Подготовка к ЦТ по всем предметам

Моя история фототехники (1984 — 2014). Эпоха плёнки

Дмитрий Сандаков

Уважаемые любители фотографии и фототехники, приглашаю вас на пять минут отвлечься от Фотошопа и поностальгировать о былых временах, вспомнить о том, чем мы снимали раньше.

Часть 1
Эпоха плёнки

Фотографировать я начал в 10 лет. Однажды я попросил отца дать мне камеру. Впервые взяв в руки отцовскую камеру и щелкнул своего младшего брата. И, как в известном анекдоте, это оказалось хобби на всю жизнь.

Зоркий-4

Разумеется, моя первая камера была пленочной, но не зеркальной. В ней был дискретный видоискатель с параллаксным дальномером. Поскольку окно видоискателя не находилось на одной оси с объективом (ни на горизонтальной, ни на вертикальной), то в видоискателе фотограф видел не совсем то, что потом получалось на кадре. Но кого в то время смущали такие мелочи?

Зато дизайн камеры оказался бессмертным, спустя 20 лет топовые ультрасовременные камеры (Nikon Df, Fuji X100 и др.)  по внешнему дизайну оказались очень похожи на старый добрый Зоркий-4. Вот что значит классика!

Зоркйи-4

Но больше всего меня в этой камере впечатляли замки задней крышки. Такое ощущение, что их проектировал специалист по шлюзовым отсекам космических кораблей. Два крупных поворотных  металлических запора — это вам не шутка.

А желтый прямоугольник параллаксного дальномера мне до сих пор иногда мерещится в современных видоискателях. Увы, этой камерой я поснимал не долго, в один совсем не прекрасный день она была забыта на спинке стула в кафе.

Киев 30

Вот тогда я в первый раз перешёл с «фул-фрейма» на «кроп» 🙂 Поскольку денег в семье на полноценный фотоаппарат не было, мне удалось уговорить родителей купить чудо инженерной мысли – Киев-30 (модель запущена  в производство в 1975 г.)

Киве-30

Камера была крута! Недавно я прочитал на форумах 100 страниц причитаний о том, что Никон сделал непригодными для съемки новые доступные фулфреймы (D600, D610, D750) тем, что лишил их выдержки 1/8000. Ребята, а вы пробовали снимать камерой, в которой всего 3 выдержки — 1/30, 1/60 и 1/200? Добавьте сюда всего 5 значений диафрагмы и единственное ISO (для этой камеры продавалась только пленка чувствительность 64 единицы). Тут сам Ансель Адамс тронулся бы умом при попытке выставить верную экспозицию. Но зато затвор в этой камере взводился совершенно невероятным образом – не поворотом колеса и даже не рычагом (как в Зените), а передергиванием, как в автомате Калашникова. Звук получался соответствующий — этот звук скорее подошел бы не маленькой фотокамере, а какому-нибудь Кольту или Беретте. Я до сих пор иногда беру  в руки Киев 30, закрываю глаза и взвожу затвор.

Эту камеру можно было всегда иметь в кармане (размер 28х46х86 мм, вес 190 г), но вот качество получаемых фото, мягко говоря, оставляло желать лучшего, что не удивительно, так как снимала камеру на специальную узкую пленку без перфорации с размером кадра 13х17 мм.

Агат 18

Каким-то чудом мне удалось раздобыть денег на более серьезную технику. Новая чудо-машина был чуть побольше Киева 30, тоже была «кропнутой», ибо снимала 72 кадра вместо 36 на стандартной плёнке. И кстати говоря, давала приличное качество и даже имела горячий башмак для установки вспышки! Но к этому моменту душа уже просила чего-то большего.

Агат-18

Где-то примерно в это время в моей фото жизни случился знаменательный эпизод — во время встречи с космонавтом Гречко в пионерлагере «Артек» я увидел ЭТО. Увидел и погиб. ЭТО висело на шее у приехавшего по случаю встречи с Гречко фоторепортера. ЭТО было профессиональным репортерским Никоном. Я забыл про космонавта и битый час просидел около репортера, не в силах наглядеться на эту чудо-машину. А когда я услышал, как эта штука лупит серией… До сих пор один из моих самых любимых звуков — это стрекотание затвора зеркалки во время серийной съёмки. Увы, в то время Никон был столь же доступен простому смертному, как сегодня полет на Луну. И мне кажется, что именно это детское впечатление навсегда решило для меня хрестоматийную дилемму «Кэннон  vs. Никон».

Зенит ЕТ

И вот это случилось — у меня появился Зенит ЕТ. Настоящая зеркалка. С визированием через объектив!!! С экспонометром!!! Полный кадр!!! Началась совсем другая жизнь! Я снимал в школе, во дворе, дома.

Затем открыл для себя телеконвертер и снимал птиц, белок, стрекоз. Затем узнал про существование макроколец и открыл мир макросъёмки. Глаза овода, муравьи, лицевые портреты жаб и лягушек.

Зенит ЕТ

Потом появилась первая вспышка. Только не подумайте, что она была похожа на современные! Батблок с двумя «плоскими» батарейками висел на боку в сумке, от которой шел толстый белый двужильный провод к самой вспышке, которая ставилась в горячий башмак.

У этой камеры был только один недостаток — уродский тонкий чехол из кожи молодого дерьмантина, из которого она постоянно вываливалась. Никакие ухищрения не помогали, пока в одной из студенческих поездок в Узбекистан добрый узбекский друг не подарил мне невесть откуда взявшийся у него коричневый чехол из толстой кожи с тонкими металлическими рамками. Я был полностью счастлив, ибо владел лучшей в мире камерой (Никоны в то время все еще существовали для меня только в теории).

Зенит ТТЛ

Я стал студентом, появились свои деньги, а в продаже появился Зенит ТТЛ. Мог ли я не попробовать поснимать на камеру, в которой есть знакомый мне из журналов замер  Through The Lens? Ответ очевиден!

Новый Зенит  был немого более пухлый и более пластмассовый, в него вставлялась батарейка, эскпозамер отображался в видоискателе. И таки да — снимать с TTL-замером стало гораздо удобнее и быстрее. Я бы и снимал им долго и счастливо, если бы в наших магазинах не появилась буржуйская техника, а у меня не появилась буржуйская стипендия.

Olympus IS-3000

Никон был все также недоступен. «Мыльницы» меня не интересовали. В Зените мне не хватало зума, автофокуса, автоэкспозамера и серийной съемки. Все это было в нем — просьюмер IS-3000 от Олимпуса. Пересесть с Зенита на Олимпус — нет, это было не как пересесть с запорожца на BMW X5, это было круче — как с запорожца прямо на с космический корабль. Кстати, я до сих пор уверен, что в  конструировании этой камеры не обошлось без пришельцев, настолько необычен ее дизайн (и не только внешний, но и внутренний).

Olympus IS-3000

В этой камере было всё! Фантастически удобный хват (удобнее чем в современных профессиональных аппаратах). Двухскоростной пятикратный зум. Двухламповая вспышка (спустя 15 лет вы много знаете камер с двухламповыми вспышками?!). Фантастически резкая оптика с низкодисперсными стёклами (после того, как я сделал своей знакомой из общаги лицевой портрет со вспышкой «в лоб», она со мной три месяца не разговаривала, и спустя три года еще вспоминала это фото, которой повергло ее в шок: на нем была видна каждая морщинка, КАЖДЫЙ прыщик, я же был в восторге от детализации, которую выдавал новая камера :). Большая задняя ЖК панель (опять-таки, хорошо читаемая и гармоничная, не хуже, чем в современных Никонах). И даже маленькое светодиодное табло, которое могло впечатывать дату и время съемки прямо в негатив. Я снимал этой камерой часами и не мог остановиться. Если бы не переход на цифру — уверен, я бы до сих пор ей снимал. Я так и не продал ее, просто не смог, несмотря на то, что произошла цифровая революция.

Продолжение: Часть 2. Цифровая эра

Источники фото:
http://www.photohistory.ru/1207248177888644.html https://sohabr.net/habr/post/399643/?version=206366 https://www.drive2.ru/b/835332/ http://retrocams.ru/fotoapparaty/otechestvennye/semejstvo-zenit

 

ЭКОЛМИЛ

Последние новости