Нужны ли стране вундеркинды?

До 70% белорусских школьников можно отнести к потенциально одаренным. Учитывает ли система образования специфику их развития, и достаточно ли школьных усилий для развития одаренных детей в Беларуси?

Главный инспектор информационно-аналитического управления Минобразования Ирина Киринович считает, что Беларусь отличается достаточно высоким уровнем образования и культуры, а в структуре современного обучения созданы условия для развития интеллектуально талантливых детей.

— Для стимулирования развития одаренных детей проводятся различные научно-исследовательские конкурсы, турниры и олимпиады, — говорит Ирина Киринович. — Ежегодно одаренные школьники получают специальные премии. В прошлом году было награждено 902 ученика. В стране также есть банк данных одаренной молодежи. В его списках 1798 учащихся.

Но участники конкурсов и олимпиад — лишь малая часть талантливых школьников страны. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития — это около 5% учащихся. На самом деле одаренных детей в разы больше – по разным данным, до 70% школьников входят в их число.

— Мы должны стремиться развивать не только интеллектуальные способности, — считает начальник научно-исследовательского центра Национального института образования Олег Лисейчиков. — Надо постараться организовать всестороннее развитие и воспитание. Школа должна помочь детям и их родителям выявить способности.

Национальный институт образования, например, разработал более 80 факультативов, которые поддерживали бы интерес детей к художественно-эстетическим видам деятельности и развивали бы определенные задатки и способности.

Профессор, научи школьника!

Современные школьники значительно отличаются от детей прошлого поколения. Вот почему специалисты считают необходимым разрабатывать новые подходы. По мнению экспертов, это могли бы быть различные варианты дистанционного обучения, когда с одаренными учениками работает профессор или высококвалифицированный профессионал, который сопровождает и направляет развитие ребенка.

Также стоит развивать новое направление Интернет-образования, когда преподаватель работает с учащимися через сайт, посвященный той или иной дисциплине.

В то же время для педагогов наличие одаренного ребенка в классе может стать проблемой. Учителя в большинстве своем не готовы работать с такими детьми, потому что это противоречит традиционной педагогике. Начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования Валентина Гинчук считает, что следует отойти от стереотипа построения уроков для «середнячков», а учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Но сделать это за 45 минут урока довольно сложно, потому что помимо одаренного ребенка в классе может обучаться и несколько детей со слабой подготовкой. И к каждому из них надо иметь индивидуальный подход.

Преподаватель начальных классов Светлана Гин считает, что школа не должна быть фабрикой одаренных детей, ее цель – выявить способности учащихся и подтолкнуть к их развитию. По мнению учительницы, следует развивать внеурочную систему занятий с такими школьниками.

В чем «троечники» превосходят вундеркиндов?

— Мне было скучно в школе на уроках, потому что они проходили в монотонном режиме, — говорит девятиклассник Артем Лешко. — Мы с родителями решили, что я могу «перепрыгнуть» через восьмой класс. За лето я изучил годичную программу по всем дисциплинам и перешел экстерном в 9-й класс. Теперь я учусь в нормальном режиме и стремлюсь решать проблемы по мере их поступления.

И в то время, как педагоги и психологи объясняют Артему, что не стоит сильно перегружаться и надо рассчитывать силы, он высказывает пожелание сдать экстерном экзамены и за 10-й класс.

Артем — пример всесторонне развитого молодого человека. Но есть и такие одаренные дети, которые развиваются только в сфере своих способностей и интересов, жертвуя при этом общением со сверстниками и формированием личностных и социальных качеств.

Старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Светлана Ладысюк считает, что дети, у которых есть выдающиеся способности в одной из сфер, нередко развиваются дисгармонично. Они, как правило, отстают в остальных дисциплинах, в эмоциональном развитии и, главное, в развитии волевой сферы.

— Эти дети порой достигают успехов не потому, что воля хорошо развита, а потому что им это интересно и легко. В ВУЗах они все равно вынуждены будут изучать предметы, которые не лежат в плоскости их интереса. Так как они не привыкли прикладывать волевых усилий, то возникают проблемы в обучении, как потом и во взрослой жизни, — отмечает эксперт. — В плане волевого развития «троечники» превосходят одаренных детей, потому что с детства они приучаются прикладывать усилия для достижения целей. Многие «вундеркинды» не умеют общаться со сверстниками, потому что познавательная потребность превосходит все остальные.

— Так быть не должно, ребенок должен развиваться гармонично. Нельзя стимулировать одну сферу интересов, не подтягивая личностные свойства, — убеждена Светлана Ладысюк.

Надежда Калинина

19 марта 2012 | Источник: DATE.BS

Последние новости

Белорусам запретили рассказывать о своем опыте обучения за границей

7 июня 2020 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) совместно с Министерством образования проводят работу по выявлению и пресечению распространения ненадлежащей рекламы об обучении белорусов...

Изучайте Spring бесплатно (10 видеоуроков + сертификат)

С 19 по 25 июня 2020 года на ITVDN проходит акция - вы можете пройти обучение по курсу Spring бесплатно! Что такое Spring? Spring — это...

Бесплатный вебинар Виктора Рублёва «Как научить ребенка эффективно учиться?»

22 июня состоится бесплатный вебинар Виктора Рублёва "Как научить ребенка эффективно учиться?" Вам важно участвовать, если вы: Хотите помочь своему ребенку освоить техники эффективного обучения,...

Приглашаем на бесплатный двухдневный интенсивный тренинг по Python (созданию игры BlackJack)

Привет, друзья! Мы приглашаем вас на двухдневный интенсивный тренинг по созданию игры BlackJack, который состоится 22 и 23 июня (19:00-21:00). Программа тренинга позволит в...