Источник школьной мотивации
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-»отличники» отличались вполне посредственными способностями.
Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
Для того чтобы понять, в чем кроются причины неуспеваемости ученика, можно обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть определенным образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребенка тот или иной аспект его мотивации.
Способы измерения учебной мотивации
Как понять, какова учебная мотивация школьника, что побуждает его учиться? Психологами изобретена масса методов, позволяющих это сделать. Однако у каждого метода есть свои достоинства и свои недостатки. Так, например, сильные стороны опросников, позволяющих понять, что ребенок думает о причинах своего поведения, — простота и однозначность их обработки. В числе недостатков можно назвать следующие: школьник не всегда осознает свои мотивы, а потому и не может о них рассказать. Кроме того, вмешивается фактор социальной желательности — стремление показать себя в лучшем свете, что также искажает оценки.
Если говорить о проективных методиках, например рисуночных, то они позволяют отчасти убрать фактор социальной желательности и получить информацию о неосознаваемых мотивах учебной деятельности. Однако проективные методы не всегда позволяют однозначно трактовать полученные результаты, возникает риск субъективизма.
Поэтому, для того чтобы адекватно измерить желание учиться, желательно использовать данные нескольких методик. Для пополнения методического багажа психологов и преподавателей предлагаем две методики, позволяющие измерить силу желания учиться у школьника, а также величину его составляющих — социальной и познавательной направленности.
Методика «Измерение времени»
Эта методика в большей степени применима для старших школьников, так как они имеют сформированное представление о времени и субъективное чувство времени. Методика может быть использована для измерения интенсивности познавательной учебной мотивации. Ее сильной стороной является простота, а также тот факт, что мотивация здесь измеряется не прямо, что снижает фактор социальной желательности. При этом методика позволяет измерить уровень познавательной мотивации как у отдельных учеников, так и у класса в целом.
Суть методики: учеников просят записать, не глядя на часы, на чистых листочках бумаги, сколько, по их мнению, времени прошло с начала урока. Такая просьба повторяется два или три раза за урок через неравные промежутки времени (например, через 13, 28 и 36 минут после начала урока). В конце урока листочки собираются.
Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Как известно, если человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит субъективно быстрее, чем если бы он был менее заинтересован. И наоборот, когда человек занят нелюбимым, неинтересным делом, ему кажется, что время «тянется», замедляется. Таким образом, по полученным результатам можно судить о том, насколько вообще данный предмет интересен для детей. Необходимо посчитать средние оценки времени по классу. Для этого следует суммировать оценки времени, поставленные детьми через 13 минут после начала урока, поделить полученную сумму на количество учеников. Затем провести такую же операцию с оценками времени через 28 и 36 минут. Так мы получим цифры, характеризующие субъективное восприятие времени классом в целом. Если класс «недооценивает» время (например, в субъективном восприятии детей прошло 10, 20 и 30 минут с начала урока), значит, они увлечены предметом, учатся с интересом. Если время скорее «переоценивается» (например, в том же случае пишут, что прошло 15, 35 и 40 минут), то урок в целом скорее не представляет для детей познавательного интереса, и это повод для учителя переосмыслить методику преподавания.
Такие же выводы можно сделать и индивидуально, по каждому ученику. Например, класс в целом скорее «недооценивает» время, а несколько учеников «переоценивают», — это сигнал о сложностях с познавательной мотивацией ребят.
Методика «Учебный план»
Для того чтобы сравнить отношение ученика или группы учеников к разным предметам, можно также провести эту методику. Она позволяет выявить силу желания учиться, отношение к различным предметам, а также определить, каково соотношение познавательной и социальной мотивации у школьника. Методика также предназначена для учеников старших (9–11-х) классов.
Суть методики: ученикам предлагают составить свой собственный учебный план на оставшееся полугодие (четверть). При этом каждому выдается бланк, в котором указаны:
— предметы, предусмотренные в утвержденном учебном плане (столбец 2);
— количество часов, запланированных на данный предмет (столбец 3);
количество часов, которое сам учащийся хотел бы отвести на данный предмет (столбец 4);
— пустой столбец, в который ученик может записывать свои комментарии.
Инструкция для учащихся
Для того чтобы сделать обучение в школе лучше, просим вас составить свой собственный учебный план. Ваша задача — сделать этот учебный план таким, чтобы вам было интересно и приятно учиться. Вы видите перед собой перечень предметов, которые утверждены в уже имеющемся учебном плане, а также время, отведенное на каждый из предметов. Определите, сколько времени вы сами бы хотели отвести на каждый предмет, и запишите нужную цифру в четвертый столбик. Определите, какие предметы, помимо перечисленных, вы также хотели бы изучить в этом классе. Запишите эти предметы в пустые строки. Какие из перечисленных предметов, по вашему мнению, вообще не стоило бы изучать? В столбике «Почему?» напишите максимально подробно, почему вы выбрали этот предмет, почему отвели на его изучение столько времени.
По тому, сокращает или увеличивает ученик время на изучение определенного предмета или всех предметов в целом, можно понять силу его желания учиться и преобладание интереса к тем или иным предметам. Как правило, буквально воспринимать мотивировки, приведенные учениками, нельзя — они часто стремятся давать те объяснения, которые бы одобрил учитель, психолог. Мотивация учиться проявляется скорее в том, насколько подробные, нешаблонные объяснения даются учеником, добавляет ли он какие-то предметы к учебному плану.
Опыт применения методик
«Измерение времени» и «Учебный план»
Приведем пример применения методик «Измерение времени» и «Учебный план» в общеобразовательной школе. Данные, полученные по двум проведенным методикам, позволили выявить интересные закономерности.
Так, методика «Измерение времени» оценивает собственно познавательную мотивацию — увлеченность учащегося самим содержанием обучения. «Учебный план» в большей степени показывает интенсивность социальной мотивации. Нами были выявлены ученики, у которых высокие оценки по одной методике сочетались с низкими по другой. Например, школьники, сконцентрированные на поступлении в вуз и дальнейшем трудоустройстве, получили высокие оценки по интенсивности социальной учебной мотивации и относительно невысокие — по чисто познавательной мотивации.
Полученная информация помогла нам осознать, каким образом стоит дальше работать с учебной мотивацией каждого конкретного школьника: искать возможность повышать интерес непосредственно к учебному материалу или транслировать отношение к изучению конкретных предметов как к социально значимой деятельности.
Анна БУГРИМЕНКО