Едва ли найдется тот здравомыслящий человек, который не мечтал бы хотя бы в глубине души о том, как станет великим инвестором: не просто зарабатывать деньги, но и вкладывать их именно так, чтобы они на вас работали, чтобы отдача была максимальной, риск – минимальным, а капитал и уверенность в будущем росли с каждым днем. Это – мечта о том, чтобы научиться тому, чему в ВУЗах всего мира учатся миллионы экономистов, тому, что пытаются ежедневно сделать миллионы россиян и белорусов, вкладывая заработанные средства в золото, ПИФы, валюту, акции и облигации, открывая в банках депозиты.
Науке инвестирования учат экономические ВУЗы по всей планете, тем не менее, к успеху приходят единицы. Каковы секреты, неизвестные большинству инвесторов? Существует ли универсальная формула успешного инвестирования? Каковы типичные (более того, однотипные) ошибки, которые допускаются миллионами начинающих инвесторов, теряющих на инвестициях то, что так трудно было заработать в жизни?
Интернет-портал «Бизнес лидер» и Землячество трейдеров и инвесторов Республики Беларусь Академии форекс решили разобраться в этих вопросах, взяв интервью у Председателя Совета директоров Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Олега Ильгизовича Хусаенова – одного из самых успешных инвесторов России, Беларуси и Украины. Тем самым мы продолжили наш разговор о том, как именно строился успешный бизнес нашими современниками, среди которых наш соотечественник Юрий Чиж и известнейшие в мировом финансовом пространстве персоны — Джордж Сорос и Уоррен Баффет. Ознакомиться с полным интервью О. Хусаенова можно на сайте ленты новостей «Бизнес лидер», в этой его части мы расскажем вам о том, как начинался путь одного из самых успешных инвесторов СНГ.
Насколько молодость формирует личность? Каким должен быть успешный старт?
О. Е. Хусаенов родился в 1964 г., по гороскопу он Стрелец. Местом своего рождения О. И. Хусаенов принципиально называет СССР. Если быть точнее, то это – Северный Казахстан, город Кустанай.
Бизнес лидер: Начнем издалека. Как вы учились в школе?
О.И.Хусаенов: Мне нравилось учиться, и учился я хорошо. Мне это нравится до сих пор. Был круглым отличником до пятого класса в физико-математической школе. Потом немного подвело поведение. При окончании школы у меня было пять или шесть четверок, остальные – пятерки. Когда поступал в институт, мой средний балл позволял сдать не четыре, а два экзамена. Тем не менее, пришлось сдать четыре, сдал на «тройку» второй экзамен, в итоге для того, чтобы пройти сразу не хватило баллов. Впрочем, первый же экзамен отсеял половину абитуриентов. В результате я прошел и считаю, что это случилось благодаря нашей школе, подготовка в которой было очень сильной. Нас настолько натаскивали в школе, что практически все выпускники успешно поступали в самые разные ВУЗы Москвы. А именно школа и ВУЗ – это трамплин в будущее.
О. Хусаенов был студентов Московского технического университета гражданской авиации. Как и выпускники ВУЗов Советского Союза, по распределению после окончания учебы он попал в другую республику – БССР, а именно на Минский авиационный завод. Но на месте распределения молодых специалистов ожидал сюрприз: оказалось, что они будут работать на другом месте – на Минском заводе холодильников (тогда такие случаи не были единичными – заводы могли просто договариваться между собой об обмене молодыми специалистами). Эта работа не дала молодому амбициозному специалисту возможности реализации его потенциала. Именно по этой причине в скором времени О. Хусаенов воспользовался теми свободами, которые давал период перестройки и «Закон о кооперации». Молодой человек создает при комитете комсомола центр, для которого заимствует название завода (к тому моменту завод был переименован в «Атлант»), к которому добавляет букву «М». В 1991 г., в год развала СССР центр «Атлант-М» был перерегистрирован в коммерческую структуру с тем же названием. Урок № 1. Если вам не нравится та работа, которую дало государство, создайте собственное дело, которое хотите и можете сделать лучше, чем другие.
Бизнес лидер: Работу какого рода вы выполняли на заводи? Была ли она вам интересна?
О.И.Хусаенов: Когда я попал на завод холодильников, меня записали в отдел главного механика, занимающийся обслуживанием заводских станков. Тогда как раз были привезены и установлены новейшие технологические линии итальянского производства с мощнейщими по тем временам интегрированными схемами. При первом же знакомстве с ними я понял, что не знаю ничего. Точнее было бы сказать, что был хорошо подкован теоретически, но на практике был слаб. Благодаря тем опытным инженерам, которые там работали, я быстро всему научился.
Сначала мне было и интересно, и приятно работать в молодом дружном коллективе. Но со временем мне стало мало этого, я знал, что могу большее. Тогда я был энергичным молодым специалистом, не имел ни жилья, ни других материальных благ. На месте не сиделось, хотелось развиваться, расти, зарабатывать, двигаться к новым вершинам. Эти стремления вылились в открытие кооператива, который занимался мытьем окон. Но я попробовал «вольного хлеба» и понял, что больше на заводе мне нечего делать. К тому же прошли и два года обязательной для выпускника ВУЗа того времени отработки. Я ушел с завода.
С чего начать бизнес? С первоначального капитала и поиска свободной ниши рынка.
Итак, кооператив при комитете комсомола занялся на коммерческой основе мытьем окон на промышленных объектах. В начале 1990-х конкуренции в этой отрасли не было, а промышленность того времени была не самым чистым местом, оттого окна не оставались чистыми недолго и снова нуждались в мытье. Это позволило Атланту-М заработать стартовый капитал и начать торговлю машинами (причем привязанности к определенной марке не было). Как вспоминает Олег Хусаенов, в Беларуси приобретались МАЗы и отправлялись в России на продажу. При этом в России закупались ВАЗы. Они продавались в Беларуси. После падения «железного занавеса» в стране стали появляться и иномарки, в торговлю которыми «Атлант-М» включился и в скором времени сумел занять достаточно значительную нишу на рынках Беларуси и России. В результате энергичной работы в 1993 году в «Атлант-М» было направлено первое на тот момент предложение от иностранного производителя – от автозавода Volvo. Холдингу было предложено стать официальным дистрибьютором компании на белорусском рынке. Но, узнав о планах концерна на продажу 200 автомобилей в год (а тогда «Атлант-М» ежегодно продавал 500 машин ВАЗ), собственники холдинга отказались от предложения. Тогда же возникла мысль разослать письма с предложениями о сотрудничестве другим компаниям – Volkswagen, Toyota, GM, Nissan.