Профсоюз «Университетская солидарность» провел конференцию «Проблемы высшей школы в России и за рубежом». В ней приняли участие около ста преподавателей из России, Канады, Италии, Испании, США, Греции. Мероприятие прошло 19 июня в Москве. Благодаря интернет-трансляции, которую вело «Нейромир-ТВ», участие в работе конференции смогли принять работники высшей школы и не из Москвы. С записью круглого стола можно ознакомиться здесь.
Публикуем материал об итогах мероприятия преподавателя из Саратова Веры Афанасьевой, принявшей участие как раз через интернет.
Я смотрела прямую трансляцию, и вот взгляд со стороны.
Сначала об условиях труда. Во многом они определяются соотношением преподавателей и студентов, которое задаёт преподавательскую нагрузку. В России и за рубежом оно примерно одинаковое — 1:12, хотя в России планируется повысить его до 1:14. Удивительно, что при таком равенстве нагрузка российских преподавателей существенно превышает нагрузку зарубежных коллег. Наша — не менее 900 часов, за рубежом обычно — 3 пары в неделю, не более 180 аудиторных часов в год. Руководство защищённой диссертацией уменьшает нагрузку преподавателя на 1 курс, примерно на треть. В России такая практика отсутствует. Научная работа в большинстве российских вузов вообще не входит в нагрузку; за рубежом на научную деятельность отводится немалое время.
Достойные условия труда связаны и с уверенностью в будущем, с наличием постоянной работы. За рубежом конкурсы на преподавательские должности проводятся раз в 5-7 лет, но существует и практика заключения после 5-6 лет успешной работы бессрочных контрактов с преподавателями — чтобы люди чувствовали себя защищёнными. В российских же вузах в последние годы участилась практика ежегодных конкурсов, и это становится способом давления на преподавателей, сведения счётов с неугодными, средством манипуляции при сокращениях, механизмом недоплат.
Важнейшим отличием российского и зарубежного образовательного сообщества является то, что за рубежом существуют мощные профсоюзы и практика протестных действий. Любое ухудшение условий труда преподавателей, увеличение нагрузки, сокращение финансирования вызывают организованный протест — так происходит во всех странах и, как правило, приносит положительные результаты. Наиболее сильным протестное движение в Европе было в 70-80 годы, тогда и были достигнуты приличные условия преподавательского труда. Но и сегодня профсоюзы своей деятельностью постоянно поддерживают достигнутый уровень, а протесты возникают по мере необходимости. Часты и студенческие протесты, как правило, радикальные и политически окрашенные.
Когда речь зашла о качестве образования, меня поразило, что зарубежные коллеги важнейшим его условием, его залогом назвали не финансирование, не материальную базу университетов, не успехи науки, а достоинство преподавателя. Именно достоинство позволяет не мириться с неуважением администрации, с неудовлетворительными условиями труда, с низкой зарплатой, с несвободой преподавания — и в итоге делает преподавательский труд качественным и эффективным. А мы забыли про своё право жить достойно, оно погребено страхом, конформизмом, привычкой к плохой жизни, ленью.