Подготовка к ЦТ по всем предметам

Исповедь школьного директора

Как выживает сегодня белорусская школа? На что расходуются родительские деньги? И как уговаривают вступать в БРСМ? Об этом и многом другом рассказали на условиях анонимности директора школ.

Обязательная подписка

— Ежеквартально до нас доводится план подписки для школьной библиотеки на государственные СМИ (практически все наименования). И даже на мою маленькую школу этот план может включать 2-3 экземпляра некоторых газет. Зачем? — недоумевает Виктор Васильевич. — Тем более что некоторые газеты никто не читает! В последнее время стали хотя бы частично выделять деньги из бюджета исполкома на подписку на основные государственные издания (еще год назад не выделяли), но на все ведомственные и узкоспециализированные издания приходится подписываться за свои деньги, а их ищи где хочешь… Плюс к этому каждой школе доводится план индивидуальной подписки на государственные журналы и газеты. Выполнение плана жестко контролируется.

Кто-то не сдает деньги из принципа, а кто-то — по причине бедности

— Ситуация такова, что без «добровольных» родительских взносов школа в хозяйственном плане не выживет, — убежден Александр Федорович. — Нужно за что-то покупать краску, обои, клей, канцелярские товары, сантехнику, мебель… Половина (если не больше) расходов на приобретение материалов и оборудования покрывается за счет родительских денег.

Утверждение о том, что государство выделяет достаточно средств из бюджета, — вранье. Каждая школа в зависимости от престижности и возможностей родителей — потенциальных «добровольных» спонсоров устанавливает свою примерную месячную ставку сбора. Это проводится через решение общешкольного родительского собрания. А дальше идет выколачивание с родителей оговоренной суммы, что становится одной из обязанностей классного руководителя. Злоупотреблений тут практически не бывает: родители сами, как правило, переводят деньги на счет школы, и расходуются они по безналичному расчету по мере необходимости. Что и за какую сумму куплено, можно легко проверить. Мы этому не препятствуем. С каждым годом собирать деньги с родителей становится все труднее, и основная причина тут даже не в том, что жить стали беднее, а в том, что чиновники, выступая по телевидению и в государственных СМИ, уверяют, что денег у школ хватает, а директора школ — жулики!

— Как вы воздействуете на тех, кто отказывается сдавать деньги?

— Пытаемся взывать к совести и пониманию. На детях эта ситуация никак не отражается. Среди «отказников» есть все слои населения. Кто-то не сдает из принципа, а кто-то — по причине бедности.

Для отстающих учеников старшие классы становятся мукой

— Вопрос отстающих учеников чрезвычайно сложный, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка если не академиком или инженером, то во всяком случае обладателем хорошей доходной профессии, — замечает Ольга Александровна. — Однако есть немало детей, которые в силу разных причин не могут успешно учиться в средней школе. По сути, уже к пятому классу понятно, что и от кого можно ожидать, но по закону ребенка нужно дотянуть как минимум до окончания девятого класса. Седьмой-девятый классы становятся мукой для таких ребят, их родителей и учителей. Одним из возможных выходов из данной ситуации могли бы быть технические классы при ПТУ, куда после седьмого класса уходили бы сориентированные на рабочую профессию ученики, но идея почему-то не прижилась. Вот и получается, что в одном классе учатся те, кто живет наукой, и те, кто чихать на нее хотел. Плохо и тем и другим.

Особенно это актуально для небольших школ, где учеников невозможно даже развести по уровню интеллекта в «А» и «Б» классы.

Кому нужна бумажная работа?

— Школа буквально задыхается от так называемого документооборота, — признается Виктор Васильевич. — Количество всевозможных отчетов по различным направлениям деятельности зашкаливает. Если лет 5 назад на месяц хватало 1 пачки бумаги, то сейчас в месяц уходит 2-3 упаковки. Причем отчеты, справки, информация, планы, протоколы часто дублируют друг друга, и вообще непонятно, кому они нужны и читает ли их кто-нибудь. Парадокс, но эффективность работы школы оценивается прежде всего по объему документов, которые представлены проверяющему: мало документов — значит, плохо работаете! Лично я убежден в том, что методическим кабинетам отделов образования и управлений образования этот ворох бумаги нужен только лишь для того, чтобы лучше и нагляднее представить свою работу. Реальной пользы от этих так называемых документов нет.

Не все желают питаться в школьной столовой

— То, что учеников школ заставляют питаться в школьной столовой, — это действительно головная боль директора и классных руководителей, — говорит Александр Федорович. — Многие дети не хотят питаться в школьных столовых. Кого-то не устраивает меню, кого-то — качество блюд, кто-то не ест кашу, а кто-то — рыбу и т.д. Но существует некий усредненный показатель охвата школьным питанием, и он жестко отслеживается. Вот и приходится директору школы через классных руководителей уламывать учеников и их родителей, чтобы они внесли деньги и питались в школьной столовой, несмотря на «не могу» и «не хочу». На этой почве время от времени возникают конфликты с родителями учащихся, которые, как и их дети, не понимают, почему их принуждают пользоваться общепитом, пусть это даже оправдывается благими мотивами.

Где взять тонны металлолома?

— Внебюджетная деятельность — еще одна головная боль директора школы, — продолжает Сергей Иванович. — Хотя ныне действующим законом об образовании и Кодексом законов об образовании прямо запрещается доведение школам каких-либо планов по внебюджетной деятельности, эти статьи как игнорировались, так и игнорируются. Как и прежде, школам доводятся контрольные цифры по сдаче макулатуры, металлолома; количеству средств, которые необходимо заработать от предоставления платных образовательных услуг. Только называются они не плановыми заданиями (это было бы слишком явное нарушение закона), а прогнозными показателями, но от этого суть не меняется, так как прогнозные показатели устанавливаются сверху без всякого учета мнения школьных коллективов и строго обязательны к исполнению. Если с макулатурой все более или менее выполнимо, то с платными образовательными услугами дело намного сложнее. А с выполнением прогноза по сбору и сдаче металлолома — вообще катастрофа! Где школе найти несколько тонн металлолома? Консервными банками и старыми газовыми плитами такое количество не закроешь… Раньше помогали решать проблему промышленные предприятия, но теперь и им установили немалые планы по сдаче металлолома. Недавно услышал забавную историю о том, как одна заведующая детским садом купила на собранные подчиненными деньги требуемое для выполнения прогнозного показателя количество металлолома.

Никого особенно не волнует, кто будет принят в БРСМ

— Существует среднегородской показатель по набору в БРСМ, и если твоя школа отстает, то тебе укажут на недопустимость такой ситуации, — рассказывает Сергей Иванович. — По большому счету никого особенно не волнует, кто будет принят в БРСМ. Главное — обеспечить процент не ниже, чем в других школах. Поэтому задача вовлечения молодежи в БРСМ опять же ложится на плечи классных руководителей, от которых требуется дать показатель. О том, как классные руководители уговаривают своих учеников вступить в БРСМ, надо спросить у них. По сути, БРСМ повторяет те же ошибки, что в свое время и ВЛКСМ, — загоняет в ряды организации как можно больше людей, не особенно задумываясь, нужно ли им это.

27 мая 2011 | Источник: Белорусский Партизан

ЭКОЛМИЛ

Последние новости