Подготовка к ЦТ по всем предметам

Знания не только от незнания

Предисловие редактора. Эта статья появилась на форуме ОБРАЗОВАНИЕ.by. Поскольку автор затронул весьма серьезную тему качества школьных учебников, редакция счал возможным опубликовать этот материал в виде отдельной статьи. Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены. 

Неоднократно ЮНЕСКО хвалило советское образование, а сейчас почему то молчит. У меня привычка задавать школьникам вопросы, типа, что такое ковалентная связь, свободный электрон, электрический ток, почему магнит притягивает гвоздь и т.д. На все мои вопросы у ребят не было ответов. Меня это сильно возмутило. Тогда я пошел в школу и стал анализировать физики 7-11 классов и выписывать страницы, где нет объяснения материала.

Так, в физике 7-го класса 1998г. автор Ю.Д.Лещинский на стр.21, 22, 29, 32, 35, 85 нет объяснения, в физике 8-го класса 2004г., того же автора, на стр. 3,8, 20, 46, 48, 66, 67, 70, 75, 76, 83, 87, 88, 95, 104, 136, 153, 196 – нет объяснения, и ребенка 8-го класса посылают на стр. 21 в физику 7-го класса, где нет объяснения, а на стр.75 ребенка посылают на 117 стр., чтобы ребенок привыкал к «одному окну в 17-ой канторе», как это устроено для его родителей.

Автор без всякого объяснения упомянул ион, а потом вспомнил вдруг про КПД карбюраторного двигателя на стр.46, а уже на странице 48 как-то рассказал про сам двигатель. Как видим, полный хаос вместо последовательной подачи материала.

На стр. 83 – что такое кулон, будет дано определение позже. На стр.95 автор пролепетал объяснение электрического сопротивления на уровне учащегося ГПТУ (Господи, помоги тупому устроиться).

Автор сел составлять учебник не зная ни электрического тока, ни электрического сопротивления. В физике 9-го класса 2000г. я не стал делать подробный анализ механике, посчитал более целесообразней, скажем, в 7-ых и 8-ых классах дать всю механику со всеми двигателями и их КПД, а с 9-го класса начать электрику, как более объемную и интересную, и не прыгать с иона на КПД.

В Физике для 10-го класса 2001г. на страницах 56, 60, 97, 194, 219 нет объяснений. На странице 60 опять затронуто сопротивление без рисунка и объяснения, а на стр.97 – магнитное поле без силовых линий, их направления, а на стр.194 – трансформатор, без объяснения работы и до трансформатора детям не были даны индукция, самоиндукция, взаимоиндукция, зато на стр.219 – дан колебательный контур без объяснения собственных вынужденных колебаний и резонанса. Не объяснено как излучаются и распространяются радиоволны, хотя антенна изображена ни к селу, ни к городу. Физика для 11-го класса 2002г. вся в формулах электрических цепей при переменном токе, хотя детям никто не дал объяснения, что такое переменный ток, как он получается, как работают генератор, двигатель, что такое емкостное сопротивление, индуктивное, омическое реактивное. Нет объяснения полупроводников, хотя дети носят мобильники (врачи запрещают детям их носить), созданные на базе полупроводниковой техники.

С таким кратким анализом на трех страницах печатного текста я решил обратиться к Президенту, при котором в школьном образовании сотворено шесть перестроек, хотя одна перестройка развалила такую мощную державу как СССР, и отбросила все республики на десятилетнее отставание и до сих пор так и не назван автор этого развала, который равноценен Отечественной войне в мирное время.

8 декабря 2007г. в приемной президента я отдал это письмо Петру Прокофьевичу с просьбой передать Президенту, но он отправил его в Министерство образования по созданной технологии – на кого пишешь, тому отсылают разбираться, хотя и так ясно, что в Минобразовании не было ни Министра, ни Зам. Министра, которые должны были просмотреть совершенно негодные учебники, прежде чем их печатать для детей.

На это письмо замминистра поблагодарил меня за беспокойство и не единым словом не обмолвился в чем я не прав в кратком анализе физик, геометрии и математики, где 85 % умышленных ошибок и не решаемые задачи.

05.03.2008 года позвонил на «горячую» линию (217-04-24) с просьбой дать мне слово о школьном образовании, но оказалось, что этот ОНТ – совсем не белорусский канал и их там совершенно не интересует образование белорусских школьников, хотя канал забит всякой телегадостью.

Я стал посылать письма факсами в резиденцию Президента (К.Маркса 3) откуда на три письма Президенту нет ответа, на три письма Н.Петкевич — нет ответа, на письмо Н. Домашкевич — нет ответа, на письмо А.Рубинову – нет ответа, на два письма В.Макей – нет ответа. Оказалось , что главный начальник резиденции С.И.Буко рассылал мои письма по всему Минску и одно даже прислал нашему мэру.

Зам. министра прислал мне аж четыре письма, где он то благодарил, то врал, то изворачивался как школьник-врун, то сообщил в четвертом письме, что уже готовы новые учебники для 7-8-х классов по физике. В конце августа 2010 года этот Зам. министра с экрана телевизора так радостно сообщил телезрителям республики, что к началу учебного года созданы новые лучшие учебники, и тут же пригласил домохозяек поучаствовать в создании более лучших учебников. Вот эта просьба к домохозяйкам (уборщицам, сантехникам) насторожила меня, и я опять пошел в школу анализировать учебники 2010 года.

Появилась физика для 6-го класса 2010 года трех авторов, где на странице 9, рис.8 дано поле вокруг магнита без объяснения, потом резкий перескок и на стр.10 определяется объем тела без рисунка и без объяснения. На стр.13 — «показана схема научного исследования от наблюдения до закона» (и это школьнику 6-го класса!), на стр.17, как и на стр.10 неполное объяснение объема бруска, на стр. 18 Таня и Петя запутались в косвенном измерении, на стр. 19 – так и не сказано про здоровый образ жизни, на стр. 24-25 не объяснены знаки «больше», «меньше», «не ровно» и определение площади без рисунка и объяснения, на стр. 26 – не объяснен детям год, неделя, ночь, день, на стр.29. – цена деления мензурок методом деления не объяснена, на стр. 34-35 – не объяснено что такое форзац и промежуток времени от восхода и до захода солнца в день весеннего равноденствия, на стр. 42 – определение радиуса Земли не объяснено, на стр. 46 дано определение площади, тогда зачем это сделано на стр. 25, на стр. 52 дано определение объема, тогда зачем это определение на стр. 10, 17.

В физике 7-го класса 2010 года на стр. 10- не объяснен високосный год, на стр. 25 — откуда взялись 0,9 км, 54 км, 1,8 км, на стр. 28 не объяснено ,почему шарик по стеклу катится дольше, на стр. 30 – не объяснена инерция воды, пара, ветра, на стр. 35 — не сказано, почему люди и тела устойчивы в любом месте Земли. На стр. 36 не сказано, что сила тяжести направлена прямо вниз, на стр. 38, рис.49 не объяснен, стр.41 – в упр. 4 не сказано, как брошены тела, стр. 53-54 – нет четкого объяснения силам, на стр. 54 не объяснен модуль, на стр.54, рис.78 – «равнодействующая двух сил перпендикулярных друг другу вы узнаете в 9-м классе» (опять одно окно в другой канторе), на стр.55, рис. 79 – нет четкого объяснения движения пластины А, на стр. 58 «причина по которой уменьшается скорость не очевидна, но она должна существовать (ну и к чему такая абракадабра ребенку в 7-м классе), на стр. 61, рис. 91 не объяснен, на стр. 63 не четко объяснено трение покоя, на стр. 66 – не четко объяснено, как сила совершает работу, на стр. 67 не четко объяснена работа, стр. 68 – в работе пропущен пройденный путь, на стр. 69 – единицы работы не объяснены, стр. 71 – соотношение 1 л.с. не объяснено, на стр. 74-78 сказано, что кинетическая энергия будет объяснена в 9-м классе (опять одно окно в другой конторе), на стр. 89,рис.120 – механизмы не объяснены, а объяснение рычага дано аж на 91 стр., на стр. 92 – плечо силы не объяснено, стр. 101 – « а с остальными механизмами вы познакомитесь в 9-м классе» (опять окно в другой конторе), стр.119 , рис.164 — не объяснен, стр. 129, рис.180 – не объяснен.

В физике 8-го класса 2008 года на стр. 9,10 – кинетическая и потенциальная энергия, хотя в физике 7-го класса на стр. 74-78 ребенка с этими вопросами отослали в 9-й класс (как можно в учебниках ребенку врать), на стр.28 — « механизм излучения сложен и с ним вы познакомитесь в 11-м классе», (опять другое окно в семнадцатой конторе), на стр. 39 – внутренняя энергия льда не объяснена, на стр. 41 – появились ионы (ни к селу, ни к городу), без рисунков и без объяснения, на стр. 51 – «яйцо варится не потому, что вода кипит, а потому, что вода горячая», (явная абракадабра), «при создании высокого давления в воде можно расплавить олово», (а нужна ли ребёнку такая буза), на стр. 58 – «электрические силы взаимодействия атомов и молекул ответственны за обмен веществ в человеческом организме» (не объяснив ребёнку ни атомов , ни молекул, сразу его шарахнуть в человеческий организм, и как ребёнку проглотить такую абракадабру), стр.63 – «полупроводники, с которыми вы познакомитесь в 10-м классе» (опять окно в другой конторе), ст. 68 – «заряд электрона» ( не дав детям строение атома с электронами, протонами, мезонами, не объяснив детям ковалентную связь в металлах, свободный электрон и как это «при контакте тел в силу определённых причин, значительное число электронов покидают стекло» (прихватив с собой чемоданы). И как это ребёнок может уяснить без определённых причин, а тем более что «заряд неотъемлемое свойство электрона и протона» (опять абракадабра), стр. 69 – «любой даже самый малый заряд кратен» (без таблицы Менделеева, без поясов и орбит такое в голову никак не взять, тем более ребёнку), стр. 71 – стог сена никак не объяснил наличие в нём гири, а с опытом Резерфорда ребёнка срочно отправили в 11 класс , стр. 72 – «однако приписать какую то определенную орбиту электрону в атоме совершенно не возможно» (прошу прощения, это в Министерстве образования можно сотворить любой хаос и перестройку в образовании, а в атоме электроны движутся по определённым орбитам, и никто не может перескакивать с одного пояса орбит на другой, как и с одной орбиты на другую, как и Земля и Луна), наконец, читаю « в проводниках один или несколько электронов покидают атом и свободно перемещаются внутри проводника» (в первом письме к Президенту я упоминал 4 рисунка, которые обязательно надо было привести в физике, чтобы объяснить ребёнку ковалентную связь, свободный электрон, электрический ток, электрическое сопротивление, сверхпроводимость при -273 градуса, этих рисунков нет, а без них получается такая электробуза, когда электрон в Бресте покинул атом и движется по проводнику в Минск.

Ну и куда смотрели рецензенты, кандидаты наук, уборщицы, сантехники в Министерстве образования на такую нелепицу, когда «электроны свободно перемещаются внутри проводника, а куда перемещаются об этом детям не сказано, значит, автор сам не знает, а тем более зам. Министра), на стр 85 . — в «металлах» ток создают электроны» (да, электроны, только как они создают этот ток?), «в газах и растворах ток создают ионы» (да, ионы, только как?), — только все это без объяснения, а если бы были рисунки с объяснениями, то ребенок до смерти знал бы электрический ток и сопротивление, стр. 90 – подключили Амп и Vметр и сказали, что сила тока будет не такой, но не объяснили какой и почему, стр. 92 – электрическое сопротивление без объяснения, стр. 93- «электрическое сопротивление это противодействие среды движению электронов» (может среда, может четверг, а может и ветер дул на встречу электронам, раз у автора нет представления об электрическом сопротивлении), на стр. 104 рис. 160 – И1, И2, И3, И не показаны, на стр. 107 рис 165 не показаны токи включения, на стр. 119 – не объяснены полюса магнита, силовые линии, как и в физике 6 кл. на стр.9 (это уже второе обращение ребенка к магниту, но объяснения все равно никакого нет), на рис. 191 – силовые линии земли даны с ошибкой, на стр. 124 – рис. 193 не объяснен, на стр. 126 – не объяснено почему силовые линии не пересекаются, на стр. 127 – нет объяснения об элементарных магнитах (доменах), на стр. 138 – рис. 198 не объяснено определение скорости света, что такое свет, на стр. 141. – рис. 234 не объяснены тени и полутени, на стр. – 141 не объяснено изучение солнечной атмосферы.

Как видим, новая хваленая физика началась с кинетической и потенциальной энергий, потом вспомнили про ион, потом сварили яйцо, потом плавили олово, потом заглянули в человеческий организм, потом заикнулись о полупроводниках, потом мусолили заряд электрона, сам электрон, и даже послали электрон по проводнику со средой противодействия, потом вторично затронули магнит и «успешно» перешли к свету. Что в этой физике ребенку четко объяснено, что бы он мог запомнить на всю жизнь, абсолютно ничего. С одной стороны перескоки с одного материала на другой, с другой стороны ребенка направили в другие классы три раза и 21 раз ему не объяснили в этом учебнике. Ну и как тут не стать балбесом с переходом в 9 класс?

В физике для 9-го класса 2010г. на стр.5, 18, 29, 31 ребенка сразу же отсылают в 7-ой класс (на переучивание), на стр.20 – отсылают на стр.65, на стр.25 рис 41 не объяснен, стр.35 рисунки 55, 56, 57 – не полное объяснение равномерного прямолинейного движения, стр.42 – ребенка посылают в 7-ой класс, стр.47 – где точки К и К1, стр.48 – ребенка посылают в 11-ый класс (как одаренного), стр.51, 52 рис.78, 79 – не объяснено ускорение, стр.60 – ребенку наконец-то дали формулу параболы!, стр.70 –ускорение точки по окружности не объяснено, стр.78 – ребенка отсылают на стр.90 (на стр.78 места не хватило), стр.112 – не объяснена природа сил упругости, стр.118, 119 – не объяснена сила трения и ее электромагнитная природа (капнули масла и электромагнитная природа исчезла), стр.124 – отсылают ребенка в 7-ой класс, стр.129, 132 – думаю, материал слишком сложен для 9-го класса, стр.142 рис.202 – не показана линия опоры, стр.163 – отсылают ребенка в 7-й класс, стр. 166, 173 — потенциальная и кинетическая энергии (не могли объяснить четко в 7-м и 8-м классах), стр.175 – не объяснено взаимодействие мяча и земли, стр.177, 178, 179 – Закон сохранения энергии доходчиво не объяснен. Ну и какие знания получил ребенок в 9-м классе если его восемь раз отослали в 7-й класс и тринадцать раз не объяснили материала. Физика 2008 года для 11 класса вдруг стала физикой для 10 класса, где на стр. 5 – 71 равномерное движение (для этого движения не хватило места в 9-м классе вместе с электронами и точкой по окружности), стр.72 – электрический заряд, электрическое поле без объяснения, стр. 76 – «электрическое поле порождаемое ионами о которых речь пойдет позже» (уже не сказано в какой конторе и когда), стр. 79 – «это изменение будет обсуждаться позже» (когда? Может когда ученик пойдет на пенсию), стр. 81- соотношение 2 и 3 не объяснено, стр.85 – не объяснены области краевых эффектов, стр.87 – работа по СВ равна нулю, а почему, не сказано и т.д., и т.д.

Как можно ребенку что либо понять в этих хваленых Зам.Министра физиках, если в 6-м классе начали с поля магнита без объяснения, потом перескочили в объем тела и 13 раз не объяснили, в физике 7 класса 25 не объяснений и 4 раза ребенка отослали в другие классы, в физике 8-го класса 21 не объяснения и 3 раза ребенка отослали в другие классы, в физике 8 класса 8 раз отослали в другой класс и 13 раз ему не объяснили, в физике 11 класса для 10 класса начали с равномерного движения с резким переходом на электрический заряд, дважды сказали, что речь пойдет позже на первых же страницах электрической части. Разве это не умышленно сделано, чтобы у детей отбить всякую охоту понять и тянуться к знанию. Думаю, что такая же чехорда в учебниках и по другим предметам, но у меня не хватило времени на их анализ.

Не могу не сказать о себе. До 3-й четверти 10 класса не мог решить ни одной задачи по геометрии с тригонометрией и списывал их у ребят. Четверо ребят в классе решали задачи. Чтобы заглушить в себе потерю любимой девушки я стал решать домашнюю задачу и понял, что абсолютно ничего не знаю по геометрии. Тогда я взял геометрию 6-9 классов 1949 года автора Гинзбурга и общую тетрадь, куда стал выписывать названия и свойства. Проштудировав всю геометрию стал решать домашние задачи с прихваткой дополнительно 3-5 задач. Получилось, что никто не решил в классе задачу, а я решил и учительница Евдокия Ефимовна ходила возле доски и вслух задавала вопрос, что со мной случилось? По письменной математике решил все 4 варианта, решал любую задачу в сборнике задач для поступающих в ВУЗ, но свою задачу при поступлении решал 3-мя способами на 8-ми листах с обеих сторон, а затем написал, что забыл такое свойство, после чего задача решалась таким образом.

Мне не поставили двойку и я поступил в Таганрогский радиотехнический. За эти 60 лет в геометрии ничего нового не появилось, так почему не оставить эту геометрию для детей, почему должны быть все новые и новые бездарные авторы, которые «смеха ради» забывают детям объяснить что такое прямая линия, биссектриса, правильный треугольник и т.д. а что изменилось в физике для 8 класса 2004 и до 2010 года, которую с экрана хвалил Зам. министра образования и врал на всю Беларусь, что физика 2010 года лучше чем физика 2004 года, совершенно не вникая в то, что в этой физике аж 21 не объяснения и 3 отправления ребенка «в другие конторы».

А теперь представим, что для детей созданы всего 2 физики: в первой для 6-8 классов вся механика от объёма тела и до реактивного двигателя, во 2-й для 9-11 классов вся электрика от строения вещества с привязкой к таблице Менделеева до ядерной реакции, кончая светом «в конце туннеля», чтобы не перескакивать с одного материала в другой, создавая чехорду из необъяснений и отсылок ребёнка в другие классы.

Если ребёнку больше понравилась механика, то он будет поступать в механический ВУЗ, проштудировав учебник «Механика для 6-8 классов», если ему больше по душе электрика, то он проштудирует «Электротехнику для 9-11 классов», как я штудировал геометрию Гинзбурга. Если в этих физиках по механике и электрике всё будет четко объяснено не на уровне бездарных авторов, домохозяек или «не дай Бог» сантехников Министерства образования, то ребёнок самостоятельно, без всяких репетиторов (1час = 10 у.е.) освоит механику или электрику для поступления в выбранный ВУЗ.

Я пытался дописаться до Президента, чтобы он принял кардинальные решения пересмотреть и переделать все учебники с 1-го по 11-е классы, чтобы они служили детям 30-50 лет, без изменения всякой бездарью в роли авторов, чтобы эти учебники постепенно, из класса в класс втягивали ребёнка в знания, а не в курево, вино, наркотики, когда ребёнок стал осознавать, что он ничего не знает, чтобы эти учебники были созданы группой учителей с большим стажем работы по данному предмету, а не домохозяйками и сантехниками Министерства образования.

Я пытался «прорваться» на Всебелоруское собрание, для чего побеспокоил 2-х заместителей предисполкома, написал 2 письма Помощнику Президента с просьбой записать меня в список от любого района области, написал заявление в идеологический отдел, но мои просьбы остались без ответов. На собрании выборщиков 04.11.2010г. меня не пустили в зал, в вестибюле я не там стоял 3 раза и меня «переставляли» с места на место, мне не ответили на письменную просьбу обратиться к выборщикам, чтобы они меня пустили на собрание, где я хотел поднять 2 вопроса: школьное образование и изобретательство.

Мой отец отвоевал Польскую, Финскую и погиб на фронте в 1943г., брат мой воевал вместе с белорусскими партизанами, а со мной обошлись как с врагом народа. Отсюда получается так, что только я не могу согласиться с таким школьным образованием и изобретательством, а всем, начиная с главного начальника Резиденции, Зам. Министра образования, ОНТ канала, унтер- пришибеев облисполкома это так и надо.

И чем тупее в будущем рабы, тем легче с ними им будет обращаться, хотя Президент не раз говорил, что Республика должна выживать за счет мозгов, раз нет своего керосина, а откуда нашим детям, будущему Республики взять знания, мозги, если по всем горизонталям совершенно безмозглые и чуждые вертикали.

Фёдоров Анатолий Николаевич

Координаты автора: Беларусь, 247675 г. Рогачёв, ул. Богатырёва, 114 — 74. Дом. тел.: 3-40-78

17.02.2011

ЭКОЛМИЛ

Последние новости