Почти четверть 15-летних европейцев плохо умеет читать, пишет Le Figaro. Низкую оценку получает и Франция, где число учеников, читающих с трудом, увеличилось с 15,2% в 2000 году до 21,7% в 2006!
Чтение остается слабым местом большинства стран Европы: почти четверть 15-летних европейцев плохо умеет читать. Все же наблюдается «медленный, но стабильный прогресс» в период с 2000 по 2007 год в ключевых областях образования, в пропорциональном соотношении количества учеников, бросающих школу, и молодых людей, завершающих второй цикл среднего образования.
Число выпускников вузов, выбирающих научную карьеру, тоже увеличилось в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии. Напротив, уровень владения навыками чтения снизился: таково основное заключение ежегодного отчета по образованию в ЕС, только что представленного Еврокомиссией.
Значительное сокращение числа 15-летних учеников, демонстрирующих плохое владение чтением, было одной из главных целей, поставленных в 2000 году. До достижения этого идеала еще далеко, так как доля плохо умеющих читать подростков выросла с 21,3% в 2000 году до 24,1% в 2007.
Список стран с высоким уровнем образования возглавляет Финляндия, сильно опережающая всех остальных с 4,8% неуспевающих учеников, за ней следует Ирландия (12,1%) и Эстония (13,6%). Голландия и Швеция показали довольно хорошие результаты, однако, в отличие от Польши, прогресса здесь не наблюдалось. Румыния с 53,5% посредственных учеников и Болгария с 51,1% оказались в конце списка. Нечем похвастаться и Франции, где число учеников с проблемами в успеваемости выросло с 15,2% в 2000 году до 21,7% в 2006! Ситуация ухудшилась также в Германии, Италии, Испании и Португалии.
Это исследование, основанное на результатах международного опроса Pisa, недавно привлекло внимание Даниэля Витри, главы аналитического отдела в министерстве национального образования, назвавшего эти результаты «тревожными». Эксперты признают, что в международных рейтингах Франция опускается на более низкие позиции в связи с увеличением числа детей, испытывающих трудности. Неоднородность состава учеников не облегчает работу преподавателей. «Сложно сравнивать Финляндию — маленькую страну без особых социальных проблем — с Францией», — часто отмечают в министерстве.
Констатация посредственного уровня юных чтецов — общее место. В Бельгии в прошлом году в ходе опроса выяснилось, что слишком многие ученики не в состоянии прочитать сложный текст, а 15% из них испытывали серьезные трудности в начальной школе.
В Великобритании Кембриджский университет по завершении одного исследования объявил, что осуществляемые дорогостоящие программы обучения чтению не дали результатов. 730 млн евро, потраченные за десять лет, оказали «относительно слабое» влияние на уровень умения читать. Как и Франция, Великобритания, Австралия, Италия и США периодически ставят под сомнение эффективность методов обучения.
Регулярно происходят столкновения — подчас очень жесткие — сторонников интегрального метода и ярых защитников слогового. Но окончательное решение найти не удается. Однако, «не отрицая значение других факторов, очевидно, что различия в освоении чтения связаны с эффективностью методов обучения чтению», утверждают специалисты.