Подготовка к ЦТ по всем предметам

Учителя боятся обсуждать задания ЦТ с учениками, опасаясь судебного преследования со стороны РИКЗ

В интернете появилось открытое письмо в адрес директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова от учителей школ и лицеев – в основном преподающих физику. В своем письме учителя просят объяснить им, каким образом в интернете им и ученикам обсуждать условия задач репетиционного (РТ) и централизованного тестирования (ЦТ). Сейчас учителя боятся без разрешения обсуждать условия задач в Сети, потому как не хотят преследования со стороны РИКЗ. Несколько учителей, выложивших в своих блогах и на сайтах условия задач репетиционного тестирования, напомним, прошли суды и получили штрафы. Как быть?

О том, что учителя боятся РИКЗ, мы уже писали в апреле 2011 года. Тогда на рассмотрении в правоохранительных органах был десяток административных дел. Речь идет о незаконном копировании и распространении абитуриентами и преподавателями материалов репетиционного тестирования (РТ), которые составляет Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Само РТ проводится для школьников, которые позже планируют сдавать ЦТ, чтобы поступить в вуз. Не секрет, что многие абитуриенты тайком фотографируют задания, чтобы потом разбирать ошибки с преподавателями либо репетиторами. В РИКЗ считают, что незаконное копирование и тем более распространение материалов РТ является нарушением авторского права (ст. 55 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г.). За это предусмотрена административная ответственность по ст. 9.21 КоАП (нарушение авторских, смежных и патентных прав).

В то же время, говорится в открытом письме учителей, «нам необходимо обсуждать методы решения задач ЦТ и РТ. Без опубликования условий задач это сделать невозможно. Мы просим вас разъяснить, каким образом мы можем использовать условия задач на своем форуме. Мы также приглашаем специалистов РИКЗ принять участие в работе нашего форума и надеемся на плодотворное сотрудничество с РИКЗ в других направлениях», — говорится в открытом письме.

Как рассказал учитель физики высшей категории Могилевского государственного областного лицея № 1 Александр Сакович, в декабре прошлого года ему позвонили из милиции и сообщили, что РИКЗ написал на него заявление о нарушении авторских прав. «Попросили прийти для того, чтобы составить протокол. Я пришел, меня спросили, действительно ли я выкладывал в интернет условия задач репетиционного тестирования. Ну, что я, отрицать буду? Выкладывал, чтобы мои же ученики видели, как правильно надо было решать задачи и в чем они допустили ошибки», – рассказывает учитель.

По его словам, заявление от РИКЗ заключалось в том, что «я выложил задания в интернет раньше, чем тестирования закончились по всем остальным регионам». «У нас в Могилеве прошло, и я думал, что во всех регионах закончилось, а оказывается, там разбежка чуть ли не два месяца. На сайте РИКЗ при этом сказано, что РТ длится с октября по декабрь, но точных дат нигде нет».

Чуть позже – в конце февраля – Александру пришла повестка в суд. «Я думал, там заседание будет, но я пришел, а там один судья только. Мы с ним поговорили вдвоем, и он назначил мне минимальный штраф за нарушения авторского права РИКЗ, который предусмотрен по закону, – 700 тысяч», — вспоминает педагог, добавляя, что на выплату ему дали не больше полумесяца, и он сразу же эти деньги выплатил.

Вопрос о том, сколько учителей судили по всей стране, так и остается открытым. В самом РИКЗ отказались называть эту цифру.

Тем временем на сайте самого института появилась информация о том, что РИКЗ планирует создать портал, где будут размещаться варианты тестовых заданий репетиционного тестирования. «О сроках начала эксплуатации портала будет сообщено дополнительно», — говорилось в сообщении еще в конце мая.

Николай Феськов сообщил, что разработчик портала «еще не все сделал». «Мы бы хотели создать такой портал, но говорить о том, когда он будет функционировать, еще рано», — сказал Феськов. По его словам, планируется, что портал «позволит работать в репетиционном режиме компьютерного тестирования». При этом в РИКЗ пока не называют точную дату открытия портала. Так что не факт, что он заработает в этом году.

А вот репетиционное тестирование этого года уже началось. «Мы хотим обсуждать задачи уже в этом году, в интернете должна быть такая площадка. Пусть бы РИКЗ разрешил нам — пока портал не заработает — на форуме выкладывать задачи. Хотя бы после того, как оно закончится по всей стране. Ученики ведь продолжают задавать вопросы», — предлагает Александр Сакович.

Николай Феськов на это отвечает так: «Мы не можем пересмотреть свои авторские права, которые предусмотрены законом». Стало быть, ничего пока не поменяется: будут учителя выкладывать условия задач на РТ – будут продолжать платить штрафы.

Еще один учитель физики, подписавший открытое письмо к Феськову, — Александр Плётнев, который преподает в ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет». Он считает, что в настоящий момент преследования учителей со стороны РИКЗ «нелогичны»: «Все выкладываемые задачи нужны детям. Это дает им возможность проанализировать с учителем свои ошибки, найти их, поработать над слабыми местами».

По его мнению, обсуждение задач на интернет-площадке, а не в кабинете имеет преимущества: «В таком случае появляется элемент дистанционного образования, плюс это — большая экономия времени учителя. Ведь необязательно учителю в свое личное время объяснять ошибки каждому ученику лично – если задачи выложены в интернете, то детям часто достаточно просто глянуть, чтобы стало понятно, в чем была ошибка».

Хотя, отмечает педагог, в целом неважно, где эти задачи – опубликованы в сборнике РИКЗ либо на сайте: главное — иметь возможность видеть эти задачи. Сейчас ведь сборники по репетиционному тестированию РИКЗ не публикуют вообще – «в свет» выходят только сборники с задачами на ЦТ. «Если учащийся просто сходил на тестирование, но у него нет возможности нигде взять условия задач, то как можно исправить ошибки в образовании? Никак», — говорит Александр Плётнев.

Как мы писали ранее, в самом РИКЗ на авторском праве настаивают на том основании, что они ежегодно публикуют сборники по ЦТ, и на каждом стоит знак копирайта, который «является подтверждением: это — интеллектуальная собственность РИКЗ».

«Если наши сборники кто-то перепечатывает, то они платят нам дополнительные деньги. Мы сами платим огромные деньги авторскому коллективу за создание тестовых заданий. РТ берется из этого же банка данных, откуда и ЦТ. Они не должны передаваться в другие руки. Если бы какие-то фрагменты использовали, то это допустимо, но когда полностью и без нашего разрешения — это нарушение», — говорили нам тогда, в апреле, в РИКЗ. В институте также отмечали, что если РТ в разных городах проходит в разное время, то для каждого города надо разрабатывать отдельный вариант теста, чтобы не списывали, а это дополнительные затраты из бюджета РИКЗ.

Что важно, если суд признает РИКЗ абсолютным правообладателем, то закон — на стороне института. «То, что РИКЗ не напечатал сборник сам, по сути, не связано с авторским правом, — отмечают эксперты. — Не исключено, что РИКЗ действительно сможет доказать по всем десяткам дел, что дети и преподаватели нарушили закон. В таком случае еще десятку учителей придется выплатить по 2-5 миллионов рублей за то, что они хотели помочь детям. Очевидно, что это неправильно. Поэтому тут, скорее, должна быть политическая воля государства, чтобы помогать детям разбирать ошибки».

При этом отдельная глава в законе все же предусматривает в некоторых случаях свободное распространение объектов авторского права. Например, в образовательных целях.

«Правомерно обнародованные произведения могут быть использованы с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью», — говорится в законе.

Интересно, что допускается законом и использование объектов авторского права в личных целях — если не преследуются коммерческие цели. Другими словами, если ученик тайком сфотографирует тест, а учитель тайком ему объяснит ошибки, то никто наказан не будет. Однако в таком случае, выходит, желание учеников и учителей разобраться в ошибках находится в полулегальном положении.

Педагог Александр Сакович видит еще одну проблему в отношениях с РИКЗ: «Часто РИКЗ разрабатывает очень спорные задачи, и дело уже не в авторских правах. Бывает, задачи детям на тестировании даются с ошибками, либо дают задачу, которая выходит за рамки школьной программы. В этом году возник спор вокруг задачи Б10. Я у себя на форуме устроил голосование, выходит ли эта задача за рамки программы. 10 проголосовавших преподавателей ответили, что задача выходит за программу. Значит, надо обсуждать, искать выход. Но РИКЗ же никаких претензий не принимает, ведет себя как монополист: делает ошибки, но ничего не признает и не хочет обсуждать».

Екатерина Синюк

ЭКОЛМИЛ

Последние новости