Подготовка к ЦТ по всем предметам

49 студентов требуют не увольнять любимого преподавателя

23 марта 2011

Надежда Лаврухина отработала в Университете культуры 32 года. Теперь ее увольняют, несмотря на протесты студентов и коллег. Позиция университета: «Мы все делаем по закону».

Такое случается редко — когда люди не боятся под своим именем бороться за права другого человека. А здесь — в «Звязду» обратились 49 (!) студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Все подписались своими именами, все повторили свои слова на диктофон, согласились сфотографироваться. Преподаватели — тоже не боятся вслух заступиться за коллегу. Выпускники возмущаются. Так что же случилось в одном из самых творческих вузов страны?

Надежда Лаврухина, уволенный преподаватель: «После 32 лет работы бегать преподавать по часам — унижение для меня...«

Надежде Михайловне Лаврухиной 63 года. Она — известный, заслуженный человек. Без преувеличения, в каждом хореографическом колледже страны сегодня преподают ее выпускники. Однако, признаться честно, как неосведомленный в деле хореографии журналист, я грешным образом думал: может ли человек в таком возрасте преподавать танец? Но когда я фотографировал Надежду Михайловну в балетном зале, сложилось ощущение, что она даст фору любой 20-летней студентке.. То есть, вопрос о том, «профпригодна» ли она, отпал сразу. Надежда Михайловна работает в Университете культуры уже 32 года. И вот ей на руки дают «Сообщение об увольнении», где говорится, что «в связи с окончанием срока контракта 29.03.2011 она будет уволена»…

— Надежда Михайловна, как вы узнали, что вас увольняют?

— 22 февраля меня вызвала к себе заведующая кафедрой хореографии Светлана Гутковская. Заперла дверь кабинета на ключ и сказала, что «ей надоел теневой лидер» и она, пользуясь тем, что заканчивается контракт, меня увольняет. Сказала, что уже все договорено. На следующий день я действительно получила сообщение об увольнении. Я была в шоке! Полтора месяца назад жали мне руку, когда вручали грамоту! Месяц назад меня признали «Лучшим преподавателем года» кафедры хореографии по итогам 2010 года. И вдруг — увольнение …

— В чем причина вашего конфликта с заведующей кафедрой?

— Я никогда не скрываю свои мысли, все говорю прямо — в голос, на заседаниях кафедры. А ей, видно, хочется, чтобы ее только хвалили. Я не хочу сказать, что наш конфликт внезапный. Недоразумения были и раньше. Светлана Гутковская работает в этой должности уже 15 лет. Кстати, перед этим обязанности заведующего кафедрой исполняла я — и именно я порекомендовала ее на эту должность, так как не хотела заниматься административной работой, хотела заниматься преподаванием, творчеством.

— Ваше руководство завуалировано говорит, что они просто отправляют пенсионера на заслуженный отдых. А почему же пенсионер сопротивляется?

— Знаете, если бы на кафедру приходили новые, молодые преподаватели — проблемы бы не было. Однако за последние несколько лет на кафедру приняты четыре человека предпенсионного возраста! Так, простите, чем они драгоценнее меня, которая отработала здесь 32 года!? Я сама не раз говорила, что хочу подготовить себе замену из числа талантливых выпускников. Такого нет. Если бы мне сейчас сказали «давайте вы перейдете на полставки, а мы на ваше место молодого возьмем», да я с удовольствием! Однако речь была о другом: «Мне надоел «теневой лидер, и я вас убираю».

— Вам предложено сотрудничать дальше по совместительству. Почему вы отказываетесь от этого?

— Знаете, я считаю это просто оскорблением. Отработать без нареканий 32 года — и перейти на статус «почасовика» .. Я считаю, что заслужила лучшего отношения. Совместитель — это временный наемник. Сегодня работаешь, завтра нет. Я же не девочка, чтобы считать за честь, что меня приняли в университет по совместительству работать… К тому же, работать по совместительству — это значит иметь какую-то основную работу. Однако я хочу и могу работать здесь как на основном месте!

— Однако согласиться на совместительство — значит, остаться со своими студентами, довести их до выпуска. Почему для вас так важна формальная сторона?

— Сейчас я веду 4 группы. Мой предмет для их специальности профильный, главный — они будут сдавать по нему госэкзамен. Заведующая кафедрой предложила мне по совместительству вести только одну группу. Я считаю такое отношение неприемлемым. К тому же, это сейчас мне говорят, что в сентябре примут на совместительство. Учитывая личные отношения, я в это не верю.

Студенты: «Когда услышали, что увольняют Лаврухину — хотели уйти из университета всей группой»

У студентов кипят эмоции. Они написали коллективное обращение (49 подписей) декану, ректору, министру культуры (Университет культуры подчиняется этому министерству). Многие из них поступали специально к Лаврухиной. Сейчас они в отчаянии от решения руководства университета не продолжать с Надеждой Михайловной контракт.

— Главный аргумент деканата, что Лаврухиной 63 года, — говорит Юлия Клыкова. — Приходите к нам на занятия! Посмотрите! Надежда Михайловна настолько изящная и грациозная, что мы не перестаем удивляться! Мы не ощущаем ее возраст!

— Я считаю, что лучшего педагога по народным танцам в стране нет, — убеждена Наталья Жерносек. — Я не с неба решила сюда поступать, а шла именно к этому преподавателю. Ведь от своих педагогов в колледже слышала отзывы о Надежду Михайловну как о специалиста экстра-класса!

— Хочется добавить, — вступает в разговор Марина Корнилова, — что у нас есть педагоги, которые приходят на занятие и объясняют все на словах! Занятия Надежды Михайловны всегда практические! Ни один элемент она не объяснила, не продемонстрировав его! Она знает столько танцевальных характеров, что нам и не снилось!

— Она легендарный человек, ее знают в Беларуси, России, в других странах, — взволнованно говорит Леонид Зуевский. — Я еще со школы готовился поступать сюда, следил за этой сферой. Простите, но Надежда Лаврухина в народном танце — это как Юрий Гагарин в космонавтике. Бесспорный авторитет, легенда!

— Формально говоря, нарушаются наши права, срывается учебный процесс, нас лишают преподавателя главной дисциплины! — подводит черту Маша Шаркевич. — Мы не согласимся на другого преподавателя. Когда мы услышали, что Лаврухину увольняют, первая мысль была — всей группой написать заявление на отчисление. Я закончила хореографический колледж в Витебске, потом год ждала — и поступала специально на курс Лаварухиной, ибо так мне советовали мои преподаватели. Почему я должна сейчас учится невесть у кого?

Позиция университета

Светлана Гутковский, заведующая кафедрой хореографии (непосредственный начальник Н. Лаврухиной):

Светлана Вячеславовна так прокомментировала письмо, которое Надежда Лаврухин написала на имя министра культуры (там она изложила то же, что и в этом интервью).

— Лицу, от имени которого было написано письмо на имя министра культуры, было официально предложено продлить контракт до конца учебного года, чтобы нормально доработать со студентами. И со следующего года перейти работать на совмещение с этим же курсом. Человек отказался. Остальное комментировать не считаю нужным.

Наталья Шалупенко, декан факультета традиционной белорусским культуры и современного искусства:

— Лаварухина Надежда Михайловна, у которой заканчивается контракт, в соответствии с нормами законодательства была информирована о прекращении трудовых отношений. Надежде Михайловне было предложено продлить контракт до 30 июня, а в дальнейшем работать по совместительству. От этих предложений Надежда Михайловна отказалась. Поэтому, на мой взгляд, проблемы нет. Больше мне комментировать нечего. Могу только добавить, что Надежде Михайловне 64 года, человек в возрасте. Еще раз повторю, что нарушения законодательства нет, а ее нежелание работать на предложенных условиях — это ее решение.

Юрий Бондарь, первый проректор Белорусского государственного университета культуры и искусств: «Это не увольнение, это перевод на другую форму сотрудничества»

— Юрий Павлович, юридически университет имеет право не продлить контракт или предложить перейти на другую форму сотрудничества преподавателю пенсионного возраста. Только ли Надежда Лаврухина достигла пенсионного возраста среди штатных преподавателей Университета культуры?

— В общем, в университете существует много форм сотрудничества с преподавателями. Трагедии никакой нет. У нас 340 штатных преподавателей, а всего их работает более чем четыреста шестидесят. Если даже человек работает по совместительству, он все равно остается доцентом, когда имеет такую должность. Ситуация с пенсионерами похожа на другие университеты — около 14% преподавателей достигли 65 лет.

— Как юридически выглядят отношения с преподавателем, если он работает по совместительству?

— Оформляется трудовой договор на период учебного года — от 1 сентября до 30 июня. По совместительству у нас работает много известных людей — театрыльные деятели, сотрудники библиотек, руководители разных уровней.

— Получается, что в течение летних каникул совместитель ничего не получает?

— Да, верно.

— Есть ли у университета претензии к профессиональному уровню Надежды Лаврухиной?

— К ее профессиональному уровню как хореографа — нет. Она довольно долго работает в университете. Однако, оценивая деятельность преподавателя, мы не должны забывать о методических, научных, воспитательных составляющих его работы. Особое значение имеют личные отношения учителя и его воспитанника, студента — к сожалению, в этих направлениях они не всегда бывают безупречными.

— А почему с ней не продлен контракт?

— Это право нанимателя, мы все делаем по закону. В общем, каждый университет сегодня стоит перед глобальной проблемой омолаживания кадров. И чтобы привлечь новые кадры, нужно создать им соответствующие условия — предложить штатную должность. Молодого хореографа почасовой оплатой не привлечешь, так как по своей основной профессии в шоубизнесе он заработает больше денег… Одновременно мы должны сохранить костяк — по правилам, не менее 45% штатных преподавателей должны иметь ученую степень кандидата, доктора наук, или звание доцента или профессора…

— Юрий Павлович, мне показалось, что для Надежды Лаврухиной вопрос не в деньгах, а в профессиональной чести, в статусе… Почему невозможно оставить ее в штате — скажем, перевести на 0,5 ставки?

— Надежда Михайловна имеет объем учебных поручений, который соответствует 0,75 ставки. Логично было предложить ей совместительство.

— Есть обращение студентов — 49 учащихся просят оставить любимого преподавателя. Почему руководство университета не прислушается к мнению такого количества своих питомцев?

— Студенты склонны к максимализму. Они боятся, что вот сейчас у них заберут их любимого преподавателя. Речь об этом не идет. Она как работала в университете, так и будет работать. Изменятся условия нашего сотрудничества.

— Однако на сегодняшний момент она официально уволена с 29 марта.

— Да. И с ней будет заключен срочный трудовой договор до 30 июня 2011 года. А потом с 1 сентября мы с ней заключим договор как с совместителем.

— Преподавательница считает, что ее увольнение — результат неприязни со стороны заведующей кафедрой Светланы Гутковской…

— Я о подобных вещах не слышал. Наверное, обсуждать такие аспекты в прессе будет не совсем этично.

— Насколько Надежда Лаврухина для университета ценный сотрудник? Если она не согласится на условия совместительства, которые считает унизительными, возможны еще какие-то варианты?

— Мы не видим здесь конфликтной ситуации. Смена поколений должна происходить, это естественный процесс. Однако когда здесь возникла такая проблема, мы снова встретимся с Надеждой Лаврухиной, со студентами, с деканом — и все еще раз обсудим, найдем приемлемую форму сотрудничества с данным педагогом. На преподавательницу были жалобы?

То там, то здесь сотрудники университета в неофициальных разговорах упоминали, что на Лаврухину были жалобы. Как выяснилось, такое имело место — мама студентки-заочницы написала жалобу, что Лаврухина грубо разговаривала с ее дочерью на занятиях, чуть ли не матом ругалась. Пусть такая жалоба действительно есть. Но почему руководство университета обращает внимание на один голос и не обращает внимания на сорок девять? Проверить суть жалобы сложно. Однако я отыскал непредвзято человека — выпускницу Надежды Лаврухиной Марию Трипутень. Ей нет смысла кривить душой, от преподавателя и университета она никак не зависит.

— Надежда Михайловна действительно бывала жестокой на наших занятиях. На первом курсе меня это даже смущало. Однако потом я поняла и оценила, что иначе мы не достигли бы успехов! У студента же не только учеба в голове. И она находила нужные слова, чтобы доказать нам, почему следует уделять внимание ее предмету. Я поверю, что Надежда Михайловна может быть жесткой и строгой на занятиях. Что она могла нахамить и обматерить — этому не поверю. Она на такое не способна — я училась у нее 5 лет, поэтому могу судить. Теперь, закончив университет, могу сказать, что Надежда Михайловна была одной из лучших преподавательница и дала мне очень много.

«У меня шок, как обходятся с моей коллегой»

Валентина Викторовна Лысенкова, доцент кафедры хореографии, которая работает с момента основания кафедры — с 1975 года:

— Для меня настоящий шок то, как обращаются с Надеждой Лаврухиной. Никто на кафедре не ожидал такого… Без прошлого нет настоящего и нет будущего. Так обращаться с одним из старших преподавателей — как минимум не очень логично .. Хочу сказать ответственно, что в свои 63 года Надежда Михайловна находится в прекрасной форме, полностью соответствует званию преподавателя. Таких, как она, надо ценить, а не «переводить на совместительство». Надежда Михайловна искренне говорила мне, что этот набор будет для нее последним — она хотела уступить место молодым. Безусловно, для специалиста уровня Лаврухиной предложение о совместительство — унижение, нелепость.

Глеб Лободенко | Источник: «Звязда»

ЭКОЛМИЛ

Последние новости