Демографическая ситуация складывается так, что по некоторым прогнозам, скоро уже не вузы будут устраивать конкурс среди абитуриентов, а желающие получить высшее образование станут весьма тщательно подходить к выбору учебного заведения. Существует ли в Беларуси настоящая конкуренция среди вузов или она заключается лишь в том, что абитуриенты выбирают местечко подешевле, выясняет «Завтра твоей страны».
В ближайшей пятилетке число выпускников школ сократится почти на 40%
В современных условиях конкуренция вузов за своего абитуриента усилится. Такое мнение высказал первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук на совещании ответственных секретарей высших учебных заведений.
«При формировании набора всем учебным заведениям необходимо учитывать, что в ближайшей пятилетке произойдет резкое сокращение выпускников общеобразовательных школ — почти на 40%. В 2015 году общеобразовательную школу окончат менее 55 тыс. человек. Уже в нынешнем году количество выпускников общеобразовательных школ составит 75,5 тыс. человек, что на 12,7 тыс. человек меньше, чем в 2010 году», цитирует замминистра БЕЛТА.
Александр Жук также назвал главной задачей при формировании контингента студентов — отбор тех из них, кто действительно ориентирован на будущую профессиональную деятельность, способен освоить соответствующие образовательные программы и успешно адаптироваться в условиях интенсивно развивающегося рынка.
За студента конкурируют вузы во всем мире
Директор закрытого Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа Владимир Колас отмечает, что система образования за рубежом изначально подразумевает конкуренцию среди вузов и даже учреждений, дающих среднее специальное образование.
— Это связано, прежде всего, с тем, что на каждого студента приходится определенное финансирование со стороны государства или спонсоров. В учреждениях образования понимают, что смогут на достойном уровне обеспечить учебный процесс, в том числе его материальную составляющую, если студентов будет достаточно, и они будут демонстрировать высокие достижения, — поясняет эксперт.
Так в мире формируется четкое понимание, в каких учреждениях готовят, скажем, высококлассных юристов, где на высоком уровне преподается экономика. И вузы эти в силу своей репутации и особого статуса выставляют за свои услуги особую цену.
— Есть и другие примеры. В США, где достаточно низкий уровень среднего образования, можно встретить человека, который, окончив обычную школу, с трудом читает, — высказывает свою точку зрения Владимир Колас. — При этом есть вузы, куда берут практически всех желающих. Студенты получают диплом, но это не значит, что они легко найдут работу. Есть учебные заведения, дипломы которых абсолютно не ценятся, поскольку не гарантируют знаний.
В Беларуси в смысле ценности диплома преуспели специализированные вузы, считает эксперт.
— Все знают, что в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники готовят хороших программистов, в Минском лингвистическом университете – специалистов по языкам. В определенном смысле эти вузы вне конкуренции. Между тем переводчиков готовят не только в Лингвистическом университете, а программистов не только в БГУИРе, — подчеркивает эксперт.
Частные вузы не конкуренты государственным
Получается, при сокращении количества абитуриентов вузам, чтобы заполнить бюджетные места, придется принимать претендентов с более низкими баллами. А среди тех, кто станет учиться на платной основе в государственных и частных вузах будет все меньше обладателей более-менее высоких баллов, полученных на централизованном тестировании.
Есть два варианта выхода из такой ситуации. Первый – вузы соглашаются принимать абитуриентов, чьи знания оставляют желать лучшего. Второй – сокращают бюджетные места. Понятно, что в случае с сокращением бюджетных мест не лучшие времена наступают как для абитуриентов, так и для преподавателей. Первым придется либо учиться платно, либо пополнять на рынке труда ряды низкоквалифицированной рабочей силы. Преподаватели же могут лишиться части своей зарплаты или вовсе попасть под сокращение.
Частные вузы в принципе не заинтересованы уменьшать планы набора, поскольку это снижает доходы учреждения образования. Впрочем, уже принято решение Минобразования о сокращении в вузах негосударственной формы собственности числа студентов-заочников в пользу обучающихся на дневном отделении. Не исключено, что в будущем чиновники, которые уже не раз сетовали на то, что «частники» набирают слишком слабых абитуриентов, могут предписать сокращение количества обучающихся в целом. Между тем проректор одного из частных вузов на условиях соблюдения анонимности сказал «Завтра твоей страны»:
— В течение многих лет частное образование в Беларуси пытается доказать свое право на жизнь. К нам пристально присматриваются и выдвигают порой требования жестче, чем к государственным учреждениям. Нас лихорадило от проверок в 2007 году, лихорадит и теперь. Не исключено, что нам создадут такой имидж в образовательной системе, что конкурировать с государственными вузами будет все сложнее.
Пока, на взгляд собеседника «Завтра твоей страны», частные вузы могут конкурировать с государственными хотя бы в части цены — их услуги дешевле.
— Кроме того, многие ценят нашу более свободную атмосферу. И еще отмечу – нашими студентами порой действительно становятся слабые ученики средних школ, а на выходе они не уступают выпускникам государственных вузов, — говорит проректор частного вуза.
Вузы не конкурируют, а зарабатывают на студентах
Как ни крути, а самый престижный вуз в Беларуси, о котором можно сказать «вне конкуренции» — Белорусский государственный университет. Однако, по мнению бывшего ректора БГУ Александра Козулина, вуз не столько работает над своей репутацией флагмана белорусской высшей школы, сколько живет достижениями прошлого. Как отмечает эксперт, белорусские вузы (БГУ в том числе) становятся заложниками системы, которая превращает их в машину для зарабатывания денег именно на обучении студентов.
В БГУ в 2011 году примут на бюджет 2100 человек, на платную форму обучения — 2700 первокурсников. На заочную — 420 и 1300 соответственно. Для того чтобы понять, насколько в этом учебном заведении заинтересованы в «платниках», достаточно привести несколько цифр. Например, биологический факультет набирает на бюджет 107 человек, а «платников» — 155. Факультет международных отношений пользуется популярностью в течение многих лет. Спрос рождает предложение: 95 человек примут в этом году на бюджет и 265 на платное отделение.
Стоимость обучения в БГУ остается одной из самых высоких среди белорусских вузов, а на упомянутом факультете международных отношений и вовсе лидирует — 6 млн. 192,7 тыс. рублей в год.
Между тем Александр Козулин подчеркивает, что вузы могут зарабатывать, развивая собственное производство.
— В мою бытность ректором БГУ было налажено производство, которое в 2003 году по объему составляло порядка 63 млн. долларов при рентабельности 32%. Боюсь, что теперь БГУ не может похвастать такими достижениями. Условия, в которых оказались научные работники, многих не удовлетворили. Например, целая группа специалистов, занятых ранее в производстве искусственных алмазов, уехала в США.
Между тем, нынешний ректор БГУ Сергей Абламейко в своем видеоблоге сообщает о другой доходной статье бюджета университета:
— Если говорить об экспорте образовательных услуг, то в 2010 году БГУ заработал 4 млн долларов — треть всех заработанных системой образования. Сейчас в вузе обучаются 2 тыс. 30 иностранных граждан.
Конкурентоспособен ли белорусский диплом?
Нынешнюю проблему высшего образования Александр Козулин определяет однозначно — неприкрытый развал.
— Чтобы качественно готовить специалистов по тем или иным специальностям, в вузе должно быть выдержано соотношение количества профессоров и студентов. О какой подготовке может идти речь, когда студентов учат на кафедрах, где нет ни одного кандидата наук? Для поднятия престижа учебных заведений необходимо привлекать специалистов высокого уровня, создавая для них условия, заинтересовывая, — считает бывший ректор БГУ.
А пока, по его мнению, говорить о качестве белорусского диплома о высшем образовании не приходится. Например, китайские студенты, которые массово заканчивают БГУ, по словам бывшего ректора, при этом не знают русского языка.
— Вуз должен нести ответственность за тех специалистов, которых готовит. А когда он лишь выдает дипломы, о какой конкуренции может идти речь? То же можно сказать и о его престиже на международном уровне, — подчеркивает эксперт.
Проблема образования в командно-административной системе
Проблема образования в том, что им руководят в стиле командно-административной системы, убежден Александр Козулин.
Он приводит пример — в 2004 году в БГУ закрыли факультет фундаментальной и альтернативной медицины. Бывшие студенты этого факультета доучивались на факультете философии и социальных наук, биологическом или химическом факультетах. Закрытие состоялось за год до выпуска.
— Я объяснял главе государства, что так нельзя поступать с главным вузом страны. Мы не просили ни помощи, ни дополнительного финансирования. Мы были готовы развивать факультет за счет собственных заработанных средств. Однако 600 студентов пришлось устраивать в различные вузы страны, — рассказывает Александр Козулин.
Владимир Колас считает, что в существующей в Беларуси системе преподаватели и студенты «слишком зажаты», чтобы как-то ее развивать систему.
— Да и конкуренция несовместима с командно-административными методами. А те учреждения, где пытались развивать академический процесс на других принципах, придерживались свободы и европейских ценностей – Европейский гуманитарный университет и Национальный государственный гуманитарный лицей — закрыты, — констатирует Владимир Колас.
Справка «Завтра твоей страны»
В 2011 году прием на уровень высшего образования будут осуществлять 55 высших учебных заведений: 45 государственной формы собственности, 10 — частной. На все формы получения образования в вузы запланировано принять около 105 тыс. человек: в том числе на дневную форму — 57,2 тыс. (по сравнению с минувшим годом прием увеличится на 2,8 тыс.), на заочную — 48,1 тыс. студентов. На обучение за счет средств бюджета запланировано принять 32,9 тыс. студентов, что на 1 тыс. меньше, чем в прошлом году, из них на дневную форму — 25 тыс., заочную — 7,9 тыс. человек.
Виктор ЛИСТОПАДОВ