Беларусь рискует вылететь из Болонского процесса

Принятые в Беларуси законодательные поправки предусматривают дальнейшее ограничение институциональной автономии университетов.

Об этом говорится в обзоре национальных отчетов «Мониторинг общественного участия в управлении высшим образованием в странах Восточного партнерства (Украина, Беларусь, Молдова)». Обзор был предоставлен Общественным Болонским комитетом.

На основании страновых отчетов директором Центра образовательной политики Вильнюсского университета (Литва) профессором Д. Римантасом Желвисом подготовлен сравнительный анализ участия общественности в управлении высшим образованием в трех странах.

-РЕКЛАМА-

Содержание отчетов свидетельствует, что ситуация в системе высшего образования Беларуси существенно отличается от Молдовы и Украины. И Молдова и Украина находятся в состоянии трансформации, в связи с принятием новых законов о высшем образовании. Они нацелены на масштабную модернизацию системы управления в сфере высшего образования и представляют возможность для расширения общественного участия в нем.

В Беларуси наблюдается движение в противоположном направлении, так как поправки к действующему Закону об образовании предусматривают дальнейшее ограничение институциональной автономии университетов.

Аналогичная ситуация складывается с участием стекхолдеров в процессах управления учреждениями образования на институциональном уровне. Ректоры не избираются Сенатом или ученым советом, а назначаются президентом, правительством или министром образования.

Самое удивительное в том, что даже ректор частного высшего учебного заведения назначается министром образования.

Порядок привлечения общественности для участия в работе университетских советов четко не определен. Согласно отчету, работодатели и другие стекхолдеры почти не представлены в университетских советах, хотя формально такая возможность существует.

Попечительские советы, которые существуют в ряде университетов, не имеют реальных полномочий и влияния на принятие решений.

Формально, студенты в качестве  заинтересованной стороны, имеют право участвовать в управлении высшими учебными заведениями. Представители студентов должны составлять  25 % от общего числа членов Совета университета. Однако, студенты, как свидетельствует мониторинг, как правило, не избираются, а назначаются администрацией вуза. Все решения, принимаемые студенческими советами вступают в силу только после утверждения администрацией университета. Студенческие организации не являются самостоятельными в правовом отношении. Их возможности по представлять интересы студентов крайне ограниченны.

В отчете по Беларуси не представлены какие-либо предложения или рекомендации. Он отражает довольно пессимистичный прогноз относительно перспектив общественного участия в управлении высшими учебными заведениями. Обе стороны — государство и общественность, как кажется, не готовы к такому участию. Государство демонстрирует тотальное недоверие к любым проявлениям общественной активности, в то время как студенты, работодатели и другие заинтересованные стороны, как кажется, не проявляют активного интереса к большему включению в управление вуза.  Короче говоря, Беларуси предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы система управления университетами  пришла в соответствие с принципами институциональной автономии, принятыми в Европейском пространстве высшего образования.

Хотя Беларусь недавно стала членом Болонского процесса, ей предстоит еще долгий путь к внедрению идей и принципов общего европейского пространства высшего образования, в том числе идеи академической автономии, и пока нет никаких предпосылок, что это может произойти в обозримом будущем.

Поскольку Беларусь была принята в Болонский процесс авансом, на выполнение всех необходимых условий членства в Болонском процессе нашей стране дали три года, из которых на данный момент осталось около 2,5 лет.

С учетом развития ситуации с академическими свободами в худшую сторону, сложно рассчитывать, что условия будут выполнены. И если так, то в 2018 году Беларусь снова может оказаться за бортом Болонского процесса.

ИСТОЧНИКСайт белорусских исследований