Исповедь школьного директора

Как выживает сегодня белорусская школа? На что расходуются родительские деньги? И как уговаривают вступать в БРСМ? Об этом и многом другом рассказали на условиях анонимности директора школ.

Обязательная подписка

— Ежеквартально до нас доводится план подписки для школьной библиотеки на государственные СМИ (практически все наименования). И даже на мою маленькую школу этот план может включать 2-3 экземпляра некоторых газет. Зачем? — недоумевает Виктор Васильевич. — Тем более что некоторые газеты никто не читает! В последнее время стали хотя бы частично выделять деньги из бюджета исполкома на подписку на основные государственные издания (еще год назад не выделяли), но на все ведомственные и узкоспециализированные издания приходится подписываться за свои деньги, а их ищи где хочешь… Плюс к этому каждой школе доводится план индивидуальной подписки на государственные журналы и газеты. Выполнение плана жестко контролируется.

Кто-то не сдает деньги из принципа, а кто-то — по причине бедности

— Ситуация такова, что без «добровольных» родительских взносов школа в хозяйственном плане не выживет, — убежден Александр Федорович. — Нужно за что-то покупать краску, обои, клей, канцелярские товары, сантехнику, мебель… Половина (если не больше) расходов на приобретение материалов и оборудования покрывается за счет родительских денег.

Утверждение о том, что государство выделяет достаточно средств из бюджета, — вранье. Каждая школа в зависимости от престижности и возможностей родителей — потенциальных «добровольных» спонсоров устанавливает свою примерную месячную ставку сбора. Это проводится через решение общешкольного родительского собрания. А дальше идет выколачивание с родителей оговоренной суммы, что становится одной из обязанностей классного руководителя. Злоупотреблений тут практически не бывает: родители сами, как правило, переводят деньги на счет школы, и расходуются они по безналичному расчету по мере необходимости. Что и за какую сумму куплено, можно легко проверить. Мы этому не препятствуем. С каждым годом собирать деньги с родителей становится все труднее, и основная причина тут даже не в том, что жить стали беднее, а в том, что чиновники, выступая по телевидению и в государственных СМИ, уверяют, что денег у школ хватает, а директора школ — жулики!

— Как вы воздействуете на тех, кто отказывается сдавать деньги?

— Пытаемся взывать к совести и пониманию. На детях эта ситуация никак не отражается. Среди «отказников» есть все слои населения. Кто-то не сдает из принципа, а кто-то — по причине бедности.

Для отстающих учеников старшие классы становятся мукой

— Вопрос отстающих учеников чрезвычайно сложный, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка если не академиком или инженером, то во всяком случае обладателем хорошей доходной профессии, — замечает Ольга Александровна. — Однако есть немало детей, которые в силу разных причин не могут успешно учиться в средней школе. По сути, уже к пятому классу понятно, что и от кого можно ожидать, но по закону ребенка нужно дотянуть как минимум до окончания девятого класса. Седьмой-девятый классы становятся мукой для таких ребят, их родителей и учителей. Одним из возможных выходов из данной ситуации могли бы быть технические классы при ПТУ, куда после седьмого класса уходили бы сориентированные на рабочую профессию ученики, но идея почему-то не прижилась. Вот и получается, что в одном классе учатся те, кто живет наукой, и те, кто чихать на нее хотел. Плохо и тем и другим.

Особенно это актуально для небольших школ, где учеников невозможно даже развести по уровню интеллекта в «А» и «Б» классы.

Кому нужна бумажная работа?

— Школа буквально задыхается от так называемого документооборота, — признается Виктор Васильевич. — Количество всевозможных отчетов по различным направлениям деятельности зашкаливает. Если лет 5 назад на месяц хватало 1 пачки бумаги, то сейчас в месяц уходит 2-3 упаковки. Причем отчеты, справки, информация, планы, протоколы часто дублируют друг друга, и вообще непонятно, кому они нужны и читает ли их кто-нибудь. Парадокс, но эффективность работы школы оценивается прежде всего по объему документов, которые представлены проверяющему: мало документов — значит, плохо работаете! Лично я убежден в том, что методическим кабинетам отделов образования и управлений образования этот ворох бумаги нужен только лишь для того, чтобы лучше и нагляднее представить свою работу. Реальной пользы от этих так называемых документов нет.

Не все желают питаться в школьной столовой

— То, что учеников школ заставляют питаться в школьной столовой, — это действительно головная боль директора и классных руководителей, — говорит Александр Федорович. — Многие дети не хотят питаться в школьных столовых. Кого-то не устраивает меню, кого-то — качество блюд, кто-то не ест кашу, а кто-то — рыбу и т.д. Но существует некий усредненный показатель охвата школьным питанием, и он жестко отслеживается. Вот и приходится директору школы через классных руководителей уламывать учеников и их родителей, чтобы они внесли деньги и питались в школьной столовой, несмотря на «не могу» и «не хочу». На этой почве время от времени возникают конфликты с родителями учащихся, которые, как и их дети, не понимают, почему их принуждают пользоваться общепитом, пусть это даже оправдывается благими мотивами.

Где взять тонны металлолома?

— Внебюджетная деятельность — еще одна головная боль директора школы, — продолжает Сергей Иванович. — Хотя ныне действующим законом об образовании и Кодексом законов об образовании прямо запрещается доведение школам каких-либо планов по внебюджетной деятельности, эти статьи как игнорировались, так и игнорируются. Как и прежде, школам доводятся контрольные цифры по сдаче макулатуры, металлолома; количеству средств, которые необходимо заработать от предоставления платных образовательных услуг. Только называются они не плановыми заданиями (это было бы слишком явное нарушение закона), а прогнозными показателями, но от этого суть не меняется, так как прогнозные показатели устанавливаются сверху без всякого учета мнения школьных коллективов и строго обязательны к исполнению. Если с макулатурой все более или менее выполнимо, то с платными образовательными услугами дело намного сложнее. А с выполнением прогноза по сбору и сдаче металлолома — вообще катастрофа! Где школе найти несколько тонн металлолома? Консервными банками и старыми газовыми плитами такое количество не закроешь… Раньше помогали решать проблему промышленные предприятия, но теперь и им установили немалые планы по сдаче металлолома. Недавно услышал забавную историю о том, как одна заведующая детским садом купила на собранные подчиненными деньги требуемое для выполнения прогнозного показателя количество металлолома.

Никого особенно не волнует, кто будет принят в БРСМ

— Существует среднегородской показатель по набору в БРСМ, и если твоя школа отстает, то тебе укажут на недопустимость такой ситуации, — рассказывает Сергей Иванович. — По большому счету никого особенно не волнует, кто будет принят в БРСМ. Главное — обеспечить процент не ниже, чем в других школах. Поэтому задача вовлечения молодежи в БРСМ опять же ложится на плечи классных руководителей, от которых требуется дать показатель. О том, как классные руководители уговаривают своих учеников вступить в БРСМ, надо спросить у них. По сути, БРСМ повторяет те же ошибки, что в свое время и ВЛКСМ, — загоняет в ряды организации как можно больше людей, не особенно задумываясь, нужно ли им это.

27 мая 2011 | Источник: Белорусский Партизан

Последние новости

Белорусам запретили рассказывать о своем опыте обучения за границей

7 июня 2020 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с Министерством образования проводят работу по выявлению и пресечению распространения ненадлежащей рекламы об обучении белорусов...

Изучайте Spring бесплатно (10 видеоуроков + сертификат)

С 19 по 25 июня 2020 года на ITVDN проходит акция - вы можете пройти обучение по курсу Spring бесплатно! Что такое Spring? Spring — это...

Бесплатный вебинар Виктора Рублёва «Как научить ребенка эффективно учиться?»

22 июня состоится бесплатный вебинар Виктора Рублёва "Как научить ребенка эффективно учиться?" Вам важно участвовать, если вы: Хотите помочь своему ребенку освоить техники эффективного обучения,...

Приглашаем на бесплатный двухдневный интенсивный тренинг по Python (созданию игры BlackJack)

Привет, друзья! Мы приглашаем вас на двухдневный интенсивный тренинг по созданию игры BlackJack, который состоится 22 и 23 июня (19:00-21:00). Программа тренинга позволит в...