РИКЗ инициирует уголовные дела за использование материалов ЦТ: двух учителей уже судили

8 апреля 2012

Двух учителей судили, а школьников поставили на учет в милицию из-за выложенных в интернете материалов репетиционного тестирования. На рассмотрении в правоохранительных органах еще около десятка административных дел.

Речь идет о незаконном копировании и распространении абитуриентами и преподавателями материалов репетиционного тестирования (РТ), которые составляет Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Один из сайтов решил разобраться, за что судят учителей и ругают подростков?

-РЕКЛАМА-

Репетиционное тестирование проводится для школьников, которые позже планируют сдавать централизованное (ЦТ), чтобы поступить в вуз. Не секрет, что многие абитуриенты тайком фотографируют задания, чтобы потом разбирать ошибки с преподавателями либо репетиторами. Однако сейчас РИКЗ решил взяться за нарушителей.

Как рассказала председатель «Таварыства беларускай школы» (ТБШ) Тамара Мацкевич, один из осужденных преподавателей (из Могилева) разместил в своем блоге копию условий заданий РТ.

«После того, как РТ прошло, в руки ныне осужденных преподавателей попали сами тесты. Они разместили их в своих блогах с разборами заданий, чтобы школьники могли наглядно видеть, где могли допустить ошибки, — рассказывает Мацкевич. — Репетиционное тестирование — это тренировка перед главным тестом. Запретить обсуждать РТ — это то же самое, что перед контрольной работой запретить детям для подготовки использовать задачник».

Но РИКЗ уверен: «Незаконное копирование и тем более распространение материалов РТ является нарушением авторского права (ст. 55 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г.). И за это, настаивают они, предусмотрена административная ответственность ст. 9.21 КоАП (нарушение авторских, смежных и патентных прав).

Подобные факты незаконного копирования, сообщили в РИКЗ, сейчас расследуются. Например, в Воложине, Пинске и других городах. «Детей, которые разместили в интернете материалы, ставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних».

Преподаватели же ставят в пример Россию, где школьники сдают ЕГЭ: уже в репетиционный день сам институт-организатор размещает тесты на сайте. «Преподаватель тогда знает, на что обратить внимание, а ученик может увидеть, какие он ошибки сделал, — говорит Мацкевич. — У нас это в такой ступени секретности, что никакой обратной связи с РИКЗ получить невозможно».

24 февраля в Гомеле состоялся суд над преподавателем английского языка. Об этом сама учительница написала в своем блоге. «Я была вызвана в качестве ответчика по делу о нарушении мной авторских прав РИКЗ». «Кому от проводимой на блоге работы было плохо? — недоумевает учительница. — Может, РИКЗу, но не ученикам и не коллегам. Увы, добрые дела часто наказуемы. Теперь, коллеги, находите и разбирайте задания РТ вместе со своими учениками самостоятельно».

По словам учительницы, от ответственности ее освободили «в связи с незначительностью содеянного». Учителю из Могилева повезло меньше: ему назначили выплатить штраф в размере 20 базовых величин. Преподаватель возмущен: «За время существования РИКЗ ими не было опубликовано ни одного сборника репетиционного тестирования. И тогда каждый учитель, каждый ученик, которые используют различные копии условий РТ, нарушают авторские права этого института? — пишет он в своем блоге. — Как школьники могут подготовиться к ЦТ, оценить уровень сложности заданий, если у них нет условий? Особенно повышенный спрос на эти задания в первые дни после тестирования. Если бы РИКЗ публиковал РТ через месяц или два (как они делают это с ЦТ), то не было бы никакого нарушения».

По мнению учителя, «на моем и подобных моему сайтах выполняется работа, которую должен был делать, но почему-то не делает, РИКЗ».

«Разбирать ошибки» со школьниками должна школа, а не РИКЗ?

В самом РИКЗе не согласны с подобными утверждениями преподавателей. Как подчеркнули в институте, они ежегодно публикуют сборники по ЦТ, и на каждом стоит знак копирайта, который «является подтверждением: это — интеллектуальная собственность РИКЗ».

«Если наши сборники кто-то перепечатывает, то они платят нам дополнительные деньги. Мы сами платим огромные деньги авторскому коллективу за создание тестовых заданий. РТ берется из этого же банка данных, откуда и ЦТ. Они не должны передаваться в другие руки. Если бы какие-то фрагменты использовали, то это допустимо, но когда полностью и без нашего разрешения — это нарушение», — говорят в РИКЗ.

При этом, сообщили в институте, разбирать ошибки должны в школе, и это — одна из причин того, почему сам РИКЗ не публикует сборники по РТ. В РИКЗ также отметили, что если РТ в разных городах проходит в разное время, то для каждого города надо разрабатывать отдельный вариант теста, чтобы не списывали, а это дополнительные затраты из бюджета РИКЗ.

Авторские права или помощь школьникам? Закон ответа не дает

Согласно закону «Об авторском праве и смежных правах», авторское право возникает там, где составляется что-то абсолютно новое и оригинальное. Например, судебная практика показывает, что кроссворды или даже кулинарные рецепты уже стали признаваться объектами авторского права.

Однако наказанные преподаватели не согласны с тем, что РИКЗ составил что-то новое и оригинальное. «Можно ли репетиционные тесты (РТ) считать собственностью РИКЗ? Можно ли считать задачу, в которой поменяли числа или слова местами, своей собственностью? — задается вопросом преподаватель. Он утверждает, что РИКЗ как составитель РТ взял задачи из различных сборников и лишь поменял слова. В своем блоге он приводит следующий пример:

Задание РТ: «Сани массой m = 24 кг движутся по горизонтальной поверхности с ускорением, модуль которого a = 1,8 м/с2, под действием силы F, направленной вверх под углом ? = 30° к горизонту. Если коэффициент трения скольжения ? = 0,13, то модуль силы F равен … Н».

Сравнить: Савченко Н. Е. «Решение задач по физике. — Мн.: Выш. шк., 2003. — С. 48, № 91».

«Тело движется по горизонтальной плоскости под действием силы F, направленной под углом ? к горизонту. Начальная скорость равна нулю. Найти ускорение тела, если его масса равна m, а коэффициент трения между телами и плоскостью равен? Или «эта же задача в книге: Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы / Н. В. Турчина. — С. 51, № 2.68».

Стоит признать, что судебной практики как таковой в этой области в Беларуси пока нет. Однако суд, отмечают эксперты в области авторского права, должен ориентироваться на несколько критериев, поскольку вариантов развития событий в этом деле может быть несколько.

Например, если РИКЗ — уникальный составитель, то суд должен четко определить, что РИКЗ создал «новое и оригинальное». Но тут нужно учесть, что по закону «авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении». То есть доказать, что авторство конкретной задачи принадлежит РИКЗ, не так уж просто. Или, допустим, РИКЗ «позаимствовал» какие-то задачи в сборниках. «Тогда суд должен определить, кто первоначально составил? Может, какой-то профессор, а потом институт поменял цифры или слова? В этом случае речь может идти об использовании чужого произведения, и решать надо уже другой вопрос: передал ли этот профессор права РИКЗ? Если, например, не передал, то тогда сам профессор может подать в суд на преподавателя, разместившего его задачу в блоге, если посчитает нужным. Но не РИКЗ», — рассуждают эксперты.

«Должна быть политическая воля государства, чтобы помогать детям разбирать ошибки»

В то же время, если суд признает РИКЗ абсолютным правообладателем, то закон — на стороне института. «То, что РИКЗ не напечатал сборник сам, по сути не связано с авторским правом, — отмечают эксперты. — Не исключено, что РИКЗ действительно сможет доказать по всем десяткам дел, что дети и преподаватели нарушили закон. В таком случае еще десятку учителей придется выплатить по 2-5 миллионов рублей за то, что они хотели помочь детям. Очевидно, что это неправильно. Поэтому тут скорее должна быть политическая воля государства, чтобы помогать детям разбирать ошибки».

При этом отдельная глава в законе все же предусматривает в некоторых случаях свободное распространение объектов авторского права. Например, в образовательных целях.

«Правомерно обнародованные произведения могут быть использованы с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью», — говорится в законе.

Интересно, что допускается законом и использование объектов авторского права в личных целях — если не преследуются коммерческие цели. Другими словами, если ученик тайком сфотографирует тест, а учитель тайком ему объяснит ошибки, то никто наказан не будет. Однако в таком случае, выходит, желание учеников и учителей разобраться в ошибках находится в полулегальном положении.

Екатерина Синюк