальный закон известен давно и отнюдь не является неким тайным или высшим знанием. Во все времена государственные законы и общественные традиции устанавливали естественный барьер для проникновения народа и люмпенов в правящий класс элиты. Например, общество всегда и везде в крайне резкой форме осуждало браки между элитным человеком и представителем народа или люмпеном. И это был отнюдь не вопрос морали, а вопрос национальной безопасности. Как заметил один великий полководец «где не сможет пройти войско, там пройдет осел с мешком золота».

Брак с представителем элиты мгновенно вводит человека в правящий класс и дает возможность занимать руководящие должности и принимать управленческие решения. В данный ситуации брак представляет собой так называемый «социальный лифт», который может мгновенно вознести человека на более высокие социальные этажи, причем без какого бы то ни было усовершенствования интеллекта, морали, духа. Таких лифтов в обществе быть не должно.

Но при этом в здоровом обществе должны быть нормальные социальные лифты, которые позволяют подняться в более высокий социальный класс тем, кто смог развить в нужном направлении свои интеллектуальные и личностные качества. Хочешь быть элитой – развей в себе качества элиты!

Таким социальным лифтом в СССР была армия. Туда попадало большая часть мужского населения, там как бы стиралась и «обнулялась» личная история человека. У каждого, кто обладал умом и волей, был шанс проявить себя и пройти к высшим этажам власти.

Система платного высшего образования по своей сути представляет собой патологический социальный лифт, который не имеет права на существование. В современном обществе диплом о высшем образовании – это пропуск на руководящую должность. Вы много знаете руководителей без высшего образования? Фактически, диплом о высшем образовании стал официальным документом, удостоверяющим формальную принадлежность человека к классу элиты!

До появления платного высшего образования в этом не было ничего страшного. Не мог раньше тупой человек с неразвитым интеллектом поступить в ВУЗ и окончить его. А если и мог, то это явление отнюдь не имело массового характера. По сведениям многих преподавателей, доля «блатных» студентов во времена СССР не превышала 10 — 15%, исключения составляли, разве что, медицинские институты и МГИМО.

Сформировавшаяся к сегодняшнему дну в Беларуси и России система платного высшего образования, стала государственным бизнесом, который торгует документами, дающими право занимать руководящие должности.

Если у богатого чиновника есть сын-тупица, который по своим умственным и моральным качествам достоин быть свинопасом, его за папины деньги устроят на платное отделений провинциального ВУЗа, составят протекцию в ходе учебы, а затем усадят в начальничье кресло. И будет он бааальшим начальником.

Результат такой системы предсказуем – деградация системы управления, развал экономики, взяточничество, а также законы, указы и инструкции, в которых написано такое, от чего у грамотного человека волосы встают дыбом.

В 2008 году мы не единожды были свидетелями того, как власти принимали решения, которые оформлялись в виде законов, указов, декретов, а затем через 1-2 месяца так же официально отменялись. Это говорит о том, что люди, которые принимали эти решения, были просто не в состоянии спрогнозировать и оценить последствия своих решений хотя бы на 60 дней вперед.

Ведь это же верх абсурда – принять решение в масштабах государства, а через месяц его отменить. Так руководить может любой, в том числе полупьяный дядя Вася из подворотни. Решил первое, что пришло в голову, подписал — и смотри, что из этого получится. А ведь работа руководителя в том и состоит, чтобы придумать решение, а затем наперед спрогнозировать все основные и побочные, краткосрочные и долговременные, очевидные и скрытые последствия своего решения. Но на это способен только представитель элиты.

Вот почему платное высшее образование представляет собой новый класс социальной угрозы. В перспективе оно угрожает безопасности и стабильности государства, устойчивости системы управления, эффективности экономики, благосостоянию населения.

И не стоит верить экономистам и идеологам, которые пытаются объяснить низкий уровень жизни в стране финансовым кризисом или колебаниями цен на нефть. Это – уловка, которая уводит нас от главной причины. А главная причина – это дурацкие решения, которые принимают люди, занимающие руководящие должности, но не способные по своей природе к управлению сложными многофакторными системами.

Давайте поспорим…

Думающий человек, читающий эту статью, может высказать серьезный и обоснованный контраргумент: «А разве в богатых странах высшее образование не платное?» Вынужден согласиться – в странах, которые являются эталоном уровня жизни, высшее образования тоже платное.

Но американское или европейское платное высшее образование отличается от белорусского маленькой, но очень существенной деталью.

В системе высшего образования развитых стран действует «принцип воронки». Поступает в ВУЗ много студентов, а выходит – мало. Поступить может практически любой, но по ходу обучения ведется жесточайший отсев, не справляющихся с программой безжалостно отчисляют.

И это в высшей степени разумно, потому что в семьях народа и люмпенов периодически рождаются дети, профиль умственных способностей которых соответствует элите. ВУЗ, устроенный по «принципу воронки», – это одновременно «социальное сито» и «социальный лифт». Он отбирает элитных людей (отфильтровывая не способный к управлению народ и жадное властолюбивое быдло) и дает им право быть руководителями.

В белорусской и российской модели платного высшего образования вместо «принципа воронки» реализован «принцип трубы». Поступив на условиях платного обучения, студент с вероятностью 90 – 95% окончит ВУЗ и получит диплом.

Дело в том, что количество преподавателей нормировано по количеству студентов. Отчисление примерно 30 студентов ведет к необходимости сокращения одной ставки преподавателя. И преподаватели прекрасно об этом знают. Студенты тихо получают минимальные оценки, чтобы дотянуть до диплома. Зачем напрягаться, если важен сам факт наличия диплома, а не успешность учебы?

Я закончил ВУЗ в 1996 году, за это время я официально оформлялся на работу не менее чем в 15 учреждениях Беларуси. НИКТО и НИ РАЗУ не поинтересовался моими оценками в ВУЗе. Вкладыш к диплому, в котором указаны оценки за все годы учебы в ВУЗе, мне за 13 лет понадобился лишь единожды. Меня попросили представить его, когда я устраивался на работу в Университет имени Гете в Германии.

Давайте посчитаем…

Катастрофические последствия системы платного высшего образования, устроенной по «принципу трубы», можно предсказать с математической точностью.

Будем считать, что любое верное управленческое решение ведет к развитию управляемой системы, а любой ошибочное решение – к ее деградации. Следовательно, система будет развиваться в том случае, если ее руководители принимают более 50% верных решений. Система будет деградировать, если они принимают более 50% ошибочных решений.

Для упрощения расчетов предположим, что руководитель из элиты всегда принимает верные решения, а руководитель из народа или люмпен – ошибочные. В этом случае условием развития системы будет наличие элиты на более чем 50% управляющих должностей.

Далее за точку отсчета принимаем год, в котором доля студентов-платников в ВУЗах страны превысила 50%. Через 5 лет студенты окончат ВУЗ и станут руководителями. Еще 10 — 15 лет потребуется для того, чтобы это «молодая поросль» вытеснила «старую гвардию» руководителей. Вот тогда и начнется деградация системы из-за того, что количество дурацких управленческих решений начнет превышать количество разумных решений.

И это – очень оптимистичный расчет, который не берет в расчет тот немаловажный факт, что одно ошибочное решение может перечеркнуть десятки предшествовавших ему блестящих решений.

Поскольку руководители-люмпены проникают в том числе и в ВУЗы, процесс деградации управленческой системы становится необратимым и самоподдерживающимся.

И никакими экономическими реформами этого не остановить! Ведь реформы тоже будут придумывать придурковатые руководители. Следовательно, любой набор управленческих решений будет вести только к ускорению деградации, разрухи, нищеты.

Да, сегодня ВУЗы неплохо зарабатывают на студентах-платниках. Но уже очень скоро последствия этого прибыльного бизнеса могут больно аукнуться всем жителям Беларуси. И это может быть пострашнее мирового финансового кризиса!

Вместо заключения

Представленный в этой статье сценарий отнюдь не претендует на высокую степень истинность. Это – всего лишь попытка указать (насколько мне известно, впервые) на неочевидную социальную угрозу, которую несет в себе платное высшее образование, устроенное по «принципу трубы». С этой целью некоторые мысли поданы нарочито выпукло и даже утрированно.

Бесспорным мне представляется лишь то, что причину любых социальных кризисов и потрясений следует искать не в мифической «экономике», а исключительно в сознании тех людей, которым дано право принимать масштабные управленческие решения. С этой точки зрения, «мировой финансовый кризис», по моему мнению, было бы правильнее называть «кризисом ума и совести руководителей финансовых институтов».

Идея о разделении общества на элиту, народ и быдло, а также понятие «социальный лифт» почерпнуты мною в книге М.П. Шерстнев «Кто правит нами: психология управления» М., 2006. Идею «принципа воронки» применительно к высшему образованию я когда-то услышал по телевизору.

Д.Б. Сандаков, к.б.н., доцент