Кое-что о результатах обучения

С одной из групп MBA у меня возникла острая дискуссия. На очередное нытье о высокой загрузке и утверждения, что я должен их удовлетворить, я заявил: «Мне плевать на вашу удовлетворенность сейчас!». Что тут началось! А стоит учитывать, что я был уже вторым преподавателем в этой группе по курсу «Маркетинг» и ребята в группе были достаточно… э-э-э требовательные. Первый преподаватель, после того как группа прослушала весь курс, был «забракован», и группа потребовала повторить курс в исполнении другого профессора (к сожалению, сейчас такие случаи происходят достаточно регулярно). Чтобы как-то утихомирить дискуссию, я пообещал подумать и детально разъяснить мое утверждение на следующем занятии.

Обучение – это насилие над личностью в любом случае. Более того, если у меня с группой в течение первого дня занятий не случилось конфликта – я разочарован. Не потому что я люблю науку конфликтологию! Любому новому человек сопротивляется, в том числе и знаниям. А значит, будет отстаивать свою прошлую точку зрения – вот он и конфликт, в результате которого рождается новое знание слушателя.

«Мне действительно не важна ваша удовлетворенность в процессе обучения. Для меня важно, позволят ли вам мои занятия добиться поставленных личных целей. Т.е. пока вы не примените того, чему я вас учил, вы не можете судить о своей удовлетворенности. И если будет желание, скажите слова благодарности в будущем,» – так я ответил слушателям программы MBA.

Эффективность открытого обучения (сборные группы) имеет смысл оценивать только по достижениям индивида. Это только в фильмах один супергерой обеспечивает победу в войне с целой армией. В жизни при движении от знания («что») к результата необходимо иметь мотивацию и некоторые условия.

Насколько успешны слушатели, которые учились у меня? По-разному… с большинством контакт я не поддерживаю, хотя всегда оставляю все свои координаты и даю «гарантию» на предоставленные знания. С другой стороны достаточно много позитивных примеров: карьерный рост, увеличение зарплаты, нетривиальные результаты и т.д. Но всегда есть «но», даже три. Во-первых, нет репрезентативной выборки по историям моих слушателей. Во-вторых, не с чем сравнивать. В-третьих, давайте тогда более активно говорить о конкурсной системе регистрации слушателей на курс …

«А судьи кто?»

Действительно, одна из сложностей работы бизнес-преподавателя – отсутствие адекватной обратной связи. Пока из инструментов обратной связи доступны анкеты по окончании семинара и мнения коллег. Ни один из этих инструментов не позволяет адекватно судить о качестве преподавания.

Что такое анкеты по итогам семинара? Это отражение качества владения тренером манипулятивными методиками. На самом деле, научится владеть группой достаточно просто. После этого есть риск почувствовать себя всемогущим! В принципе, на любую тему и любую группу ты можешь очаровать и получить просто великолепные отзывы! Но что вынесла группа после семинара? Хорошее настроение? В нынешнее время и это немало, но это не то, зачем пришли слушатели.

Мнение коллег также не является полностью объективной оценкой тренера. Я обычно отказываюсь комментировать рынок бизнес-тренеров для тех, кто не работает в этой отрасли. Причин несколько. Пока я имею очень ограниченные возможности для знакомства с практиками коллег лично и не могу вынести адекватных суждений. Например, мне довелось достаточно много поработать с Павлом Лебедевым и Сергеем Пуковичем, и я могу адекватно оценить их работу как преподавателей. Во-вторых, я могу быть просто не согласен с мнением коллеги по какому-либо околонаучному вопросу. В такой ситуации мне сложно дать адекватную оценку, хотя я обычно стараюсь абстрагироваться от данного факта. В-третьих… по каким критериям судить?

Наиболее адекватная обратная связь – это мнения слушателей в период до полугода после семинара. Но, к сожалению, очень редко она приходит. И здесь стоит подумать, как ее собирать. Пока я даю полугодовую «гарантию», что знания и методики которые я дал РАБОТАЮТ. И объявляю об этом в конце семинара, но видно мало этого… Причем, более интересны отрицательные мнения – это повод и направления для совершенствования.

В отсутствие четких критериев измерения качества преподавания и адекватной обратной связи тренер ориентируется на имеющиеся инструменты – это краткосрочные отзывы (результат анкетирования в конце семинара) и мнения коллег. А чтобы достичь по данным направлениям великолепных результатов, достаточно совершенствоваться в области шоу и развлечений, а так же достаточно активно заниматься личным PR, который все равно никто не опровергнет. И один из приоритетов для меня – это сбор обратной связи: пишите, звоните, рассказывайте! И я смогу сделать семинары еще более полезными и интересными!

А цель обучения?

Результат работы бизнес-тренера и оценка его работы – это успех обучаемых. Логично измерять результат по достижению поставленных целей. Только стоит разделять цели образовательного процесса и применения подходов на практике. Чтобы применить полученные знания и навыки, необходима личная мотивация и некоторые внешние условия (чем выше мотивация, тем меньше влияют внешние условия).

Однако стоит отметить, что на рынке сформированы завышенные ожидания от обучения. Значительная «заслуга» в этом бизнес-тренеров и компаний провайдеров. Как рекомендация: четко ставьте цели обучения перед собой и изначально доносите их (сверяйте) с преподавателем.

Мотивация слушателей – это отдельная большая тема… Пока дальше деклараций о тяге к знаниями слушатели редко продвигаются. Важно понимать, что разжевать и вложить в голову знания и навыки можно, но крайне долго, дорого и неэффективно. Могу сказать, что с благодарностью и уважением отношусь к слушателям и группам, которые терзают меня вопросами, занимаются самостоятельно и т.д. В таких случаях и результат обучения гораздо выше!

Если вернуться к инструментам оценки, то вначале хотелось бы вспомнить про сертификацию тренеров – инструмент в России не распространенный и не востребованный пока в первую очередь клиентами. С другой стороны, сертификация не гарантирует качественной работы со стороны тренера, хотя и создает предпосылки для него. Можно провести аналогии с правом на управление автомобилем: наличие прав, не гарантирует, что вы будете соблюдать правила дорожного движения. Стоит дождаться (или создать) адекватную популярную систему сертификации бизнес-тренеров, выгоды которой будут донесены и до клиентов, и до бизнес — тренеров. Пока этого нет.

Для краткосрочных программ адекватной оценкой работы тренера будет являться проверка освоения инструментов, методик, подходов, которые были заявлены в учебном процессе. Анкетирование слушателей на предмет удовлетворенности по итогам может являться лишь вспомогательной информацией для тренера и организатора обучения. Хотя есть определенные и вполне обоснованные сомнения, что это будет адекватная обратная связь.

В случае долгосрочного обучения уже можно говорить об оценке долгосрочного результата. А так как основная мотивация слушателей программ MBA по результатам исследований лежит в области построения карьеры и/или повышения уровня доходов, то стоит исследовать изменение именно этих факторов после окончания обучения. Что и делают, например, в США или Европе. Качество обучения на длительных программах в меньшей степени зависит от отдельного преподавателя и должно регулироваться Школой. На каком основании включать/ исключать преподавателей из пула – тема отдельного разговора. Но точно нельзя ориентироваться исключительно на удовлетворенность слушателей программ MBA. Необходимо задать стандарты и требования к преподавателю, стилю и способам подачи информации, а также тестированию на усвоение материала на необходимом уровне по итогам прохождения курса. Только тесты должна готовить школа, а не преподаватель!

Не стоит забывать, что у любой системы есть не только «выход», но и «вход». Так качество на «выходе» зависит от того, что поступило на «вход» данной системы. И пока не будет жесткого конкурсного отбора, ни один преподаватель или школа не смогут гарантировать высокого уровня подготовки выпускников. В настоящее время конкурсный отбор присутствует лишь в незначительной части учебных заведений, что уже заведомо дискредитирует российское бизнес-образование и тех, кто им занимается.

Кулинич А.И.

Последние новости

Белорусам запретили рассказывать о своем опыте обучения за границей

7 июня 2020 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с Министерством образования проводят работу по выявлению и пресечению распространения ненадлежащей рекламы об обучении белорусов...

Изучайте Spring бесплатно (10 видеоуроков + сертификат)

С 19 по 25 июня 2020 года на ITVDN проходит акция - вы можете пройти обучение по курсу Spring бесплатно! Что такое Spring? Spring — это...

Бесплатный вебинар Виктора Рублёва «Как научить ребенка эффективно учиться?»

22 июня состоится бесплатный вебинар Виктора Рублёва "Как научить ребенка эффективно учиться?" Вам важно участвовать, если вы: Хотите помочь своему ребенку освоить техники эффективного обучения,...

Приглашаем на бесплатный двухдневный интенсивный тренинг по Python (созданию игры BlackJack)

Привет, друзья! Мы приглашаем вас на двухдневный интенсивный тренинг по созданию игры BlackJack, который состоится 22 и 23 июня (19:00-21:00). Программа тренинга позволит в...