Подготовка к ЦТ по всем предметам

В Беларуси на одного студента расходуется в 7 раз меньше средств, чем в Евросоюзе

5 января 2013

Минобразования то и дело заявляет: учить студентов обходится все дороже. Независимые эксперты возражают: белорусская высшая школа уже много лет существует в атмосфере недофинансирования, что сказывается на качестве образования.

Министр образования Сергей Маскевич прогнозирует: в ближайшие годы конкуренция белорусских вузов за абитуриента будет обостряться.

— Важно понимать, что демографическая ситуация диктует свои условия. Конкуренция между вузами будет только обостряться, причем достаточно сильно, — сказал министр на одном из недавних заседаний коллегии Минобразования.

В 2012 году общеобразовательную школу окончили 63,8 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2011 году. К 2015 году выпуск составит около 58 тысяч человек. Это означает, что недобор абитуриентов станет делом обычным. Можно ожидать, что из-за уменьшения студентов в целом, станет меньше и тех, кто за учебу платит, то есть в значительной степени содержит систему высшего образования.

Бюджет не потянет

По данным Минобразования, стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 7 млн 153 тыс. рублей (около 800 долларов США) до 14 млн 950 тыс. за учебный год. Для многих семей это уже малоподъемные суммы. Даже президент, посещая Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, отметил, что цены на обучение в Беларуси «достаточно высокие». И хоть с ценами президент велел разобраться, ниже они не станут: министр образования заявил, что в Беларуси нет ресурса для снижения цен на обучение. Иными словами, бюджет не потянет.

— У нас дотируется платное образование, треть текущих и капитальных расходов оплачивает государство. На следующий год в бюджете страны не запланированы расходы на компенсацию студентам-платникам, — сказал Сергей Маскевич на пресс-конференции.

Однако рассуждения чиновников камуфлируют недофинансирование системы образования со стороны государства. Ведь именно образовательные услуги, а не научная деятельность или привлеченные гранты являются основой доходов вузов. Например, в прошлом году ректор БГУ академик Сергей Абламейко на заседании Профессорского собрания университета сообщил, что бюджетное финансирование БГУ в 2011 году составило 291,85 млрд рублей (около 45% доходов). Основные доходы вуз получает за оказание платных образовательных услуг.

Нетрудно догадаться, что в других вузах ситуация такая же, только вклад государства скромнее. Так действительно ли государство вносит значительную лепту в финансирование высшего образования?

Беларусь по финансированию образования среди отстающих в Европе

В образовании всегда ищут баланс трех переменных — качества, цены, доступности. Судить о качестве отечественного образования белорусы могут, лишь опираясь на свои впечатления, так как страна на международном уровне не участвует в мониторингах качества. Однако если говорить о таком критерии, определяющим престижность образования в стране, как сальдо мобильности, то в нашу страну приезжает меньше студентов, чем уезжает из нее. В развитых странах наоборот, отмечает эксперт в сфере образования Владимир Дунаев.

— В 2010 году, например, из страны уехало 30 тысяч человек учиться, а приехало 10 тысяч. Еще в 2005-м соотношение было менее тревожным, — говорит он.

Вхождение в Болонский процесс власти воспринимают как возможность привлечь в Беларусь как можно больше иностранных студентов и заработать на них. Однако в то же время власти нарушают такие фундаментальные принципы Болонского процесса, как академическая свобода, институциональная автономия и общественное участие в управлении высшим образованием. Тем самым отдаляют момент вступления Беларуси в Единое пространство европейского образования.

Дефицит средств неизбежно скажется на качестве образования. Беларусь по финансированию системы образования и без того уже среди отстающих в Европе.

По данным ЮНЕСКО, подсчитанным соответственно паритету покупательской способности, в Беларуси на одного студента расходуется 1900 долларов, а в странах ЕС 13 тысяч долларов в год. Университеты-лидеры различных мировых рейтингов и вовсе тратят на образование до 300 тысяч долларов на одного студента.

— Очевидно, что государство не хочет тратить средства на образование, которое, безусловно, само по себе дорого. В противном случае не может быть его качества. В Беларуси качество — это соответствие стандартам, определенным Минобразования. Сами их определили, сами проверили. В результате значительно увеличиваются темпы роста неудовлетворенности среди участников рынка труда уровнем подготовки специалистов, — отмечает Владимир Дунаев.

Для того чтобы оздоровить ситуацию в образовании, считает эксперт, нужна продуманная финансовая политика, деполитизация сферы и расширение общественного участия в управлении образованием.

Виктор Листопадов, Завтра твоей страны

ЭКОЛМИЛ

Последние новости