Бизнес вместо БРСМа
Журнал BusinessWeek проводит конкурс на лучшего молодого предпринимателя (до 25 лет), продвигая идеи активного вовлечения молодежи в бизнес. Десятки молодых людей делятся своими идеями и опытом. Движимые духом приключений и достижений, они внимательно наблюдают за жизнью, ловят свежие идеи и открывают бизнесы. Не обходится без неудач, но многие проекты стали коммерческими хитами. Большинство идей вполне могло бы родиться в головах активной белорусской молодежи, если бы наша система образования учила бизнесу, если бы правительство понимало важность продвижения идей предпринимательства среди молодежи.
Их мысль прекрасна … и прибыльна
Мэт Робертс и Ирфан Бадакши наблюдали, как молодежь пытается вздремнуть на дискотеках на неудобных стульях. Решив пойти навстречу пожеланиям сверстников, они придумали кресло, которое легко трансформируется в кровать. Мама Тристата Кауэла не могла придумать, куда ставить рождественские открытки. Он подумал и сделал разные устройства для того чтобы показывать их на стенках, холодильнике или на дверях. Людям очень понравилась идея. В результате его бизнес процветает.
25-летний немец Марвин Андра нашел идею буквально на мусорной свалке. Он видел недовольных водителей, которые раздраженно выбрасывают мусор со своих авто. Он придумал BagPax — легкий мягкий контейнер для мусора в машину. Многим автомобилистам эта идея очень понравилась – товар пошел. Пошла и прибыль. Британец индийского происхождения Карм Синх запустил веб сайт Desitouch.com, на котором представлена музыка и видео из Индии, нечто похожее на симбиоз iTunes, MySpace и YouTube. Сайт начал приносить прибыль. Представители других культур тоже начали осознавать коммерческий потенциал такого проекта. Открылись аналогичные сайты по культуре, музыке и искусству других азиатских стран.
24-летний Грант Ланг с детства полюбил кофе. Своей страстью он решил поделиться с потребителями, открыв компанию Mozzo. Он начал подавать не только качественный напиток, но также идею справедливой торговли (за достойную оплату и условия труда для производителей кофе). Он соединил кофе со своей страстью к музыке и искусству. Г. Ланг предложил кофе «устойчивого стиля жизни». Эта идея объединяет экологическую и социальную ответственность и продолжает приносить итальянцу хорошие деньги.
24-летний Ларс Дуурсма из Роттердама прекрасно использует свои знания языка. Он открыл консалтинговую компанию и учит политиков и корпоративных лидеров, как лучше общаться и точнее выражать свои мысли. Как оказалось, иметь хорошо подвешенный язык и использовать его по назначению – это не причина раздражения окружающих, а хорошая бизнес идея.
21-летний голландец Бен Волдринг сделал свой первый веб сайт в 13 лет. Благо родители поощряли любопытного подростка и помогали экономическими советами. Сегодня он предлагает своим соотечественникам четыре сайта для сравнения условий покупки товаров он-лайн, в том числе услуг мобильной связи, доступу в интернет и ЖКУ. Австриец Фати Саид начал бизнес по веб хостингу в 18 лет. К 20 годам он познал первое в своей жизни банкротство. В 24 года его нынешний веб проект работает гораздо успешнее.
Француз Жулиен Женесту открыл сайт по поиску работы для молодежи. Во Франции эта тема очень актуальна. Расчет оказался точным. На сайте Жульена сегодня более 200 тысяч зарегистрированных посетителей. Уэйн Берко из Лондона имеет похожий сайт, но он ориентирован на предоставление информации для студентов и профессиональных актеров работы в кино и на телевидении. Нейл Уоллер открыл Marbellainfo.com, чтобы предоставлять британцам информацию о ситуации в испанском курортном городе. Идея понравилась даже самим испанцем. Они начали активно посещать сайт. Неожиданно для себя Уоллер начал зарабатывать. Теперь парень работает над аналогичными проектами по другим городам.
Далеко не вся молодежь начинает бизнес с интернета. 24-летний Мэтью Хабард открыл видео студию. Она производит специальные образовательные программы для школ и вузов. Иоав Бен Яков начал бизнес с родителями, когда ему было 15 лет. Они занялись импортом и продаже ирригационных систем в Германии. Тема достаточно сложная, но парень быстро стал достойным партнером для многих немецких хозяйств.
Итальянец Андреа Илли, продолжая традиции своей славной семьи, бросил вызов могущественной корпорации Starbucks. Через сеть своих кафе Espressamente он предлагает кофе для гурманов. Дорогой, но эксклюзивный напиток не может быть дешевым. Итальянцы говорят, что продают эликсир, а не просто горячий напиток. Кофейные зерна от Illy проходят 114 тестов на качество. А. Илли четко ориентируется на нишу эксклюзивных клиентов и состоятельных пар.
Молодежь покоряет сердца и кошельки
В возрасте 21 год Марк Цукерберг вошел в список 20 лучших молодых предпринимателей мира. Его простая идея – создание сети общения Facebook – позволила собрать более $13млн. капитала для развития бизнеса. А ведь все начиналось с попытки найти своих выпускников. Нэнси Монтано из Лос Анжелес в 22 года открыла фирму Los Angeles Pumping. Эта транспортная компания занимается перевозкой опасных материалов. В самом начале ей помогал отец, но именно она управляет бизнесом, который работает в очень конкурентной среде. За год выручка компании выросла с $25 тыс. до $125 тыс. В 2008г. она планирует выйти на $1млн. выручки.
Иоанна Алберти из Бостона в возрасте 24 лет нарисовала первые скетчи своего персонажа – Софии, уверенной в себе, успешной женщины. Тогда она работала в рекламной фирме. Затем она начала распространять «Мысли от Софии» через небольшой бизнес открыток, которые назывались philoSophie’s. Разные картинки женского персонажа быстро понравились для сотен тысяч людей во всем мире. Брэнд начал зарабатывать деньги.
Дэвид Хаузер (23 года) и Сиамак Тадхаддос (24) открыли свою первую фирму еще в средней школе. Ребята основали телефонную компанию GotVMail и начали оказывать услуги для малого бизнеса, который не мог позволить услуги больших телефонных центров. У молодых ребят базовые слуги можно купить за $10 в месяц. Среди них многоголосовой телефонный ящик, переадресация звонков, доставка e-mail-ов, и телефонных мессиджей в формате MP3. Бизнес начал приносить прибыль со второго месяца работы. В 2005г. годовой оборот превысил $5млн.
24-летний Ананд Чхатпар начал проект BrainReactions. Это интернет платформа для 200 профессиональных участников мозговых штурмов. Они придумывают новые функции разных товаров, конструируют новые рынки и развивают идеи о том, как лучше обслуживать потребителей. Затем эти идеи продаются для разных компаний. Даже если в идеях много «мусора», компании часто находят среди них очень удачные решения.
21-летний Райан Питер создал корпорацию Broadwick для оказания услуг по маркетингу через электронную почту IntelliContact. Раздражающая многих реклама в почтовых ящиках принесла учредители неплохие деньги. В течение года компания быстро вышла на уровень месячной выручки в $130 тысяч.
Примеров творчества молодых людей в самых разных сферах экономики очень много. Девушки и парни с пирсингом и татуировками, в потертых джинсах и небрежных майках внимательно наблюдают за жизнью, учатся и предлагают свои знания и услуги для оценки потребителей. Если в стране приветствуется предпринимательство, поощряется творчество, формируется толерантное отношение к неудачам в бизнесе, то молодежь быстро интегрируется во взрослую жизнь и динамизирует экономику. Если же школы и университеты превращаются в идеологические рупоры власти, мультипликаторы старых догм, в учреждения по выдаче «корочек», то молодежь уезжает из страны или в 25 лет умирает творчески и интеллектуально, превращаясь в прототипов своих старших номенклатурных собратов.
Ярослав Романчук