Подготовка к ЦТ по всем предметам

Результаты ЦТ 2010: как проверяют тесты в этом году

30 июня 2010

Подготовиться к тестированию, пройти 2-3-часовой тест — не самое сложное в жизни абитуриента. Самое тревожное время наступает, когда тесты сданы, а результатов еще нет. Эти 10-12 дней абитуриенты томятся в мучительном ожидании, а в Республиканском институте контроля знаний идет почти круглосуточная работа.

«Комсомолка» заглянула в эти дни в институт и увидела все этапы проверки ответов абитуриентов. Жизнь здесь действительно кипит: если в одном кабинете может только идти формирование очередного теста (и доступ в это помещение имеют только избранные сотрудники), то в другом уже ставят печати на сертификаты. Но прежде чем баллы будут занесены в сертификаты, все бланки, которые заполняли абитуриенты во время тестирования, пройдут двойную, а то и тройную-четверную проверку.

— Конечно, это занимает время. Но абитуриенты должны быть заинтересованы в этом, ведь без такой тщательной обработки мы бы не могли гарантировать 100-процентный результат нашей работы, — убежден директор РИКЗа Николай Феськов.

1 этап

Данные абитуриента и его ответы видят разные люди

Об этой части работы мы писали не раз. Все бланки сканируются и операторы-верификаторы (чаще всего это студенты) работают с их электронными копиями. Они помогают компьютеру распознать те буквы и цифры, которые абитуриенты внесли неаккуратно.

— Все бланки сразу разделяются на область регистрации и область ответов, — рассказывает начальник учебно-методического управления института Александр Якобчук. Верификаторы их обрабатывают по отдельности, один человек не может видеть и данные абитуриента, и его ответы. Область регистрации проверяется один раз, а область ответов каждого бланка верифицируется дважды. Сначала одним верификатором, затем другим. Работа каждого верификатора постоянно контролируется, в сеть он заходит под своим паролем, поэтому все его шаги фиксируются.

— Многих абитуриентов интересует, как проверяется область В, особенно те ответы, которые можно записывать не строго в клеточки, а более убористо.

— Бланк сканируется в черно-белом режиме, а клеточки абитуриент видит на бледно-зеленом фоне. После сканирования этот фон компьютеру не виден, клеточки важны только для того, чтобы абитуриент раздельно писал каждую букву. Тогда компьютер их распознает в любом случае, как бы близко друг к другу они не были написаны. Верификатор только помогает компьютеру распознавать те буквы, в которых он сомневается.

2 этап

Бланки еще раз проверяются, но уже другими верификаторами.

3 этап

Проверяющий тесты не имеет права на ошибку

На третьем этапе работают только сотрудники РИКЗа.

— За три недели мы проверяем почти полмиллиона бланков. Даже два человека, осуществляющие верификацию, могут оставлять за собой ошибки. Поэтому дальше мы анализируем бланки программно, — продолжает Александр Якобчук. — В области регистрации это происходит достаточно просто — есть база данных тех абитуриентов, которые, выполняя тест, заполнили бланк, внесли свою фамилию, имя, паспортные данные. И есть база данных, которую мы получили во время регистрации на тестирование. В идеале обе эти базы должны совпасть. Но в реальности расхождений бывают сотни: абитуриенты делают ошибки в своих фамилиях, паспортных данных, операторы при регистрации в пунктах тестирования ошибаются… Программа выявляет эти ошибки и показывает нам. Оператор должен принять решение, какой вариант написания будет стоять в сертификате. К примеру, программа может увидеть, что у одного и того же абитуриента серия паспорта различается на одну букву — КН и КВ. Наши операторы знают все серии паспортов и видов на жительство, которые выдаются по областям. Или программа обнаружит, что длина номера паспорта не соответствует норме, ведь у нас в номере паспорта семь цифр, а в бланке может стоять только шесть. И так далее.

— На основании чего оператор принимает решение?

— Для нас главный документ — бланк ответа, в котором стоит подпись самого абитуриента. Поэтому и замены сертификатов происходят на 99% по их вине, когда сам поступающий делает ошибки в своей фамилии или паспортных данных.

Но благодаря этому процессу количество опечаток при выписке сертификатов крайне низкое. Даже с учетом потерь сертификатов, их порчи, смены фамилии или паспорта мы заменяем из 500 тысяч сертификатов не больше 200-300 штук. Если бы не было этого этапа, ошибки встречались бы в нескольких десятках тысяч сертификатов.

Этот этап — уточнение в области регистрации — важный, но ошибиться здесь не смертельно. Сертификат с ошибочными данными можно заменить. А вот область ответов проверяется сверхтщательно.

— Здесь мы, как минеры, ошибаться не можем. Любой недочет распознавания выльется в то, что абитуриенту будут начислены неверные баллы. Чтобы этого избежать, в области В начинаются программные проверки. Одна проверка — на логические правила. Например, правильность замены ошибочных ответов: абитуриент отменил метку, которой нет, или дважды отменил одну и ту же метку. Программа видит все эти нелогичности, а оператор еще раз смотрит, что же там отменяет абитуриент.

Еще один момент, который может повлиять на конечный результат: в сканер может попасть волосок или пылинка, которые могут либо смыть ответы или подставить метки там, где их нет. К примеру, по истории может быть только один из четырех верных ответов, а в бланке отмечено три. Все такие случаи программа тоже видит и выводит оператору. А оператор проверяет, действительно ли такие метки поставил абитуриент. Или программа пишет «А1 — нет ответов». Логично предположить, что хотя бы на первое задание абитуриент должен дать хоть какой-то ответ. Проверяется, или компьютер не прочитал его ответ, или он действительно не дал ответа.

4 этап

Правильный ответ тоже могут не засчитать. Если допустить грамматическую ошибку

— На этом этапе еще раз ответы абитуриентов анализирует программа. К этому времени готовы ключи — правильные ответы на область В. Они закладываются в систему, после чего анализируются ответы абитуриентов. Программа находит максимально похожие на правильные ответы абитуриентов — они могут отличаться на несколько символов. Например, в белорусском языке правильный ответ «паблізу”, а компьютер прочитал это слово как «падлізу”. Возможно, или компьютер при распознавании ошибся и два наших верификатора этого не заметили, или абитуриент действительно ошибся на одну букву. Оператор снова откроет изображение бланка и посмотрит, какая же буква написана в ответе. Если ошибки абитуриента нет, ответ ему будет засчитан.

На этом же этапе видно, какие глупые ошибки допускают абитуриенты. В одном из заданий части В по белорусскому языку правильный ответ звучит как «публіцыстычны”, а программа показывает оператору несколько вариантов этого слова «публітыстычны”, “публіцістычны”. Все эти варианты признаются ошибочными и баллов абитуриенту не принесут. Эти ответы для машины, конечно, похожи на правильные, но увы, правильными не являются. Обидно, ведь, по сути, абитуриент знал верный ответ. Но в тесте по языку ошибок допускать нельзя.

— А есть ли бланки, которые не нуждаются в корректировке верификаторов?

— Конечно, все бланки, которые заполнены четко в соответствии с образцами написания символов, проходят через проверку без задержек. На третий и четвертый этап попадают только те бланки, которые заполнены с помарками, кляксами.

А КАК У НИХ

— Мы анализировали, как идет процесс обработки в соседних странах, — говорит Александр Якобчук. — У нас в стране упор сделан на информационную защиту всех стадий подготовки и проведения централизованного тестирования, в том числе особое внимание уделяется процедуре обработки бланков ответов. Вся обработка сосредоточена в одном месте — РИКЗ. Это гарантирует защиту от постороннего вмешательства. В то время как в той же Российской Федерации обработка проводится более чем в ста пунктах первичной обработки результатов ЕГЭ. Весь процесс проведения централизованного тестирования от момента первого испытания до момента оформления сертификатов у нас в республике занимает порядка двадцати дней, а у наших соседей-россиян — около месяца, причем замены сертификатов у них исчисляются тысячами.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Первые тесты уже проверены. Несколько десятков человек могут торжествовать, ведь они обеспечили максимальные результаты хотя бы по одному предмету. 100 баллов по белорусскому языку получили трое абитуриентов, по русскому — 26 человек, по истории Беларуси — семь. На географии 100-балльных результатов нет. Лучше всех с математикой справился 21 абитуриент, у них тоже по 100 баллов.

Надежда БЕЛОХВОСТИК

Комсомольская правда в Белоруссии

ЭКОЛМИЛ

Последние новости