— Дмитрий, в ноябре прошлого года Вы удивили всех, проведя совершенно новую и по форме и по организации, первую в Беларуси интернет-олимпиаду по биологии.
Я бы не стал утверждать, что это первая интернет-олимпиада, так как олимпиады с использованием сети интернет проводят МГИРО, МОИРО, БГПУ. Давайте лучше скажем, что наша олимпиада – это первая полностью частная (негосударственная) предметная олимпиада.
— В чём отличие Вашей олимпиады от тех, что Вы назвали?
Отличий много. Во-первых, только нашу олимпиаду можно назвать в полной мере интернет-олимпиадой, так она проводится полностью дистанционно, очного тура у нас нет. Регистрация — через Интернет-анкету, решение заданий — через Интернет-сервис тестирования, результаты приходят на электронную почту, призы и дипломы – Белпочтой в учебное заведение.
— Во-вторых?
Во-вторых, хотя, может быть, это следовало бы поставить на первое место – качество команды. Вот здесь нашу олимпиаду точно можно называть первой! В олимпиаде главное – это команда, т.е. люди, которые разрабатывают задания, проверяют их, принимают решения по спорным вопросам, обеспечивают коммуникацию. Могу с уверенностью сказать, что ни одна олимпиада в Беларуси не может похвастать столь же элитарной командой как наша. Из 9 человек – 8 кандидатов наук, 8 имеют звание доцента, 1 – завлаб. Средний опыт работы в олимпиадном движении – более 5 лет, у некоторых – более 15 лет. Каждый человек – не только опытный педагог, но и авторитетный учёный, автор нескольких десятков (у некоторых — больше сотни!) научных публикаций. Создать другую такую команду просто невозможно, мы уже собрали лучших.
— А как же команда Министерства образования, которая занимается Республиканской олимпиадой по биологии?
Ну, если хотите, давайте сравним. От Минобра республиканские олимпиады по биологии и химии курирует сотрудник, у которого опыт работы в сфере биологических олимпиад – 2 года . Председатель жюри Республиканской олимпиады – человек, у которого опыт работы в олимпиадном движении – 1 год. Большая часть старой команды оттуда ушла. Так что теперь лучшая олимпиадная команда – у нас. Соответственно, лучшие вопросы, лучшая экспертная компетентность, традиции – тоже у нас.
— Традиции?
Конечно! Наш коллектив не возник вдруг. Хорошие коллективы вообще не возникают вдруг, они — вырастают. Вся наша команда – это в прошлом члены жюри Республиканской олимпиады, со многими мы более 10 лет проработали бок-о-бок под руководством Галины Степановны Романовец и Натальи Павловны Максимовой. Благодаря этим людям и возникли наши традиции – безграничного доверия друг к другу, кристальной честности, отсутствия компромиссов в вопросах качества и др.
— Как это влияет на качество вопросов?
Самым непосредственным образом. Олимпиадные вопросы – это очень сложная и специфическая вещь. Во-первых, для этого нужно быть настоящим знатоком в определённой области биологии. При этом нужны не просто широкие познания, а глубинное понимание. Но и этого мало, далеко не каждый кандидат наук может написать хорошие олимпиадные вопросы. Для этого нужен опыт. Когда приходит новый человек, первые два года с него бесполезно требовать хороших вопросов. По-настоящему классные вопросы он начнет писать через 2-3 года работы в олимпиадном движении. К этому времени формируется реально глубокое понимание того, какими они должны быть.
Написать стандартных тестов можно 20 штук за 10 минут, над хорошим заданием приходится посидеть и час и больше. Набрать новый коллектив и дать им написать олимпиадные задания – можно, но результат, скорее всего, будет не очень радостным. Олимпиадное движение – это школа в самом традиционном понимании этого слова, которую нельзя создать с бухты–барахты. Такая попытка заранее обречена на провал, что мы и видим на примере возникающих местечковых олимпиад. У них нет хороших вопросов; нет хороших вопросов – нет хорошей олимпиады.
— У Вас хорошие вопросы?
У нас хорошие вопросы. Не потому, что мы самые умные, а потому, что мы занимались этим многие годы и наработали большой опыт, понимание, чутьё в этой сфере. А ещё потому, что нам это дело очень нравится.
Я могу Вам дать вопросы нашей прошлогодней олимпиады. Сравните их с любой другой. Если вы – биолог, разницу увидите сразу. Единственная олимпиада, с которой нас можно сравнивать по качеству вопросов – это Международная биологическая олимпиада.
— Трудно ли было организовывать олимпиаду? Вы ведь сделали это фактически с нуля.
И да и нет. Трудно, потому что начинать новое дело всегда трудно. Причём самое сложное – это даже не объём работы. Самое сложное в новом деле – неопределённость. Ты должен инвестировать свое время (много!) и деньги без каких-либо гарантий успеха. За 5 дней до конца регистрации у меня было всего 20 участников, я уже думал, что на этом всё. К вечеру последнего дня было уже 170 человек. Правда, эти дни пришлось работать почти круглосуточно, но это как раз-таки – в радость.
А, с другой стороны, было очень легко. Потому что в отсутствие «мудрого управления сверху» не надо делать многих никому не нужных вещей. Поэтому в целом поработать пришлось много и даже очень много, но работалось легко и радостно, как всегда бывает, когда занимаешь любимым делом.
— Дмитрий, а Вы понимали, что Ваша инициатива, скажем так, не останется без последствий?
Конечно, понимал, как говорится «я же первый день замужем». Но я Вам скажу, что «париться» или, как говорят мои друзья-казахи, «потеть» по этому поводу нет никакого смысла. Совершение любого поступка порождает последствия. Не совершение поступка также порождает последствия. Последствие будут в любом случае, чтобы вы ни сделали или не сделали.
— Давление сверху было?
Было. Но не такое сильное, какого я ожидал.
— Расскажите подробнее.
Подробнее — не будет. Давайте лучше расскажу ещё про саму олимпиаду.
— Хорошо. Вы уже сказали, что новая олимпиада негосударственная и с интересными вопросами. Что ещё?
Открытая для всех. Принять участие может любой желающий. Для этого не надо проходить никаких этапов отбора. И я считаю, что это очень важно. Наряду с «этапными» олимпиадами (когда для перехода на следующий уровень надо победить на предыдущем), обязательно должны быть и такие «транзитные» олимпиады, где ты сразу можешь попасть сразу на верхний уровень и попробовать себя там.
— Почему это важно?
По нескольким причинам. Во-первых, умный парень или девчонка могут споткнуться на низовом этапе и не пройти на следующий. Но это еще не значит, что на более высоком уровне они не показали бы хороших результатов. Я около 10 лет работал председателем жюри Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся. Это тоже был открытый конкурс, куда мог подать работу любой желающий, прохождение районных и областных этапов не требовалось. Так вот, у нас часто побеждали работы, которые не заняли никаких мест на региональных этапах конкурса. А работы, которые победили на региональных этапах, часто не получали у нас высоких оценок.
Вторая причина – увидеть горизонт…
— Вы сказали «увидеть горизонт» и сделали паузу. Я заинтригована.
Я на это и рассчитывал. Очень часто прогресс человека в какой-либо области тормозится тем, что человек перестаёт видеть горизонт своего развития. Прочитав пару книг по биологии, победив на городской олимпиаде, у школьника может возникнуть (и часто возникает) ощущение, что он познал всё. Он просто не понимает, куда двигаться дальше. Такое часто бывает у первокурсников: на первом курсе многие считают себя великим биологами или химиками (к третьему курсу это обычно проходит). Вот в этой ситуации человеку надо увидеть новые цели, новое горизонты познания, к которым можно устремиться. Это даёт мощнейший импульс к развитию и работе. Ты попал на олимпиаду высокого уровня и понял, что на самом-то деле почти ничего не знаешь. Ты понял, что есть уровень познания и понимания гораздо более высокий, чем твой. Это заводит. Стимулирует. Даёт мощный импульс к работе.
— Но ведь это может сработать и в минус.
Может. «Ай-ай-ай, я набрал всего 10% от максимального числа баллов, да пошла она эта биология, не буду ею больше заниматься» Но и в этом случае человеку будет от этого польза. Такая реакция означает, что у человека был низкий интерес к биологии. Возможно, навязанный кем-то извне (родителями, учителями, …). И чем быстрее человек освободится от этого «не своего» интереса, тем быстрее он найдёт свой собственный талант, свою сферу деятельности или науки, которая будет для него родной, любимой и самой интересной. Если хотите, быстрее найдёт свое призвание.
— А Вы считаете, что у каждого есть призвание?
Думаю, да, но не все его находят. И не нужно путать призвание с перечнем школьных предметов. Призвания могут быть самыми разными: вести бухучет, руководить, стрелять, писать, защищать, стричь и т.п. А поскольку таких предметов в школе нет, то учащихся с такими призваниями в школе считают обычными, середнячками, не выдающимися, хотя на самом деле это совсем не так.
— Мы снова ушли от олимпиады…
Вот видите: хотим поговорить об олимпиаде, а говорим о призвании. Всё в мире взаимосвязано.
— Вы удовлетворены тем, как прошла Ваша первая олимпиада в 2015 году?
Да, удовлетворен. Цель этой олимпиады была обкатать всю технологическую цепочку, увидеть все свои ошибки, отладить в реальном режиме все процессы. Честно говоря, я даже не планировал какое-то определённое количество участников. Это была работа на перспективу. Но мне было очень приятно, что наша олимпиада заинтересовала учителей, школьников, родителей. В итоге у нас было 170 человек из всех регионов Беларуси! Это больше, чем на заключительном этапе Республиканской олимпиады! И это без всякого административного ресурса, и при том, что участие в нашей олимпиаде не даёт льгот при поступлении в ВУЗ. Когда я увидел цифру в 170 человек – это был момент счастья. Я понял, что мы делаем реально нужное дело. Это и был для меня главный результат.
— Вы сказали, что увидели свои ошибки. А ошибок было допущено много?
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки были, но большинство из них заметил только я. И пострадал от них тоже я – большим количеством работы. Но зато сегодня я уже знаю, как сделать лучше, проще, разумнее. Серьёзных проколов не было. Даже ошибок в заданиях было в несколько раз меньше, чем обычно бывает на заключительном этапе республиканской олимпиады.
— Можете назвать сходу, без раздумий слово или фразу, которая будет характеризовать новую олимпиаду?
Хай–энд. High-end — английское выражение, в буквальном переводе означающее «высокий конец», т.е. вершина. У нас говорят «на острие науки» или «на острие технологии». В нашей олимпиаде мы используем большой набор самых современных высокотехнологичных решений.
Для регистрации участников мы используем облачные технологии GoogleDocs и GoogleForms. Для коммуникации – сервис рассылки Unisender. Для тестирования – лучший в мире сервис тестирования ClassMarker. Этот сервис используется для тестирования сотрудников в таких компаниях как Microsoft, Mercedes-Benz, BMW, Sony, Canon, Nike, Facebook, для тестирования студентов – в Гарвардском и Стэндфордском университетах, Массачусетском технологическом институте.
Используем видео. После каждого тура готовим около 2 часов видео с подробнейшим разбором вопросов. Получается такой мини-курс для олимпиадников. А наше видео-поздравление победителей можно показать родителям или друзьям в любой момент времени. Кому интересно – вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=o9USCryP6Qk
Сертификаты и призы мы высылаем по почте. Вроде простая вещь, но людям удобно – не надо ехать на другой конец города (как у нас принято делать по поводу каждой бумажки). После олимпиады на адрес школы придёт бандероль с письмом на имя директора, в котором мы поздравляем ученика и его учителя. Просим директора вручить приз школьнику и поблагодарить учителя. Я думаю, что это приятно всем.
А ещё у нашей олимпиады есть официальный сайт с красивым именем: bio.obrazovanie.by. Заходите, смотрите. Там есть все документы: положение, ответы на вопросы, лента новостей, наши контакты. Уже несколько месяцев работает сообщество «ВКонтакте»: подписываетесь на новости и получаете напоминанию о начале регистрации, новых материалах на сайте и т.п.
— Вы так легко открываете все секреты? Не боитесь, что украдут или скопируют?
Вы знаете, опасение того, что у тебя украдут идею, в основном присутствует у тех, у кого есть только идеи, но нет опыта их реализации. Почти все идеи просты, но для их реализации требуется прорва работы – нудной, монотонной, рутинной работы. Документация по ClassMarker – 600 страниц на английском языке. И ещё полстолько я исписал, общаясь с техподдержкой, чтобы настроить сервер тестирования именно так, как нужно в нашем случае. Да и упаковка десятков призов для отправки по почте – занятие не для слабонервных. Украсть идею – это ничего не даёт. Идея – это не пачка долларов. Ну, украл ты её, а дальше? Дальше всё равно нужно работать, делать.
Да, и ещё забыл важную вещь: у нас есть в интернете дискуссионная площадка (форум), где участники олимпиады могут пообщаться с авторами заданий (UPD Апрель 2019: В настоящее время форум закрыт, дискуссионная площадка будет открыта в сентябре 2019 года в новом, более удобном формате). Например, ученик, не понимает, почему в вопросе номер 5 верный ответ А, а не Б. Он излагает свою точку зрения, а ему отвечает член оргкомитета. Вы представляете — школьники в сельской местности могут без проблем обсуждать биологические вопросы с доцентами биологического факультета БГУ. Разве не круто?
— Круто. Но как Вы всё это смогли так быстро «поднять»?
А оно как-то само всё сложилось. Знаете, я всегда интересовался всякими высокотехнологичными штуками. Покупал себе современные фотоаппараты просто потому, что мне это было интересно. Разбирался с интернет-технологиями. Например, я разработал и реализовал один из первых электронных учебников «е-Физиология», это было еще в 2003, но им и сейчас пользуются студенты. В общем, как-то вдруг оказалось, что у меня есть почти полный арсенал того, что необходимо. Тот самый случай, когда про багаж знаний говорят, что он спины не тянет и рано или поздно пригодится.
— Как Вы считаете, как будет развиваться Республиканская биологическая олимпиада после Вашего ухода?
А что мой уход? Как пел Высоцкий, «другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд». Проблема не в этом. Но я не хочу озвучивать свои прогнозы по этому поводу. Скажу только, что некоторым товарищам удалось сделать невозможное — за один год сломать то, что создавалось и совершенствовалось (не ими!!!) более 10 лет. Причем я даже не против того, что сломали. Ломать старое можно и даже нужно. Но при одном условии – взамен сломанного создавать нечто более совершенное. И даже ломать нужно – красиво, а не так, чтобы щепки во все стороны.
— Есть обида на то, как поступили по отношению к Вам?
Была, не буду скрывать. Но я в принципе не способен долго обижаться. Не потому, что злопамятство это плохо, просто физически не могу. В первый момент могу наговорить резких слов, хлопнуть дверью, но быстро «отхожу» и реально не держу зла. К тому же, по прошествии времени понимаю, что и сам бывал в чём-то не прав.
В любом случае, я совершенно искренне желаю республиканской олимпиаде жить, развиваться, становится лучше. Да и как может быть иначе, если я сам более 10 лет посвятил ей? Как может быть иначе?
— Если снова позовут в жюри Республиканской олимпиады – пойдёте?
Не позовут.
— И всё же?
Даже не знаю… При определённых обстоятельствах мог бы пойти, но, думаю, эти обстоятельства никогда не возникнут. Да и зачем? В любой проект должны приходить новые люди, приносить новые идеи, новое видение. Это нормально.
— А в этом году Ваша олимпиада будет?
Конечно! Сроки уже назначены, работа по подготовке уже идёт. Первый и второй тур пройдут 10 и 17 ноября. Это – будний день, четверг. Регистрация участников – на нашем сайте с 1 по 30 октября. Милости просим всех любителей биологии!
— Какие-нибудь нововведения в этом году будут?
Будут, но не очень много. Прошлогодняя модель оказалась весьма удачной. Пока даже не вижу, что можно изменить в лучшую сторону по большому счёту (если кто подскажет – буду благодарен!).
В этом угоду приглашаем участвовать школьников 8 класса. Для них будут вопросы в основном по ботанике и зоологии. Возможно, им будет тяжело, но они смогут «увидеть горизонт».
Возможно, появятся видео-вопросы. Пока обсуждаем этот вопрос с разработчиками.
— Чего хотите пожелать школьникам?
Честности. Перед самими собой. Я считаю, что человек может достичь успеха только в той области, которую по-настоящему любит. Хочу пожелать как можно раньше найти свою любовь.
— Благодарю за интересную беседу.
Благодарю Вам!
20 сентября 2016 г.
С Дмитрием Сандаковым беседовала Лилия Розум