Обсуждение заданий IV Биологической интернет-олимпиады (2018)

    Биологическая интернет-олимпиада

    Уважаемые участники олимпиады, на этой странице (внизу, в комментариях)  Вы можете обсудить друг с другом тренировочные задания, олимпиадные задания онлайн тура, а также задать вопросы авторам олимпиадных заданий.

    Пожалуйста, указывайте свои настоящие имена и фамилии, анонимные вопросы будут оставлены без ответа.

    Учителя биологии участников олимпиады также приглашаются к дискуссии.

    Чтобы нам было легче отвечать на ваши вопросы, пожалуйста, пишите не просто номер вопроса, а номер вопроса, класс и о чем вопрос. Например: «Почему в 20-м вопросе для 10 класса о Paris quadrifolia …»

    Отвечать постараемся как можно быстрее, но сейчас у наших преподавателей много лекций и занятий, поэтому ответ на Ваш вопрос может занять от нескольких часов до нескольких дней.

    Убедительно просим Вас обсудить все спорные вопросы в течение двух дней после завершения тура (четверг, пятница, суббота). Если в течение этих дней будут обнаружены некорректные вопросы или ответы, баллы для всех участников будут пересчитаны. После этого срока дискуссионная площадка продолжит работать, но начисленные баллы пересчитываться уже не будут.

    55 КОММЕНТАРИЕВ

    1. Здравствуйте. Хотела поинтересоваться, в «вопросе 30 9 класса про конечности млекопитающих» правильные ответы «ВСЕ», я дала неполный ответ «СЕ». Однако никаких баллов не было начислено, как за частично правильный ответ. Разъясните, пожалуйста.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Здравствуйте, Анастасия! В этом вопросе была применена иная схема оценки, чем в других вопросах – за него можно было получить только 0 баллов или 1,5 балла. Полный верный ответ оценивался в 1,5 балла, все прочие (частично верные, частично неверные) – в 0 баллов. Вопрос оценивался одинаково для всех участников олимпиады.

    2. Добрый! Подскажите для диплома 10 класс низ и верх какие (1,2,3)? Минимальный (для диплома 3 степени) и максимальный (для диплома 1 степени)?

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Лиза, базовая информация по присуждению дипломов изложена в «Положении об олимпиаде» (http://bio.obrazovanie.by/regulation.html). Конкретное же количество дипломов и пороговые баллы определяются исходя из анализа результатов, который мы пока не проводили. Так что терпите до пятницы, когда будут объявлены результаты 🙂

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Здравствуйте, Мария! Сформулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос более конкретно.

    3. Здравствуйте. Для начала хочется сказать слова благодарности за хорошую олимпиаду. Это действительно высокая планка, где-то республиканско-международный уровень по ощущениям. Задания были сложными и интересными, сложнее, чем в прошлом году. Несмотря на это, у меня всё же возник ряд вопросов, которые я сейчас приведу. Вопросы все по 11 классу.
      Номер 7: в данном вопросе мы имеем представление о генотипе одного из 3-х родителей (а1а2а3). Но ведь два других могут иметь разные генотипы(а1а1а2, а2а2а3 и т.д.). Как же мы можем оценивать их потомство?
      Номер 15: в ответах верным отмечено утверждение С, но у меня с этим вариантом возникают сомнения. Там указано, что салициловая кислота необходима для присоединения белка MarR к ДНК. Однако мы не имеем контрольной пробирки с наличием ДНК и белка без примесей кислот. Значит, мы не можем говорить о НЕОБХОДИМОСТИ присутствия салициловой кислоты для связывания ДНК с белком. Вполне возможно, что остальные кислоты просто ингибируют это взаимодействие, а салициловая нет.
      Номер 46: здесь правильным отмечено утверждение С, я с этим не согласен. На данной схеме не показано окислительное фосфорилирование, а только цепь переноса электронов, конечным результатом этого процесса является образование H2O из О2. Цепь переноса электронов не обязательно приводит к окислительному фосфорилированию и синтезу АТФ, например, в случае действия ингибиторов дыхания и разобщителей дыхания и фосфорилирования.
      Номер 50: в разборе было сказано, что правильными являются варианты BCDE, но у меня в бланке вариант B отмечен как неправильный. Прошу зачесть доп. баллы, если это ошибка составителей.
      Номер 54: в данном вопросе правильным обозначен ответ А, но в нём идёт речь о БЛОКИРОВКЕ (как я понимаю, полном выключении), сокращения скелетных мышц. Однако в нейроне присутствуют натриевые и калиевые каналы, с помощью которых потенциал может дойти до пресинаптической мембраны и стимулировать выброс ацетилхолина, хоть и не в таком большом количестве, как в норме.
      Номер 56: говорится о двойной мембране хлоропластов, но явно подразумевается внешняя мембрана (судя по видеоразбору), что сбивает с толку. Если говорить о двойной мембране, то в её состав входят и фотосистемы с АТФ-синтазой. Следовательно, варианты А и В должны быть верными.
      Номер 59: здесь мне просто стало интересно, где можно почитать о влиянии гиббереллинов на корень, ибо я этого нигде не нахожу, а в учебнике Медведева по физиологии растений прямым текстом сказано, что гиббереллин оказывает слабое влияние на корни. (Хотел прикрепить скриншот, но фотографии здесь не отправляются, к сожалению. Там это глава 8.3.3).
      Это не все вопросы. Думаю, что они ещё могут у меня возникнуть, но я решил, что вам будет удобнее отвечать порциями, так сказать.
      С нетерпением и интересом жду ваших ответов!)

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Здравствуйте, Владимир! Благодарю Вас за обстоятельный комментарий. Нам всегда приятно получить обратную связь и хорошие вопросы!

        По поводу вопроса 54:

        В условиях блокировки кальциевых каналов потенциал действия без сомнения, дойдет до пресинаптической мембраны, потому что для проведения потенциала действия нужны только натриевые и калиевые каналы. Но вот выброса медиатора при этом происходить не будет, причем не будет от слова вообще. Дело в том, что вход кальция является универсальным триггером выброса медиатора в химических синапсах. Поэтому при блокаде кальциевых каналов выброс медиатора в принципе невозможен, что приведет к полной блокировек скелетных мышц. Есть даже такая методика, которая позволяет заблокировать ВСЕ химические синапсы, для этого достаточно заменить в межклеточной жидкости кальций на магний. Поэтому ответ А является верным.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        В вопросе 50 верными ответами являются С, D и Е. Вариант «В» верным не является. Я, возможно, оговорился при записи видео. Уменьшение объема циркулирующей крови будет сопровождаться снижением артериального давления, что достаточно очевидно.

      • Здравствуйте, Владимир!
        По поводу вопроса 46. Действительно, на рисунке не показана АТФ-синтаза. Но никто и утверждал, что рисунок является абсолютно полным. Более того, если бы она была нарисована, то пришлось бы рисовать и синтез АТФ из АДФ. Тогда смысл задавать этот вопрос просто бы пропал, поскольку все и так видно на схеме. Поэтому конечным результатом дыхания является как образование воды, так и синтез АТФ. А варианты с ингибиторами дыхания, конечно, могут быть. Но в этом случае они бы обязательно фигурировали на схеме.

      • Лагоненко А.Л., доцент кафедры молекулярной биологии БГУ

        Здравствуйте, Владимир! Большое спасибо за вопрос и внимательность!
        «Номер 15: в ответах верным отмечено утверждение С, но у меня с этим вариантом возникают сомнения. Там указано, что салициловая кислота необходима для присоединения белка MarR к ДНК. Однако мы не имеем контрольной пробирки с наличием ДНК и белка без примесей кислот. Значит, мы не можем говорить о НЕОБХОДИМОСТИ присутствия салициловой кислоты для связывания ДНК с белком. Вполне возможно, что остальные кислоты просто ингибируют это взаимодействие, а салициловая нет.»
        Я с Вами полностью согласен. При отсутствии дополнительного контроля с утверждением С согласиться нельзя. Прошу прощения за недочет в задании. Думаю Дмитрий Борисович учтет эту ошибку при подсчете баллов.

        • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

          Хорошо, что мы совместными усилиями нашли ошибку в вопросе! Тогда в этом вопросе оставляем только один верный ответ — ответ «B». Баллы за этот вопрос будут пересчитаны для всех участников олимпиады.

      • Добрый день, Владимир!
        По поводу Вашего вопроса к заданию номер 7:
        «… в данном вопросе мы имеем представление о генотипе одного из 3-х родителей (а1а2а3). Но ведь два других могут иметь разные генотипы(а1а1а2, а2а2а3 и т.д.). Как же мы можем оценивать их потомство?»

        — На самом деле мы имеем представление о генотипе каждого из трех родителей — это генотип а1а2а3, что сформулировано в условии «Пусть любой из трех родителей несет три разные хромосомы типа а — а1а2а3». Для простоты восприятия можно сформулировать условие задания таким образом — гомологичные хромосомы отличаются по аллельному состоянию гена а. 1-я гомологичная хромосома несет аллель а1, 2-я — аллель а2, третья — а3. Три разные хромосомы — три разные аллельные состояния гена а. Приведенные Вами комбинации генотипов противоречат этому условию.
        — Действительно, при неизвестных генотипах двух других родителей и отсутствии дополнительной информации, задача не будет иметь решения.

        • Здравствуйте. Я неправильно понял фразу о том, что любой из трёх родителей несёт генотип а1а2а3. Кажется, что имеется в виду любой ОДИН из трёх родителей. Спасибо за разъяснение.

      • О.В.Молчан, зав. лаб. Ин-та экспериментальной ботаники НАН Беларуси, доцент БГУ

        Здравствуйте Владимир!
        Вы — большой молодец, судя по Вашим вопросам, Вы умеете думать и учиться, а это значит — у вас большое будущее!
        По поводу вопросов:
        Номер 56: говорится о двойной мембране хлоропластов, но явно подразумевается внешняя мембрана (судя по видеоразбору), что сбивает с толку. Если говорить о двойной мембране, то в её состав входят и фотосистемы с АТФ-синтазой. Следовательно, варианты А и В должны быть верными.
        Наружная мембрана-оболочка хлоропласта отграничивает внутреннее содержимое Хл от цитоплазмы, состоит из двух мембран — наружной и внутренней — поэтому она двойная. Эти мембраны отличаются друг от друга по структуре
        Наружная мембрана внешней оболочки — около 7 нм, проницаема для большинства органических молекул, содержит рецепторы и специальные транслокаторы белков-таким образом, участвует в транспорте белков-предшественников из цитоплазмы в хлоропласт.
        Внутренняя мембрана оболочки — 10 нм — обладает избирательной проницаемостью — включает ряд переносчиков и контролирует транспорт белков, липидов, орг. кислот и углеводов между хлоропластом и цитоплазмой, содержит специальные транслокаторы, обеспечивающие вынос продуктов фотосинтеза из хлоропластов в цитоплазму клетки в обмен на неорганический фосфат, участвует в формировании внутренней мембранной структуры хлоропластов в ходе биогенеза — образование складок, которые затем трансформируются в тилакоиды, по-видимому, участвует в синтезе ряда соединений (например, предшественников хлорофилла — порфиринов.
        И по структуре оболочка отличается от тилакоидной – внутренней мембраны хлоропласта. Вся молекулярная структура ФСА содержится во внутренней мембранной структуре — тилакоидах гран и стромы, поэтому правильный ответ – Д и Е.
        Подробнее можно почитать: Мокроносов А.Т. Фотосинтез, физиолого-биохимические и экологические аспекты. М. 2006 ( или более поздние издания)

        Номер 59: здесь мне просто стало интересно, где можно почитать о влиянии гиббереллинов на корень, ибо я этого нигде не нахожу, а в учебнике Медведева по физиологии растений прямым текстом сказано, что гиббереллин оказывает слабое влияние на корни. (Хотел прикрепить скриншот, но фотографии здесь не отправляются, к сожалению. Там это глава 8.3.3).
        ГК и ИУК действуют на корень по разному: ГК стимулирует рост главного корня и ингибирует закладку боковых корней, ауксин — стимулирует закладку боковых корней. Ауксин стимулирует рост главного корня только в очень малых концентрациях, в больших – ингибирует.
        Читайте Strasburger Ботаника. Физиология растений. М. 2008 (На основе учебника Страсбургера, Нолля, Шенка, Шимпера) — вообще, это один из лучших учебников по ФЗР.

        Это не все вопросы. Думаю, что они ещё могут у меня возникнуть, но я решил, что вам будет удобнее отвечать порциями, так сказать.
        С нетерпением и интересом жду ваших ответов!)
        Участвуйте в олимпиадах! Успехов Вам!
        С нетерпением ждем ваших вопросов!!!
        Если в процессе Вашего роста и развития возникнут вопросы по ФЗР — обращайтесь: olga_molchan@mail.ru

        • Здравствуйте! Спасибо за приятные слова) По поводу вопроса 56: в условии сказано, что «хлоропласт имеет собственную ДВОЙНУЮ мембрану — оболочку». Почему в таком случае она является двойной, если в вопросе речь идёт о внешней мембране? Двойная мембрана — это ведь внутренняя и внешняя. Я понимаю разницу между внутренней и внешней мембранами хлоропласта, но в задании написано так, будто спрашивается состав обеих этих мембран.
          Или под двойной имеется в виду, что она представляет собой липидный бислой? Тогда выражение некорректное, ибо любая мембрана представляет собой бислой, а монослои называются по-другому — мицеллы. Зачем бы в таком случае уточнять?
          Поэтому я и решил, что в задании спрашивается о составе двух мембран — внутренней и внешней.

          • О.В.Молчан, зав. лаб. Ин-та экспериментальной ботаники НАН Беларуси, доцент БГУ

            Владимир, в формулировке вопроса мембрана — в единственном числе (во-первых), она характеризуется как «оболочка» «во-вторых». Поэтому речь о внутренней мембранной системе, представленной гранальными и стромальными тилакоидными мембранами ну никак не может идти. Это был самый простой вопрос по ФЗР. В общем — это вопрос не столько на знания, т.к. всем известно, что крупные пигмент-белковые комплексы, такие как ФС-мы и АТФ-синтеза находятся в тилакоидной мембране. Сколько — на внимательность. Это тоже полезное качество, которое стоит развивать наряду с целеустремленностью и накоплением знаний. И повторяю совет — прочтите учебник А.Т. Мокроносова — там найдете много полезного не только о мембранах хлоропласта, но и о фотосинтезе вообще — лучшего учебника пока нет на русском языке.
            С уважением,

    4. Почему в вопросе 4 для 9 класса ответы а и в являются неверными. Это же растение семейства крестоцветные?
      Я участвовала первый раз, было очень интересно, вопросы сложные, но очень толковые. Но мне обидно, что за многие вопросы я получила по 0 баллов, хотя много было частично верных ответов. Спасибо.

      • Джус Максим Анатольевич, доцент каф. ботаники БГУ

        Растение, изображенное на рисунках — чистотел большой, семейство маковые. Более подробные комментарии к вопросу смотрите в видео по кабинету ботаника.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Полина, если вам кажется, что какие-то вопросы проверены неправильно, напишие, какие именно. Я перепроверю их и объясню, почему вы получили именно такой балл.

      • Спасибо. Буду знать насчёт чистотела. По поводу частичных правильных ответов, обидно что они никак не оцениваются. Было бы проще, если бы третья часть вопросов была с одним вариантом ответа, вторая треть — с двумя, а в остальных — несколько. Спасибо.

        • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

          Полина, я не совем понимаю, почему вы с упорством утверждаете, что частично правильные ответы никак не оцениваются, хотя на самом деле они оцениватся. Я просмотрел ваш лист ответов (первый 10 вопросов), приведу некоторые из ваших оценок:

          Вопрос 2 — оценен в 0,2 балла
          Вопрос 3 — оценен в 0,3 балла
          Вопрос 5 — 0,7 балла
          Вопрсо 6 — 0,6 балла
          Вопрос 10 — 1 балл (из 1,5 балла)

          Если бы частично верные ответы не оценивались, то за все эти вопросы у вас было бы 0 баллов.

          • Спасибо огромное за уделённое время, впредь буду более внимательна.

    5. Есть вопрос по поводу проверки 69 вопроса. Задачу я, как оказалось, решила верно, но за это задание у меня стоит 0 баллов. Может быть это ошибка, потому что мой ответ совпал с правильным?

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Задачу-то вы решили верно. Но зачем вы вставили пробел между запятой и тройкой?!?!?!
        Я добавил вам 2 балла за эту задачу. Я согласен, что вы решили ее верно.

    6. Вопрос 30. Про гельминта. Вариант ответа про попадание яйца в организм через укус переносчика помечен неверным. Но если отойти от классического заражения через пищу, то можно предположить, что через укус даже самой обычной жигалки, которая перед этим к которой могло прицепиться яйцо, оно может попасть в организм? Или все же никак?

      • Дмитрий Петров, старший преподаватель каф. зоологии БГУ

        Екатерина, здравствуйте. Если я правильно понял, речь идет о том вопросе, где на фото представлена аскарида человеческая. Укус переносчика подразумевает, что инвазионная стадия паразита попадает в кровеносную систему или в подкожную клетчатку хозяина (например лейшмании переносятся москитами, трипаносомы — мухой це-це, возбудители лайм-боррелиоза — клещами). А инвазионное яйцо аскариды должно попасть именно в пищеварительную систему человека, тогда продолжится цикл развития этого паразита. К сожалению, предложенный вами вариант развития событий мы не можем засчитать как правильный.

    7. Здравствуйте! Большое спасибо за прекрасную организацию олимпиады. К сожалению я не смогла поучаствовать в ней вовремя. Отдельное спасибо за предоставления возможности пройти её в другие дни.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Полина, нам очень приятно, что вам понравилась олимпиада. Ждем вас в следующем году на следующей олимпиаде 🙂

    8. Здравствуйте. Привожу вторую часть своих вопросов по заданиям олимпиады. Все вопросы по 11 классу.
      Номер 67: в видеоразборе говорится, что любая нижестоящая аллель будет рецессивна по отношению к вышестоящей. В задании такое условие не оговаривается, поэтому прошу разъяснить данный момент.
      Номер 69: из видеоразбора: если первый родитель будет иметь генотип рецессивной гомозиготы, а вероятность этого 1/3, то потомок с вероятностью 6/10 может получить доминантную аллель. Откуда берётся 6/10?
      Номер 70: в задании указано, что мутации в любом из ГЕНОВ приводят к утрате их функции. Значит, мутации в аллеле внутри гена тоже будут приводить к утрате функции этого гена. Однако задача в разборе решается так, если бы к утрате функции приводило гомозиготное рецессивное состояние гена. Почему?
      Номер 71: в данном задании правильными отмечены варианты BDE. Если с вариантом D всё понятно (корова и кит принадлежат к одному инфраклассу Плацентарные), то с вариантами B и E возникают сомнения. Осьминог и улитка относятся к типу Моллюски, но на таком же основании можно объединить кита и рыбу, которые относятся к типу Хордовые (даже к разделу Челюстноротые). Божья коровка и рак тоже объединяются типом Членистоногие. Как мне кажется, вернее всего было бы обозначить правильным лишь вариант D, так как он содержит пару наиболее родственных друг другу организмов.
      Номер 77: прошу объяснить, каким образом должна была решаться данная задача. В особенности, что означают слова «количество доступной для рыси пищи составляет 0,1%».
      Интересно услышать ответы на приведенные вопросы!)

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Вопрос 77.

        Общая годовая продуктивность биомассы леса – 10 950 тонн. Очевидно, что далеко не вся биопродукция доступна рыси для питания, например, листья она есть явно не будет. В условии сказано, что рыси доступно для питания 0,1% (т.е. 1/1000) от общей биопродукции. Следовательно, рыси доступно 10950 кг пищи в год.

        Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи, следовательно, за год ей понадобится 365 х 5 =1825 кг пищи.

        Чтобы узнать, сколько рысей прокормится в лесу, делим 10950 кг на 1825 кг, получаем ответ – 6 рысей.

      • Здравствуйте, Владимир. По поводу вопроса 71: смысл в том, что нужно было выбрать пары самых близких друг другу организмов конкретно из данного списка. В этом списке нет никого более близкого божьей коровке, чем рак; никого более близкого улитке, чем осьминог, и никого более близкого киту, чем корова. Пара кит-рыба отпадает только потому, что кит уже оказался в паре с коровой. Если бы не было коровы, то кит оказался бы в паре с рыбой — как представители позвоночных.

      • Задание 67:
        Как я понимаю, вопрос касается первых двух утверждений: «При условии наличия разных фенотипических проявлений аллелей и полного доминирования по каждой аллельной паре в популяции возможно существовании N фенотипических классов»?
        В задании действительно не оговаривается условие, что любая нижестоящая аллель будет рецессивна по отношению к вышестоящей, как и нумерация аллелей и ряд доминантно-рецессивных взаимодействий, что не является критичным и обязательным для выполнения. Но в условии четко сказано, что по каждой аллельной паре наблюдается полное доминирование, что исключает явления неполного доминирования и кодоминирования и, как следствие, появление нового фенотипического класса, т.е. число фенотипических классов совпадает с числом аллельных состояний гена. Если обратится к видеоразбору, то в нем приведены все возможные комбинации генотипов — их 21, а вот путей их формирования 36 (таблица 6 х 6), т.е. это одназначно говорит о том, что каждый аллель представлен в шести различных генотипах, а вам уже нужно свормулировать правило, будет этот аллель формировать фенотип анализируемой зиготы или нет. Исходя из этого и будет установлена очередность доминирования аллелей. Поскольку таких вариантов можно предложить достаточно большое количество, мной при объяснении была выбрана самая простая модель доминантно-ресессивных взаимодействий.
        Возможна и любая другая, которая ни как не повлияет на заданные в задании вопросы.
        Например:
        1 2 3 4 5 6
        1| 1 1 3 4 1 6
        2| 1 2 3 2 2 2
        3| 3 3 3 3 5 3
        4| 4 2 3 4 5 4
        5| 1 2 5 5 5 6
        6| 6 2 3 4 6 6
        из этой таблицы мы увидим, что
        3 доминирует над 1, 2, 4, 6
        2 доминирует над 4, 5, 6
        1 доминирует над 2 и 5
        4 доминирует над 1 и 6
        5 доминирует над 3 и 4
        6 доминирует над 1 и 5
        Но согласитесь, эта схема более сложна для восприятия, 🙂

        Задание 69:
        Если генотип первого родителя аа, то оставшиеся особи претендуют на роль второго.
        Это: АА, АА, Аа, Аа, аа.
        Если рассмотрить весь пул гамет, которые могут дать эти организмы (и исходить из того, что доля гамет каждого из организмов 1/5, то мы увидим следующее:
        АА — 20% А
        АА — 20% А
        Аа — 10% А, 10% а
        Аа — 10% А, 10% а
        аа — 20% а
        Общая доля гамет с генотипом А составляет 60% или 6/10.

        Задание 70:
        Если честно, я не совсем понимаю заданный вопрос, но… если суть вопроса заключается в том, почему задача решается так, если бы к утрате функции приводило гомозиготное рецессивное состояние гена, то тогда ответ вполне очевиден.
        Организм (петуния), характер расщепления по фенотипическим классам (9:3:4) и предложенные на выбор варианты ответа предполагают, что мы анализируем признак у диплоидного организма, которые может быть как гомозиготен так и гетерозиготен по изучаемым генам.
        В условии также четко сказано, что аллели дикого типа являются доминантными, мутации в любом из генов приводят к утрате их функции.
        Рассмотрим как это работает на примере работы гена E, отвечающего за выработку синего пигмента и формирование синей, зеленой и пурпурной окраски.
        Синий пигмент будет вырабатыватся у любого организма, в генотипе которого есть дикий (доминантный) аллель гена E, т.е. генотип такого организма E_ (Гомозигота по дикому аллелю ЕЕ и гетерозигота Ee). Согласно условию мутантный аллель гена E не может обеспечить образование синего пигмента и мутантный аллель является рецессивным — е (поскольку дикий — доминантный), и следовательно может проявится только в гомозиготном состоянии — ее. Т.е. фенотипически утрату функции гена E мы будем наблюдать у организмов, несущих две мутантные аллели гена E — рецессивные гомозиготы ee (согласно принятым обозначениям).
        P.S. Аллель не располагается внутри гена, он и есть ген (одно из его альтернативных состояний).

    9. Здравствуйте. Спасибо за олимпиаду. Уровень конечно очень высокий. Некоторые вопросы для 9 класса были слишком на высоком уровне.
      Вопрос 24, 9 класс: для чего линейка с 1,5 см? Ведь на рисунке самка аскариды (классика). Размеры паразита — от 15 см до 40 см в длину, в ширину 2-6 мм. Длина аскариды зависит от ее пола: самцы в максимуме достигают 25 см, самки же растут до 40 см. Эти цифры даже к острице не отнесешь, она до 1 см и сама другая. Причем и к чему можно отнести 1,5 см? Поэтому и была осторожность при ответе, лучше меньше, но верно. Считаю, что линейка тут не уместна, она просто отвлекает и забирает время на ответ.
      Вопрос 28: почему в ответах было не написать лейшманиозы? Существует два основных вида этого заболевания: висцеральный лейшманиоз, при котором поражаются органы ретикуло-эндотелиальной системы, и кожный лейшманиоз, при котором поражается кожа и подкожные ткани. Ведь не во всех пособиях пишут кала-азар.
      Вопрос 59: почему записи в таблице не на русском языке? Ведь даже на других олимпиадах отходят от вопросов с латынью. Это тоже занимает больше времени отведенного на вопрос. И видео-объяснения как-то запутанные. Вопрос не для 9 класса.
      Вопрос 60: как-то не поняла разницы между предложенными ответами: «в» и «д», «г» и «е» (даже после объяснений). И при распечатке последний лист плохо распечатался, может там были видны какие-то нюансы.
      В общем олимпиада понравилась. Но есть одно очень весомое «НО»: ВРЕМЕНИ НА 60 ВОПРОСОВ — 135 МИНУТ НЕДОСТАТОЧНО! В среднем на один вопрос 2 минуты. А были вопросы на которые уходило времени больше. Где таблицу разобрать, которая не на русском, где сделать простейшие математические решения, где просто подумать надо больше, а ГДЕ ТОЛЬКО ПРОЧИТАТЬ УСЛОВИЕ ЗАНИМАЕТ БОЛЬШЕ 1-ОЙ МИНУТЫ.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Здравствуйте, Татьяна!

        Так в хорошей олимпиаде вопросы и должны быть на высоком уровне 🙂 Но я согласен с вами, что вопросы для 9 класса были непростые. Но это хорошо для вас и для нас – мы можем точнее составить рейтинг участников, а вы – увидеть свои пробелы в знаниях и восполнить их.

        Вопрос 24. Линейка тут дана для того, чтобы понять какого размера объект, что важно для его точной идентификации. Без линейки можно было бы гадать – то ли он длиной, например, 200 мкм, то ли длиной 1 м.

        Вопрос 59, на самом деле, очень простой. Там даже никаких знаний не надо, только внимательность, больше ничего. Этот вопрос – что-то вроде логического ребуса. Посмотрите объяснение еще раз, с первого раза информация не всегда «заходит». Что касается английского, то если вы хоть как-то планируете связать свою жизнь с биологией, то послушай моего совета — отложите всё и займитесь английским. Потом не пожалеете 🙂

        В вопросе 60 тоже нужна внимательность. Все пункты разные. Например, в (в) самый длинный аксон имеет одну длинную шванновскую клетку, а в (г) – три коротких. В (г) между нейронам 3 и 4 синапс химический, в (д) – электрический. А в (е) вообще все синапсы химические. Самая высокая скорость проведения будет там, где меньше всего химических синапсов и меньше шванновских клеток на длинном аксона – это пункт (д). А самая низкая скорость проведения – там где длинный аксон вообще не имеет миелиновой оболочки.

        135 минут – это, конечно же, маловато. Но, Татьяна, это всё же олимпиада, т.е. соревнование, задача которого – выявить самых быстрых и ловких 🙂 И для этого на всех олимпиадах создается умеренный дефицит времени. Поверьте, мы потратили немало времени на расчет оптимального времени выполнения заданий.

        Спасибо вам за комментарии!

      • Дмитрий Петров, старший преподаватель каф. зоологии БГУ

        Здравствуйте, Татьяна.
        Вопрос 28: В данном случае ответ лейшманиозы нам показался слишком очевидным, поэтому были предложены альтернативные названия заболеваний. И если бы ответы на задания можно было бы найти в любом пособии, олимпиада была бы очень простой и неинтересной.
        Спасибо за ваши замечания, мы учтем их при разработке новых заданий.

    10. Не хочется торопить, но суббота уже заканчивается, а мои вопросы по физиологии растений остались без ответа. На этой странице написано, что баллы будут пересчитываться только если вопросы были обсуждены в четверг, пятницу, субботу.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Владимир, автор вопросов по физиологии растений сможет ответить только в понедельник. Если будет найдена ошибка в заданиях — пересчитаем баллы в понедельник.

    11. Здравствуйте! Можно ли получить доступ к заданиям участникам, которые прошли олимпиаду? При видео-разборе мы не видим сами задания и особенно рисунки.

      • Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

        Татьяна, в день олимпиады в 23:30 на почтовый адрес, который вы указали в начале выполнения задания, было отправлено письмо со всеми вопросами, с помеченными вашими ответами и верными ответами. Поищите в своем почтовом ящике.

    12. Это для отдельных видео разборов. Остальным разработчикам большое спасибо.

    13. Сандаков Д.Б., председатель оргкомитета Биологической интернет-олимпиады

      Уважаемые участники и члены жюри! Благодрю всех за вопросы и ответы. Особая благодарность — Владимиру Гайдукову, который обнаружил ошибку в одном из наших вопросов. Будем считать апрелляцию закрытой. Мы приступаем к финальному подсчету баллов. Но дискуссионна площадка продолжает работать до пятницы. Елси есть вопросы по олимпиаде — не стесняйтесь, спрашивайте. Будем отвечать (пусть не сразу, но обязательно ответим всем).

    14. Здравствуйте. Можно уточнить по 11 классу вопрос 6 «Перед вами микрофотографии пяти типов эпителиальной ткани…» Скажите, что изображено на рисунках.

      • Кожуро Ю.И., к.б.н., доцент кафедры генетики биол. ф-та БГУ

        Татьяна, под соответствующими номерами на рисунках изображены:

        1 — многослойный неороговевающий эпителий роговицы глаза (позвоночное животное),
        2 — многослойный ороговевающий эпителий кожи (человек),
        3 — переходный эпителий мочевого пузыря/мочевыводящих протоков,
        4 — однослойный плоский эпителий (мезотелий), выстилающий внутренние полости позвоночных животных,
        5 — альвеолы молочной железы (железистый эпителий).

        Посмотрите внимательно видеоразбор заданий по Клеточной биологии, там это все оговаривалось.

    15. Оргкомитет Биологической интернет-олимпиады

      Друзья! Очень просим Вас поделиться своими впечатлениями о прошедшей олимпиаде. Заранее благодарим!

    16. Благодарю за возможность проверить свои знания, надеюсь в следующий раз я покажу лучший результат, это была пробное первое моё тестирование. Спасибо все было интересно, доступно и понятно.

    Поделитесь Вашим мнением:

    Please enter your comment!
    Please enter your name here