Доцент журфака МГУ: «В этом году мы набрали инопланетян»

Инопланетяне

Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.

— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

— То есть?

— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

— У вас и правда был такой слабый набор?

— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

— В чем ее причина?

— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

— С этим можно что-то сделать?

— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.

— Многих можете потерять?

— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.

69 КОММЕНТАРИИ

  1. Это просто КАТАСТРОФА! Я всегда была против ЕГЭ! Очень удачно подучидось, что моя дочь училась в экспериментальной школе и сдавала нормальные экзамены. Очень бы хотелось, чтобы вернулось «советское» образование.

    • Советское образование лучшее в мире! Пора к нему возвращаться!! А ЕГЭ это преступление над человеком(( печальный текст(

      • Вот мне всегда было интересно, апологеты советского образования – они просто повторяют то, что им сказали по телевизору, или они правда искренне считают, что можно вернуть советское образование. Если они, правда, так считают – то это совсем печалька, потому что оное означает, что умственная деградация коснулась не только поколения ЕГЭ.

        Мне кажется, любому мало-мальски грамотному человеку должно быть совершенно понятно, что «вернуть как в СССР» или «сделать так как на западе» — это два очевидно тупиковых пути развития российского образования. Система образования глубоко интегрирована в социальный, культурный, технологический контекст. Её нельзя вырвать и перенести на другую почву, она просто не будет работать. Рассуждения «давайте вернем советское образование, и все станут умными» — это рассуждение типа «акула — страшный хищник, давайте поселим их в лесу, и они съедят всех волков» :)))))) Сегодняшняя Россия – это совсем не СССР и совсем не запад (ни ментально, ни идеологически, ни экономически). И поэтому ни советская, ни западная модель образования в современной России работать не может!

        Вот вы восхищаетесь советским образованием. А почему оно было самым лучшим? А потому что в СССР его не проектировали по принципу «как на западе» или «как в царской России». В СССР была создана своя самобытная система образования, адаптированная под СВОЙ менталитет, идеологию, технологию, менталитет, цели исторического развития. Вот почему оно так хорошо функционировало.

        То, что сегодня 99,9% предложений по реформе образования крутятся вокруг «как в СССР» и «как на западе» — это свидетельство глубочайшей интеллектуальной деградации (причем , не только поколения ЕГЭ!). И когда умные люди, вроде бы болеющие за образование, всерьез говорят «надо вернуть советское образование» — меня это шокирует гораздо больше, чем грамматическая неграмотность первокурсников.

        Прошу прощение, ежели кого обидел.

        • Все верно, ключевое — система создавалась для конкретной цели исторического развития. Она и была эффективной в конкретной ситуации экономического развития. Сейчас совершенно другая ситуация и другие цели…

          • В качестве основных целей вижу стремление ВУЗов заработать на продаже дипломов. Других терминов, описывающих процесс взаимодействия студентов и преподавателей, я не нахожу. Следующая по значимости цель — минимизировать степень умственного напряжения всех вышеуказанных действующих лиц на всех этапах вышеописанного процесса.

        • Гм… насчёт качества советского образования — тираж газеты ЗОЖ более трёх миллионов, люди пьют мочу и суют огурец в жопу от геморроя… и это всё люди получившие советское образование, не будем говорить о покойнике неправду — но советское образование…. было плохим! Недаром в начале перестройки был такой интерес к новым методикам преподавания, педагогам-новаторам, обновлению учебной программы. Может быть для довоенной эпохи оно и было прогрессивным, но вот, например титаны российской промышленности создававшие ракетно-ядерный щит, своё школьное образование получали либо во времена империи, либо в переломный момент, когда как системы советского образования ещё не существовало. И ещё один момент, система ЕГЭ может нормально функционировать в государстве где низка коррупция и нет сумасшествия бюрократической показухи — в нормальных государствах система общегосударственных экзаменов служит социальным лифтом, о чём у нас напрочь забыли. В нормальных странах есть система образования и система экзаменов, а у нас это всё слилось в систему подготовки к экзамену(но отнюдь, не образования) — отсюда и все болячки.
          А с мыслью о том, что ни тупой откат к советской системе ни копирование чей-то другой системе образования — нас не спасёт — я согласен. Но для решения проблемы образования, нужно 1. Денег, много. 2 Длительные усилия, с пониманием что результат будет лет через двадцать 3. Социально здоровое общество. Все три пункта отсутствуют начисто….

          • К сожалению, большинство людей, желающих хорошего нашему образованию, вот этого третьего пункта никак не могут понять (издержки советского образования :). Система образования — это подсистема общества, поэтому образование — это не самостоятельная функция, а производная от параметров того общества, в котором она существует. Можно сколько угодно ругать нынешнее российское образование, но оно не возникло просто так, оно идеально соответствует тому обществу, в котором оно существует. В либералистически-клептокртическом обществе с доминирующей идеологией потребления никакого другого образования создать невозможно. Эту идею хорошо разъясняет Дмитрий Сандаков ( http://obrazovanie.by/sandakov/uroven-obrazovaniya-v-rossii-i-belarusi-budet-snizhatsya.html ). Вот цитата: «Я думаю, что каждый здравомыслящий человек согласится с тем, что его мечты о лучшем образовании – это не просто мечты о лучшем образовании. Это – мечты о более совершенном обществе, в котором будет функционировать более совершенная система образования. Улучшение системы образования при сохранении нынешней динамики общественных и производственных отношений – это явная утопия».

          • «…титаны российской промышленности создававшие ракетно-ядерный щит, своё школьное образование получали либо во времена империи, либо в переломный момент, когда как системы советского образования ещё не существовало».
            Не пишите глупости о создателях ядерного щита — большинство из них получили образование в советское время!

          • О мамма миа! Автор! У Вас штук 15 пунктуационных ошибок в столь небольшом тексте. «Врачу, исцелися сам».(с)

        • В вашем тексте столько ошибок, что обижаться на Вас грешно. Вас пожалеть нужно. Прошу прощения), но это печально….

        • «Прошу прощение, ежели кого обидел» Наверное, все таки, прощениЯ, тоже, извините за вклинивание/ А по всему остальному…… прочитала по диагонали, но то, что было у нас с образованием, и то, что сейчас — э то апокалипсис и все началось с повального ЕГЭ. Почему, Вы думаете, на Западе возвращаются к нормальному экзамену??

        • Я закончил школу в 95-ом году и учился ещё по советской программе. Вот я б не желал нынешним детям по ней учиться! Во-первых: слишком много времени и усилий тратилось на бесполезные в жизни вещи. Например: зачем нормальному человеку уметь доказывать теорему Пифагора или кучу аксиом? Зачем рисовать формулы реакций неорганической химии? Чтобы эти люди 20 лет спустя лечили своих больных раковыми заболеваниями детей диокидом хлора, по шарлатанской методике какого-то американского «учёного» (реальный случай из жизни)? Большинство из них не умеют батарейки правильно соединить! Примеров — масса. Так что не надо восхвалять советскую систему! Из неё просто брали своё те, кто видел свою цель в жизни. Остальным она не могла дать ничего.

          • Зачем доказывать теорему Пифагора, зачем законы физики учить? Как многие молодые считают, наука вообще ни к чему. Вот из рассуждений одного молодого человека: «Ну и чего вы добились со своей наукой- даже такой простой вещи, как мобильник не могли придумать! Ни компьютеров у вас не было, ничего вообще не было. Это в наше время все придумали!» Я даже комментировать не буду

        • Прошу прощениЯ. Пишется с буквой «я» на конце. По поводу Вашего мнения — советское образование было и есть лучшее в мире. Ничего качественнее просто не придумали. Я из педагогической династии, сама тоже учитель. И на основании своего опыта могу утверждать — не нужно изобретать велосипед. И придумывать новую форму образования, если прежняя работала великолепно. А по поводу ошибок в диктантах — читать могут и современные школьники, дело не в ЕГЭ, а в бесконечном нахождении в интернет-пространстве. И самое главное — текст статьи доказывает, что основная идея ЕГЭ в отсутствии коррумпированности и возможности любому поступить в престижный ВУЗ, не работает. Никакие ухищрения не помогают — видеокамеры, наблюдатели, металлоискатели…Жта система еще более продажна, чем классические экзамены в прошлом. И очень жаль, что чиновники Министерства образования не собираются ничего менять.

      • Такое лучше что миллионы людей с лучшим образованием стали не нужны внезапно.

    • Уважаемые белорусские друзья! Статья, которую перепечатал это сайт, опубликована в «МК в 2009 году. 2009 год — это был ПЕРВЫЙ(!!!) год, когда в России ЕГЭ проводился в обязательном порядке (то есть не в качестве эксперимента). С тех пор уже много воды утекло…

      Зачем данный сайт сейчас, почти 8 лет спустя, перепечатал эту статью, мне непонятно…

      • Уважаемый Алексей! А почему Вы решили, что «данный сайт сейчас, почти 8 лет спустя, перепечатал эту статью»??? На нашем сайте она была опубликована один раз в 2010 году и с тех пор находится там постоянно. Убирать её мы не видим смысла, поскольку статья интересная и востребованная.

  2. Конечно, раньше Онегину было просто отличить Татьянино письмо от записки селянки. Впрочем, неизвестно пошёл бы он на свидание, если бы в песьме были бы ашипки,тоже ,наверное, отсиделся бы.

  3. Простите, куда «набрали»? Зачисления в МГУ еще не было. Первые результаты ожидаются не раньше 20 июля.

    • Да это старый текст, его уже года 3-4 заново публикуют в каждую приемную кампанию. Но не думаю, что ситуация меняется…

      • Уважаемая Марина! Эту статью никто не «публикует заново» :) На нашем сайте она была опубликована один раз в 2010 году. Просто в этом году по какой-то странной причине эта статья набрала просто рекордное количество просмотров.

  4. 1) Разве журналист должен быть грамотным? Журналист должен родину любить.

    2) При чем тут ЕГЭ? Это всего лишь экзамен. Причина в некачественном преподавании.

    3) 20% отчисленных по итогам 1-го курса, это прекрасно. Сын учился на фф, там 25% отчислили после 1-го семестра. Кому от этого плохо? Ну уж не оставшимся студентам. В советское время из мгу отчисляли и поболее и вплоть до последнего курса. Подушевое финансирование? Ну так бы и говорили…

    • На счёт 3 пункта — согласна с вами.
      Со вторым тоже отчасти согласна, да, причина в некачественном преподавании — однозначно, но и ЕГЭ — экзаменом назвать-то трудно. Этот психодел, простите, язык не поворачивается назвать «это» экзаменом, абсолютно не отражает знаний будущего абитуриента. Сколько случаев, когда неучи наугад ставят галочки, и в итоге получают хороший бал, а те, кто действительно обладают знаниями, от нервов начинают тупить, и получают бал гораздо ниже собственных знаний. А сколько ошибок в нём встречается? А ошибок, которые делают проверяющие ещё больше.
      ИМХО, только устный экзамен реально может показать наличие знаний у человека. Грамотный преподаватель сразу (!) определяет — знает человек или нет, как бы хорошо не был бы подвешен язык у говорящего.
      А вот первый пункт меня убил, причём напрочь. Т.е. Вы считаете, что журналисту необязательно быть грамотным человеком?! «Журналист должен родину любить.» — ага, видела я такое, на своей Украине, говорят в эфире заикаясь, с неправильным ударением, зато патриотЫчно. Бред, сущий, к тому же.

      • Виктория, а Ваши шесть пунктуационных и две орфографических ошибки что отражают?

  5. А вы думаете, в этом году ситуация магическим образом исправилась? Если такой трэш был в 2009, то боюсь даже думать о том, что происходит там сегодня.

  6. Откуда взялся этот штамп — советское образование было самым лучшим? Вы знаете, как обстояло дело в других странах? Во всех?
    Я работал в сов. школе в 70-х, и у меня в девятом и в десятом классе не все дети бегло читали по-русски, а один мальчик не знал латинского алфавита. О математике-физике скажу только, что учительница младших классов меня спросила, сколько будет -1 х -1. А она преподавала арифметику!
    А какие школьные «знания» показывали студенты в ун-те (я был в двух)!
    Нынешняя росс. школа, вероятно, находится в еще худшем состоянии, чем советская (говорю о брежневском периоде), но сов. образование было в ужасное. Как и все остальное.

    • дада, у нас в школе в 90-х была учительница информатики, получившая как раз советское образование. Так вот, у неё был термин чистота процессора, что означало на самом деле частота. Я даже переспросил несколько раз и уточнил, не в мегагерцах ли чистота меряется? На что получил утвердительный ответ :-)

      • Это называется «ввели новый курс преподавать взяли кого попало». И советское образование тут не при делах — оно давало общий обзорный курс по основным дисциплинам, на основе которого в профильных учебных заведениях давали уже специальность.
        И сетовать, что выпускник педвуза не в курсе за процессоры — это равнозначно сетованию, что сантехник слабо отличает Бебеля от Бабеля и Гегеля от Гоголя.
        И как-то удивляться тому, что за годы всякие непрофильные вещи типа частот забылись — не стоит.
        Тут наоборот, нужно восхититься качеством советского образования, позволяющего человеку, ни черта не знающему, что именно он преподаёт, всё-таки преподавать это.

        А вот то, что мне, с моими 9-ю классами, по умолчанию приписывают, как минимум, одну «вышку» — это показатель. Ну а то, что с теми же 9-ю классами я вынужден был неоднократно опускать ниже плинтуса всяких «дипломированных», не способных на деле рассчитать простейшую конструкцию, но имеющих самомнение выше Останкинской телебашни. Вот это уже вполне конкретный показатель нынешнего обрЕзования, а также, полярный лис во всей красе. Ибо обычный дурак — это всего лишь неудобство для окружающих, а вот дурак с дипломом — это стихийное бедствие.

  7. Мудаков в отставку,хотя что я говорю ведь не быдло всё меньше и меньше поэтому некому начать такой процесс!

  8. >в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки
    диктант состоял из 6-8 слов?

  9. КУЛЬТУРА и ОБРАЗОВАНИЕ — это основа основ нашего общества. Задумайтесь и понаблюдайте что происходит в этих сферах. Человеку из того прошлого, советского, понятна к чему привела политика чиновников, которые совершают преступление против своего народа или по собственному скудомыслию, или по наводке и указанию тех, кто чётко знает, продвигает и направляет свою дьвольскую программу. Не буду освещать подробности, многие, я надеюсь, понимают, каким мусором загадили головы молодёжи, которая просто теряет ориентиры в жизни. Главный акцент направлен на наживу, деньги.секс, убийство, разврат духовности — на ,, полную катушку,, Надо срочно исправлять ситуацию, не быть равнодушным к беспределу и каждый человек, без лишних эмоций, должен исполнять свою миссию достойно. Но гнездо беспридельщиков надо разворотить и уничтожить, но быть осторожным, чтобы одних преступников, не дай бог, не сменили такие же , поющие наши же песни. P.S. Поймите, я не агитирую за смену власти и перевороты, но чистка нужна капитальная. Дело надо делать и думать об Общем Благе. а не решать свои самостные, в основном материальные проблемы.

  10. Культура не может быть чем-то необоснованным, отвлеченным. Если Культура есть следствие лучших накоплений знаний, есть утверждение Примата Духа, есть стремление к Красоте, то она же будет утверждением и всех правильных расчетов построений. – Николай Рерих/ Я добавлю; ,,Культ-ура — это культ СОЛНЦА, это синтез образования, религии, науки …..»

  11. Я ни саглсен. Типерь нас учут горазда более лутше чем при Совке. У на с есть интернет и кампутеры и жк маниторы и смртфоны на андройде и ос. А у вас были толька щеты и калькуляторы на батарейках. Поэтому мы — нынешние пакаление — умнее вас ибольше знаим. А ошипки делают все. Просто руский язык устарел его надо минять.

    • +100!!! Но вообще я в чем-то с покемоном согласен. Вот я учился в 90-х гг. Учились, мы конечно, лучше, чем сейчас — на порядок. Но возможностей для учебы сейчас — больше. Лекции стали лучше, оборудования появилось в университете больше, литературы — вагон, да и преподы хуже не стали. А вот желания учиться у студентов поубавилось, что впрочем вполне объяснимо.

  12. Кстати, раз текст 2009 года — должна быть статистика по выпуску — сколько реально отчислилось, где работают оставшиеся, отзывы на выпускников, образцы творчества и т.д. Глянуть бы…

  13. В общем, родители, если не хотите, чтобы ваши дети выходили дубарями из школы, то либо отдавайте их в спецшколы, либо большую часть образования берите на себя (либо скидывайте на репетиторов). Бесплатная школа отныне для самых бесправных. Коммунизм закончился. Дай бог, чтобы не вернули церковно-приходскую школу.

  14. Это какое-то жуткое вранье.
    Дети не читали 3 года книг? Серьезно? Заполняли пробелы в тексте?
    А что насчет того, что главное задание в ЕГЭ по русскому языку — сочинение, которое нужно самостоятельно написать и там же привести примеры из художественной литературы? Можно вызубрить вводные фразы, формулировки, но не целое сочинение, ведь темы всегда разные.
    Если бы выпускники действительно делали такие чудовищные ошибки, то они бы не сдали ЕГЭ даже на минимальный балл.
    Люди плохо себе представляют, как выглядит этот «проклятый» ЕГЭ. Да, у экзамена есть свои недостатки. Но идиотов из детей в школах сегодня никто не делает.

  15. Это не катастрофа. Это уже конец. Финиш. Могила.
    Катастрофа была ранее — когда это ЕГЭ только вводилось. Когда ломка лучшего в мире образования вступила в завершающую стадию с этим ЕГЭ. Сейчас — последствия этой катастрофы.

    Если реально гениальные, занявшие призовые места на олимпиадах, отсекаются от поступления, а идут «стобальники», которых даже близко к учёбе подпускать нельзя… Остаётся только материться!

  16. И в самом деле враньё. У меня дочка в этом году школу закончила. У неё не 100 баллов, а только 86, но пишет и выражает свои мысли она грамотнее многих из предыдущих комментаторов. И, кстати, столько сочинений и эссе я за всё своё 10-летнее советское образование наверно не написала, сколько она за 2 последних года при подготовке к ЕГЭ по русскому и литературе. Не хочу сказать, что ЕГЭ это идеальный экзамен, но ничуть не лучше, чем был в советское время, когда учитель мог завысить или занизить результат экзамена из-за личного отношения к ученику. Ведь не всегда отвечали перед комиссией из 3-х человек, бывало, что для ускорения процесса один из учителей подсаживался к ученику и самостоятельно принимал экзамен.

    • Якобы или чтобы, в понимании педагога, мотивировать на будущий результат, экзаменуемого, это вы верно подметили, про занижение.

  17. Я очень стеснялся, когда нужно было отвечать устно у доски или на экзамене. Зато написать я мог что угодно и все письменные работы делал на пятерку. Я за ЕГЭ, только работать с ним нужно с умом.

  18. пока не научат учителей преподавать по новому…так и будет!наши нынешние учителя в основном с советским образованием…со стереотипным мышлением…им сказали, что нужно детей не учить, а учить учиться…они и рады стараться… по старому учить не стали, а по новому не умеют…и потому что не умеют говорят ученикам: открывайте учебники и учите сами, забывая при этом о том, что это ДЕТИ, а не студенты! Сами они без интереса учиться не будут! Нужно создавать такие ситуации, в которых у детей появится потребность в новых знаниях…вот тогда будет прогресс…дети будут рыть эти знания…будет интерес….но….учителя то не умеют эти ситуации создавать….они сами учились по другому и в институтах их учили по старому….вот и результат на лицо….а ЕГЭ тут не причём…если есть знания, то сдашь в любом формате…и не нужно будет три года учиться заполнять эти бланки…если их нет, то увы…

  19. Я училась в школе в 80-е. Наша учительница русского говорила «ручки положте». За урок раз десять. Зато мне ставила четверку, потому что я ее иногда поправляла. Сейчас в нашей школе преподает учитель, который школу закончил в 80-90-е и выражается еще круче — покупая в магазине розетку, называет ее «ризетка». За мое образование могу поблагодарить мою маму, которая в свои почти 80 лет продолжает много читать. К сожалению, не многим так повезло с родителями. Не знаю, что происходит с системой высшего образования. Помню, что не многим моим одноклассникам удалось поступить в институт. И еще меньше из поступивших получили дипломы с отличием. Когда моя дочь получила такой диплом об окончании лучшего ВУЗа России, я повела ее в институт, который окончил ее отец почти 30 лет назад с отличием. Хотела показать (и сама посмотреть) стенд, на котором отмечались все «краснодипломники». Каково же было мое удивление, когда я увидела, что в 83-м с отличием окончили 10 человек, а в 2010-м почти 30! С чем это связано? Настолько вырос прием в ВУЗы и теперь открыт путь всем и даже откровенно слабым? Главное, чтобы платили? Потом я уже видела, что в институтах учатся дети моих одноклассников-троечников. Родители платят, чтобы их чад не отчислили. Что мы хотим получить после такого? Скатываемся все ниже и ниже. Система высшего образования потеряла свой престиж, мы наблюдаем полную деградацию оного. И не думаю, что дело только в ЕГЭ.

  20. Доцент журфака в МГУ ошибается) к инопланетной цивилизации по мнению большинства выпускников последних лет скорее всего скоро будут относить таких, как он)
    Современная система образования в России, именно как система, организована хорошо. Раннее развитие, многоступенчатость, хорошая материально-техническая база. Но вот наполнение этой системы программами, материалами и качество операторов явно оставляют желать лучшего.
    Задачей образования в СССР было формирование личности, соответствующей провозглашенным идеалом единого по сруктуре общества.Современная задача далека от понятия личности, психологическая и програмная часть обучения направлены на достижение результатов, подлежащих наипростейшей оценке. Психология успеха на сегодняшний проста, просты и подходы к образованию. Между тем, решая упрощенные задачи набивания детских голов информацией, мы получаем упрощенный результат, не пригодный для решения задач другой степени сложности. У школьников на сегодняшний день практически нет времени на созерцание, размышления, осознание происходящего вне экономической целесообразности действиия. Нет времени и необходимости думать за пределами узкого заданного формата. В тоже время мы хотим видеть выпускников школ умными и несоотвествущими тому стандарту, по котооому мы их слепили.Странное желание…

  21. «Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.» — И это доцент МГУ?

  22. Излишняя грамотность населения — угроза национальной стабильности. России важнее православие и «укрепление духовных скреп». А если все перестануть смотреть телевизор и начнут думать??? Так и до демократии недалеко, а у страны свой, особый путь развития.

  23. ну в каком, «в этом»?
    этой истории уже лет 6-7
    что, конечно, не отменяет безграмотности нынешних студентов. Но сколько же можно перепечатывать старую историю

    • Уважаемый Сергей! Эту статью никто не «вытаскивает» и не «таскает» :) На нашем сайте она была опубликована один раз в 2010 году. Просто в этом году по какой-то странной причине эта статья набрала просто рекордное количество просмотров.

  24. Это всё ложь! А как же тогда дети написали сочинения?!!! Эта статья для оправдания нового усложнения итоговых экзаменов, так как на следующий год намерены сократить бюджетные места, чтобы образование сделать окончательно платным. Эта ложь вброшена новым министром образования. Фу. Лжецы бесстыжие!!! Решили полностью убить нацию!

  25. У меня вопрос: у всех у вас есть 10 или 11 классов? Не на бумаге, а реальные знания. Вы все одинаково хорошо знаете логорифмы, тригонометрию, физику, химию, географию. У большинства отметки натянуты. Не нужно ориентироваться только на русский язык. Эта деградация идёт со времён СССР. Не нужно мне рассказывать сказки, что в СССР было образование.по-настоящему училось несколько человек, остальных тащили за уши по разным причинам. Могу рассказать как я сдавала переводные экзамены по мат-ке и выпускные. У нас были ученики, которые не посещали школу и их переводили из класса в класс, были и такие, которые читали по складам все 8 классов. Я школу закончила в 1980. Мои родители возмущались такому отношению к образованию. Не знаю как другие могли этого не замечать. Вы слепые?

    • Так остальные и не поступали в университеты, а шли прямиком к станку! В СССР в институты такие тупицы не поступали, к счастью. Их на 2ой год оставляли. Или они уходили из школы после 8го класса в ПТУ, в техникумы, где могли понять и выучить ровно то, что им надо будет по жизни.
      Но в любом случаем учебники в СССР были очень интересными, и те, кто хотел и ЛЮБИЛ учиться, решал задачи вперед, обгоняя класс дома.
      Сейчас же все с репетиторами. А учебники даже для начальных классов написаны так, что даже родители не в состоянии понять, что требуется найти по условиям задачи. Где уж ребенку самому порешать для своего удовольствия…

  26. Даа, сколько копий здесь поломано… Советская программа образования была просто отличная, и в подтверждение этого можно привести море примеров. А вот система была с изъянами. Бомба под образование была подложена еще, примерно, в 70 годы, когда упал престиж Учителя. Вспомните сами кто поступал в Пед.институты — в основном троечники, т.к. там был постоянный недобор. И все очень логично, теперь самые тупые, но нахрапистые доросли до министерств и просто стерли все что им мешало.
    Вернуться к нормальному образованию можно, но наверное стоит начать с глобальной переаттестации всего преподавательского состава, увеличить дифференциацию з.п. по результатам и конечно же отказаться от ЕГЭ. Денег потребуется немало, и без гос программы не обойтись.
    p.s. Тем кто рванул считать мои грамматические ошибки: мне глубоко пох. Свое советское образование считаю просто ОТЛИЧНЫМ!

  27. …тем, кто недоволен «старостью» статьи — читайте современные заголовки, результат уже налицо!

  28. В Узбекистане учебники не сильно отличаются от Российских. Когда в учебнике химии я не увидел таблицы Менделеева, а младший прочитал идиотский заголовок темы из географии я разрешил детям НЕ учить уроки, дабы не повредит детские мозги!

  29. Я противник ЕГЭ. И против того, что дети учатся в начальной школе 4 класса, а не 3 как раньше. Лишний год сидят на шее родителей, а ведь могли раньше на год отучиться в институте и пойти работать. Тем самым зарабатывали бы себе на жизнь и государству платили ба налоги (подоходный, и вносы в ПФР и ФСС). И с английским в школе беда. со второго класса дети изучают и к 11 классу никто не понимает английскую речь. Если не ходить к репетитору.

  30. Это недостоверные сведения, мягко говоря. А точнее — чушь. Неправда.

    У нас в регионе студенты хореографического училища и выпускники этого же (заметьте, средне-специального) учебного заведения пишут грамотно. По крайней мере, бОльшая часть.

    Все эти тестирования не настолько плохи, как принято считать и говорить.

  31. Нет, ну свои «звёзды» у нас тоже есть. Одна вот написала, что страна, НЕ имеющая морского или океанического побережья — это Австралия. Так она необучаемая тупица и на высшее образование претендовать не будет.

  32. Проблемы, которые обсуждаете, не только российские. Та же безграмотность во всем мире. Причины разные: и интернет, и новая ценностная система, в которой грамотность не является ценностью (пишущие неграмотно не стыдятся этим и не считают себя глупыми), и новые идеи об образовании, согласно которым ученик должен только играть и не нужно мучить его оценками и экзаменами (см. голландскую модель) и многое другое. В Болгарии вдобавок не хватает учеников и студентов, поэтому, чтобы сохранить работу, учителя и преподаватели университета не ставят двоек и уже массово филологи пишут безграмотно. Еще один пример того, что деформируется не только русский язык: как болгарские, так и российские телевизионные ведущие и вообще журналисты не могут произнести слова, заканчивающегося на сограсный звук, не добавив «ъ»: не «в Бургас» (в Бургасе) а «въфъ Бургасъ», не с нас» (с нами), а «съсъ насъ» (выходит «с НАСА»), или, как у Малахова — «Здесъъ Александъръъъ, который расскажетъъ о томъъ…» и т. д. (Казалось бы, русскоговорящим трудно произнести болгарский звук, означенный буквой «ъ», который произносится как «ы» или «и», но пример Малахова показывает, что в русский язык входит этот звук.) вижу изменения также в болгарской и русской интонации, наверно вследствие обезьяньего подражания английскому.

Поделитесь Вашим мнением: