Александр Лукашенко поручил министру образования Александру Радькову начать процедуру присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу.
Это решение примечательно следующим: еще в начале года были сделаны заявления о том, что Минобразования размораживает процесс присоединения к Болонскому процессу. Как сообщил Александр Радьков на коллегии ведомства 29 января, министерство представило «официальный документ по вхождению в Болонский процесс в Администрацию президента. Беларусь будет активно продвигаться в этом на правлении».
А буквально месяц назад, когда оставалось только получить одобрение от президента, ветер поменялся — министерский энтузиазм глава государства не поддержал.
7 июня у президента прошло совещание по вопросам развития высшей школы и перспективы участия Беларуси в Болонском процессе. Судя по всему, что-то на этом совещании пошло не так…
Как заявил А.Лукашенко, его в связи с Болонским процессом «настораживает, не потребуется ли проведения реформ в дальнейшем с присоединением к этой декларации. Нам нужна нормальная система образования, ориентированная на нашу экономику, прежде всего, на наше общество, на нашу страну. Нам не надо бежать ни за какими государствами и странами».
Спикер Совета Республики, председатель госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузы и ссузы в 2010 году Анатолий Рубинов, комментируя целесообразность присоединения Беларуси к Болонскому процессу, отметил, что у белорусского высшего образования и без того высокий уровень образовательных услуг, доказательством чему служит большое количество иностранных студентов.
А сегодня «опять двадцать пять» — Беларусь все же оболониться. Эксперты единогласно полагают, что такое решение связано с одной простой вещью — системе образования в Беларуси нужен электрошок. И в качестве дефибриллятора решено использовать Болонский процесс.
«Да нам попросту уже давно некуда деваться, кроме как, наконец, присоединиться к Болонскому процессу, — высказал свое мнение «Белорусским новостям» экс-проректор БГУ Анатолий Павлов. — Уже лет десять как все только и делают, что жалуются: на работе — на плохой уровень высшего образования своих сотрудников, в вузах — на плохой уровень среднего образования в школах.
И как только попадается хороший специалист, смотришь — а он в Америке или Европе отучился. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что таких, кто после зарубежного образования возвращается в Беларусь — меньшинство: самые лучшие специалисты уезжают… Кто же будет работать на Силиконовых долинах, о которых мечтает белорусское руководство?.. Вот потому-то уже невозможно стоять в стороне от европейского образования с его уровнем и качеством».
Не исключает специалист и то, что манипуляции Болонским процессом обязаны грядущим президентским выборам. «Надо же как-то молодежь привлекать», — объяснил А.Павлов.
По мнению методолога, философа Владимира Мацкевича, в первую очередь такому решению Беларусь обязана плачевным состоянием своей системы образования. Однако есть тут и еще кое-что: конкуренция образовательных чиновников за влияние на… Лукашенко.
«В высшем образовании Беларуси есть две тенденции: первая — консервативно-охранительная — ее сторонники не хотят ничего менять в нынешней, — объяснил В.Мацкевич.- Вторая — чьи сторонники выступают за модернизацию высшего образования Беларуси.
При этом все они прекрасно понимают, что белорусское образование не соответствует ни потребностям обучающихся, ни национальным интересам, ни тем более международным стандартам. И также все понимают, что у нас разрушены все научные школы, которые могли бы взять на себя проработку концепции реформы образования.
Однако лидирующую и решающую позицию занимают «консерваторы» — в их руках все ресурсы, это представители власти. В частности — Радьков и Рубинов, которые занимаются перетягиванием одеяла своими предложениями в борьбе за влияние на Лукашенко. И эта новость — результат этой борьбы за лучшее предложение. Сложно сказать, кто победил на этот раз, одно ясно точно — национальные интересы стали брать свое. Уж слишком очевиден плачевный уровень нашего образования. И было решено: раз все плохо, и никто не знает, как с этим справиться, присоединимся мы к Болонскому процессу — может, в Европе знают, что делать…»
Хотя, по мнению эксперта, вхождение страны в Болонский процесс еще не означает решения всех проблем системы образования: «Да, нам нужно реформа и принятие европейских тенденций. Но Болонский процесс в этом — не панацея. Он вдет лишь к стандартизации высшего образования…»
Что касается самого факта таких резких и диаметрально противоположных решений руководства страны, то, по словам А.Павлова, к этому уже и привыкнуть можно было бы.
«У нас так все делается, — заметил он. — И я не удивлюсь, если завтра будет заявлено, что курс меняется, и мы больше не присоединяемся к Болонскому процессу. Такие судорожные шарахания объясняются тем, что, с одной стороны, деваться, конечно, некуда, а с другой — руководству нашей странный ой как не хочется этого присоединения.
А не очень хочется потому, что одним лишь формальным присоединением к Болонскому процессу дело не обойдется. Должна происходить глубокая интеграция всех сфер нашей жизни в европейское общество. Болонский процесс может быть первым из путей интеграции, но никак не последним. Но что это значит для нас? Это будет требовать от нас соблюдения университетской независимости, согласования учебной программы с вузами Европы, выборного назначения руководителей вузов, а также внимания к декларируемым правам человека и демократии…»
В.Мацкевич также ставит под вопрос то, приживется ли в Беларуси Болонский процесс.
«Руководство Беларуси боится многих вещей, связанных с Болонским процессом, — рассказал он. — Решение о присоединении принимает руководство страны, однако участники Болонского процесса — вузы, которые должны быть максимально самостоятельны и компетентны. А наши власти бояться автономии и самостоятельности вузов. Кроме того, Болонский процесс предполагает открытую координацию, продвижение по пути намеченной советом вуза цели, которое может быть подвергнуто независимой экспертизе. А у нас, опять же, боятся любой независимой экспертизы».
Впрочем, специалист признает, что само по себе решение о присоединении Беларуси к Болонскому процессу можно приветствовать. Правда, без лишнего оптимизма.
«Потому что невозможно подключаться к международным процессам без своей программы развития. Мы должны стремиться не впрыгивать в последний вагон, а стать лидерами на международной образовательной арене. Потому должна быть и стратегия выхода в лидеры, — резюмировал В.Мацкевич. — И у нас есть для этого ресурсы, возможности и мозги. Однако они находятся за пределами официальной системы образования».