Дмитрий Сандаков

Уважаемые любители фотографии и фототехники, приглашаю вас на пять минут отвлечься от Фотошопа и поностальгировать о былых временах, вспомнить о том, чем мы снимали раньше. Начало — здесь: Часть 1. Эпоха плёнки

Часть 2
Цифровая эра

Цифровую камеру я в первый взял в руки во время стажировки в Германии (году так в 2000). Это был Никон (модель не вспомню), которым в лаборатории снимали клетки через микроскоп. А я оставался вечером и снимал всё подряд. От первой фотосессии у меня просто закипел мозг. Это было невероятно — увидеть снимок через секунду после щелчка затвора. Не после проявки и печати фото, а вот прямо здесь и сейчас, сразу, одним нажатием кнопки. Сознание отказывалось верить, что такое возможно. Сделать снимок и тут же увидеть свои ошибки, исправить их, снять снова и снова посмотреть — это открывало совершенно новые возможности для изучения фотодела. Нетрудно догадаться, что вскоре у меня появилась цифровая камера. Вернее, не у меня, а у моей девушки, потому что я никак не мог определиться с выбором.

Nikon Coolpix 2100

Размером чуть меньше ладони, 2 мегапикселя и экран шириной около 2,5 см. Про размеры матриц я тогда ничего не знал.  Эта камера стала постоянным спутником во всех поездках по Германии и на всех прогулках.

Nicon Coolpix 2100

Единственное, что раздражало в ней — чрезвычайно длинный лаг затвора, к которому было невозможно привыкнуть. Снимать что-то быстродвижущееся было нереально, а я уже пристрастился к репортажной съемке.

Своя камера у меня появилась через пару месяцев, я спустил на нее 400 евро — половина месячной зарплаты стажера. Знакомьтесь:

Konica Minolta Z1

Возможно, это  самая необычная из когда-либо выпущенных цифровых камер. Уникальный дизайн — с виду нелепый, как Фиат Мультипла, но удивительно эргономичный и функциональный.

Minolta DImage z1

Главная фишка этой камеры — чрезвычайно быстрая фокусировка, Невероятно, но факт – в режиме лайввью эта камера 15-летней давности фокусируется быстрее, чем современные профессиональные Никоны за 2+ килобакса! Уникальная система электронного видоискателя, которая не применялась нигде, кроме этой линейки камер: при визировании через видоискатель единая lcd панель поворачивается внутрь и становится видна через видоискатель, а окно на задней крышке закрывается специальной шторкой.  Удобное меню, кнопки быстрого доступа, макрорежим, гистограмма. Эргономика камеры выше всяких похвал. Я до сих пор даю этот аппарат своим знакомым для эпизодических съемок. Но есть у этой камеры и недостаток, который обнаружился тогда, когда я стал более требовательно относиться к качеству фото — крайне сильный шум даже на базовом ИСО при недостаточной освещении.

Nikon D5000

А потом в магазинах появились зеркальные Никоны. За 600 USD я купил  D5000  с китовым объективом. И это покупка стала знаменательной по двум причинам. Взяв дома в руки эту камеру, я долго не мог поверить, что моя детская мечта осуществилась — спустя 25 лет я, наконец, держу в руках настоящий зеркальный Никон.

Nikon D5000

Серьёзная камера подразумевала уже некоторую ответственность. Списать свои промахи на несовершенство техники больше не представлялось возможным. Пришлось углубленно заняться теорией: откуда берётся ГРИП, почему на открытой диафрагме картинка нерезкая, почему с увеличением ИСО растет шум. Именно эта камера стала моим ключиком в мир настоящей фотографии — с чувством, с размышлением, с пониманием того, что ты делаешь.

Этой камерой я снимал много лет. Я объездил с ней полмира. В горах Австрии, на пляжах Индонезии, в соборах Германии, на островах Хорватии — эта камера много лет моим неизменным спутником во всех путешествиях. Спасибо ей за безотказную работу! Я научился менять все настройки с закрытыми глазами. Я понял, как важна качественная светосильная оптика. Я снимал на нее до тех пор, пока не понял, что выжал из неё всё (ну, или почти всё), что можно.

Но мне хотелось двигаться дальше. Мне стал интересен внекамерный свет и ночная съемка. Мне надоело лазить в меню, чтобы поменять тип экспозамера или автофокуса.

И в 2014 годя я  решил, что пора перейти на новую камеру. Наверное, я долго откладывал бы этот переход, но тут случился обвал российского рубля, и получилось так, что имея на руках доллары, камеры можно было купить с очень хорошим дисконтом – дешевле, чем в США. Я метнулся из Минска в Питер и вернулся оттуда в компании D750, обретя то, чего мне так не хватало на старичке D5000.

Nikon D750

Быстрая настройка всего при помощи кнопок и двух дисков,  подстройка автофокуса (аллилуйя, больше не надо выбирать 1 из 5 объективов, который не будет давать фронт-бэк на твоей камере),  поддержка CLS, высоченное рабочее ИСО. Это было главное, остальное было просто удобно и классно — большой светлый видоискатель, удобный уверенный хват, работающий практически в полной темноте автофокус. D750 долго оставалась самым компактным в мире фулфреймом, что немаловажно в путешествиях.

Nikon d750

Эта камера как бы открыла для меня новые горизонты. Я стал больше интересоваться студийной и портретной съемкой. Я впервые увидел, что мои фото стали немного приближаться (по крайней мере, в техническом плане) к тем недостижимым шедеврам мастеров, которыми я многие годы восхищался и недоумевал, как такое вообще можно сделать.

Удивительно, но про свою самую лучшую камеру я могу написать меньше всего, потому  что  к этому моменту я начал четко понимать то, о чем каждый хоть раз да читал на формах: фотографирует не камера, а фотограф. Но для этого осознания пришлось пройти длинный путь.

* * *

За 30 лет я смерил 10 камер — 6 пленочных и 4 цифровых (я пропускаю историю с объективами и вспышками, а также камеры, которыми я снимал эпизодически). Дважды переходил с кропа на ФФ — сначала на пленке, потом на цифре (хотя  в первый раз еще об этом не догадывался и даже слов таких не знал 🙂 И каждая камера становилась для меня ключом к чему-то новому, причем не только в фото. По ходу дела приходилось разбираться и в химии (метол, фенидон, гидрохинон и пр.), физике (цветовая температура, диск Эйри и пр.), оптике (хроматические аберрации, кривизна фокального поля, микроконтраст и пр.), математике (например, в чем разница между 8 и 16 битным кодированием), технике (СМOS vs. MOS, АА фильтр и пр.), компьютерах и софте (Фотошоп, АСR, калибровка монитора, цветовые профили и пр.).

И научившись всему этому, я вдруг осознал, что спустя 30 лет я всё ещё нахожусь в самом начале пути. Бесконечно увлекательного и, по-видимому, бесконечного пути освоения фотомастерства.  А ещё я понял, почему фотографы тратят тысячи долларов на новые камеры и стекла («простым смертным» этого никогда не понять, не так ли?). Ценность новой техники в том, что она стимулирует нас к познанию нового, к более глубокому видению и пониманию окружающего мира.

Источники фото:
http://www.digitalrepairmanuals.info/uncategorized/nikon-coolpix-2100-service-repair-manual-2.html https://www.dpreview.com/articles/4294298139/dimagez1https://www.dpreview.com/articles/4294298139/dimagez1 https://articulo.mercadolibre.com.mx/MLM-551137898-nikon-d5000-camara-fotografica-envio-gratis-_JM https://www.google.com/url?sa=i&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjB_febsdbfAhXNGewKHQI1BmsQjhx6BAgBEAM&url=https%3A%2F%2Fwww.digitaltrends.com%2Fdigital-camera-reviews%2Fnikon-d750-review%2F&psig=AOvVaw243Jii8wmALgKSZvoD6PNF&ust=1546768854878187