Как незрячий математик преподаёт в университете

Александр Атвиновский преподаёт на факультете математики и технологий программирования Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Его повседневную жизнь и работу во многом облегчают компьютер, смартфон и трость для незрячих. Уже больше семи лет Александр не видит. Полностью зрение он потерял за десять дней до того, как надо было приступать к работе. Но своим примером подтверждает, что с этим можно жить, растить вместе с женой маленького сына и работать. Два с половиной года назад Александр защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. Ему тогда было всего 29 лет.

Dev.by встретился с молодым учёным, чтобы узнать, как он ведёт лекции и практические занятия, принимает лабораторные и экзамены, какие программы ему помогают, пытаются ли его обмануть студенты или, например, продавцы в магазинах.

Проблемы со зрением у Александра начались ещё в раннем детстве. Он ходил в начальную школу для детей со сниженным зрением. А в пятый класс пошёл в обычную школу и в итоге оказался в Гомельском городском лицее с физико-математическим профилем. Туда он поступал за компанию с другом. Но друг не прошёл, а Александр сдал вступительные экзамены и стал лицеистом. Родители опасались, что ему будет сложно учиться, однако математика парню всегда давалась легко.

Вот только читать с каждым годом становилось всё сложнее. В одиннадцатом классе зрение стало резко снижаться, и Александр попал в больницу.

— Там я познакомился с преподавателем из технического университета, у которого тоже были проблемы с глазами. Он был очень расстроен, мне как-то удалось его морально поддержать и объяснить, что не всё так страшно. А он пригласил меня к себе на подготовительные курсы по математике в университет. Во многом благодаря ему я и определился со своей будущей специальностью, решив поступать на математический факультет, правда в другой вуз — Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Сдал тесты и стал студентом.

Весь первый курс я читал сам, а на втором приходилось брать конспекты у одногруппников и просить маму или сестру читать вслух. Я включал диктофон, записывал всё, что они мне начитывали, а потом прослушивал несколько раз. Экзамены мне разрешили сдавать устно, причём с другой группой, потому что там учился парень, с которым мы очень подружились и с третьего курса вплоть до поступления в аспирантуру фактически учились вместе. Он был самым сильным на потоке и помогал мне во всём разбираться. Мы после пар дискутировали, решали вместе задачи.

Сначала коллеги не понимали, как Александр будет справляться с нагрузками и вести занятия — но выяснилось, что всё получается. Как верно заметил заведующий кафедрой математического анализа, доктор физико-математических наук, профессор Адольф Рувимович Миротин, в 19 веке такое было бы невозможно, а с современными программами реально.

— Александр ведёт занятия по таким сложным дисциплинам, как математический анализ, функциональный анализ. Ему успешно удаётся читать лекции благодаря передовым техническим средствам. Ещё когда мы начали работать над диссертацией, я понял в чём основная трудность — программы, которые использует Александр для озвучивания текста, не читают математические формулы, а только слова. Тогда я порекомендовал ему использовать редактор TEX, которым сам давно пользовался. Это лучший в мире текстовый редактор для набора формул. Его разработал выдающийся американский программист и математик Дональд Кнут.

Особенность этого редактора в том, что сначала формулы набираются с помощью словесных команд, только потом они преобразуются в привычный всем вид. Для зрячих это может показаться недостатком, потому что появляется дополнительное действие. Для незрячих же — огромный плюс, ведь в исходном файле TEX фигурируют операторы, их проговаривает программа, и человек может с ней комфортно работать. К тому же этот редактор обеспечивает очень высокое качество текста и формул. Ни в одной типографии так не умели.

Особенность этого редактора в том, что сначала формулы набираются с помощью словесных команд, только потом они преобразуются в привычный всем вид. Для зрячих это может показаться недостатком, потому что появляется дополнительное действие. Для незрячих же — огромный плюс, ведь в исходном файле TEX фигурируют операторы, их проговаривает программа, и человек может с ней комфортно работать. К тому же этот редактор обеспечивает очень высокое качество текста и формул. Ни в одной типографии так не умели.

К каждой лекции Александр готовит презентации в TEX, которые конвертируются в pdf. Если надо что-то писать на доске, выходит один из студентов и под диктовку пишет.

— Все слайды я комментирую и отвечаю на возникающие вопросы, презентации помню наизусть, а задачи решаю в уме. Проблем с занятиями нет, нужный материал у меня есть: то, что когда-то читали мама и сестра, позже — жена. Постоянно стараюсь обновлять знания и ищу новую литературу. Найти электронную версию книги — не проблема, но мне нужен корневой файл, набранный именно в TEX. Несколько раз я уже обращался к учёным, объяснял свою ситуацию и просил исходник. Мне не отказал даже академик из России.

Экзамены у студентов я принимаю устно. Подсмотреть они, конечно, могут, но я ведь хаотично задаю вопросы, спрашиваю с середины решения, например, чтобы уловить логику. Очень просто понять, студент решал сам или нет, разбирается ли он в материале, поэтому обмануть практически невозможно.

К концу семестра всех студентов я узнаю по голосу. Не может такого быть, что один студент придёт сдавать вместо другого. А если кто-то не ходил семестр и впервые появился только на экзамене, и я слышу незнакомый голос, интересуюсь у коллег, посещал ли он другие дисциплины, спрашиваю, всё время работаю с информацией.

Конечно, готовиться приходится дольше: дома я работаю столько же, сколько и в аудитории, но я очень рад, что у меня есть возможность преподавать, всегда хотел остаться в науке и шёл к своей цели. А благодаря помощи родных, друзей, научного руководителя, руководства факультета и университета это стало возможным.

Знаете, я встречал многих, кто хотел покончить жизнь самоубийством, когда терял зрение. Но мне было всего 22 года, когда я окончательно перестал видеть. Вся жизнь впереди — пришлось приспособиться.

Яна Меллер / dev.by

 

Источникdev.by

Последние новости

Белорусам запретили рассказывать о своем опыте обучения за границей

7 июня 2020 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с Министерством образования проводят работу по выявлению и пресечению распространения ненадлежащей рекламы об обучении белорусов...

Изучайте Spring бесплатно (10 видеоуроков + сертификат)

С 19 по 25 июня 2020 года на ITVDN проходит акция - вы можете пройти обучение по курсу Spring бесплатно! Что такое Spring? Spring — это...

Бесплатный вебинар Виктора Рублёва «Как научить ребенка эффективно учиться?»

22 июня состоится бесплатный вебинар Виктора Рублёва "Как научить ребенка эффективно учиться?" Вам важно участвовать, если вы: Хотите помочь своему ребенку освоить техники эффективного обучения,...

Приглашаем на бесплатный двухдневный интенсивный тренинг по Python (созданию игры BlackJack)

Привет, друзья! Мы приглашаем вас на двухдневный интенсивный тренинг по созданию игры BlackJack, который состоится 22 и 23 июня (19:00-21:00). Программа тренинга позволит в...