— Татьяна Дмитриевна, почему сфера туризма актуальна для белорусского бизнеса?
Туризм в нашей стране имеет статус одного из главных государственных приоритетов. Во-первых, он оказывает благоприятное влияние на развитие смежных областей. Это, например, гостиничное хозяйство, строительство, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, розничная торговля.
Во-вторых, это перспективный источник привлечения в страну валютных поступлений. Также важный момент – создание новых рабочих мест.
Как показывает 2015 год, бизнес в Беларуси претерпевает серьезные структурные и экономические потрясения. Выживут только те компании, которые качественно отреагируют на новые условия рынка. Туристический рынок в целом и в Беларуси в частности — очень динамичный и постоянно меняющийся. Это дает бизнесменам возможность проявить свой предпринимательский талант и выдержку, а также креативность и авторский взгляд в традиционное восприятие сферы туризма, гостеприимства и досуга.
— Высокая степень конкуренции между компаниями влечёт повышение требований к персоналу. Это касается как профессиональных, так и личных качеств. Какие требования работодатели предъявляют к сотрудникам сферы туризма и гостеприимства?
Профессиональные требования к специалисту в сфере туризма и гостеприимства — очень актуальный вопрос для современной туристической сферы.
Еще недавно портрет менеджера в этой сфере выглядел примерно так: профильное образование по туризму (предпочтительно), опыт работы в сфере туризма — 2-3 года, отличное знание страноведения, туристического продукта и психологии продаж, высокие коммуникативные навыки.
Сегодня список профессиональных компетенций специалиста в сфере туризма и гостеприимства значительно расширился. Согласно недавнему исследованию портала газеты «Туризм и отдых», специалист этой области должен иметь большую мотивацию к зарабатыванию денег (чем больше продаж, тем больше доход специалиста), навыки «продающего менеджера» (владение техниками психологического взаимодействия с туристами, умение отвечать на сложные вопросы и задавать вопросы, приводящие к выбору). Специалист в сфере туризма и гостеприимства должен быть своеобразным дипломатом, но этому умению нужно учиться, так как людей, обладающих таким качеством от природы, очень мало.
И конечно, такие личные качества специалиста в сфере туризма и гостеприимства, как позитивизм, отличный настрой, хорошее чувство юмора, психологическая подготовленность и стрессоустойчивость очень важны и их необходимо развивать современному менеджеру по туризму.
Кроме того, наше время требует от всех специалистов сферы туризма дополнительных навыков: владение компьютерными технологиями, умение создавать рекламные тексты и коммерческие предложения на современную туристическую тематику.
И самое главное — менеджер сферы туризма и гостеприимства должен постоянно совершенствовать свой профессионализм (посещать обучающие мероприятия по туризму, семинары (вебинары), выставки, ездить в информационные туры, путешествовать). Одним словом, не переставать расти. И поток туристов не будет прекращаться!
— Какие преимущества имеет программа переподготовки по туризму по сравнению с аналогичной специальностью высшего образования?
В первую очередь – это практическая направленность программы переподготовки. Теория тесно объединена с практикой, благодаря преподавательскому составу: в ИБМТ учебные курсы читают специалисты – практики турбизнеса и сферы гостеприимства совместно с академическими преподавателями. Интеграции теоретического и практического обучения придается большое значение. Благодаря такому сочетанию, наши выпускники приобретают знания и навыки, которые помогают эффективно работать в условиях современного бизнеса.
Второе важное преимущество программ переподготовки в сфере туризма — получение дополнительной квалификации (профессиональная аттестация, подтверждающая квалификацию экскурсовода /руководителя туристических групп/ гида-переводчика). Она возможна при наличии соответствующего образования и сдаче экзамена. Аттестация подтверждается документами государственного образца.
Также к преимуществам программ переподготовки можно добавить удобный формат обучения: учебные сессии — в месяцы наименьшей деловой активности в сфере туризма и гостеприимства (октябрь — апрель); учебные занятия во время сессий — в вечернее время; оптимальное количество обучающихся в группе (не более 15-ти человек); индивидуальный подход к слушателям программы.
Существенное преимущество — временной фактор: 18-20 месяцев вместо 4-5 лет.
— Вопрос стажировки и практики для обучения в сфере туризма очень актуален. Как в ИБМТ налажено сотрудничество с вузами и организациями туристического профиля?
Большая гордость ИБМТ БГУ — сотрудничество с Международной академией туризма в Анталии. Наши лучшие слушатели имеют возможность пройти оплачиваемую стажировку в отелях Анталийского побережья (Турция).
Кроме того, программа переподготовки по туризму совместно с отделом международных связей ИБМТ и центром туристических услуг “Universum” планирует организовывать для своих слушателей краткосрочные (3-5 дней) зарубежные стажировки в страны Западной Европы и Прибалтики. Мы также планируем приглашать для чтения лекций преподавателей из партнерских вузов Европы. Занятия по самым актуальным темам будут проходить в интерактивной форме и дадут слушателям знания о новых тенденциях и специфике профессии менеджера в сфере туризма и гостеприимства в других странах.
Программы переподготовки направления «Туристский менеджмент» ИБМТ БГУ:
— «Менеджмент предприятий гостеприимства»
— «Менеджмент туристской организации»
— «Экономика и управление на предприятии гостиничного и ресторанного хозяйства»
Контакты: +375 (29) 630 32 36 • +375 (44) 724 45 46