Дмитрий Сандаков
В 2008 г. я написал статью «Платное высшее образование – Ваше будущее под угрозой!». Основная идея этой статьи состояла в том, чтобы продемонстрировать, насколько разрушительное действие оказывает платная форма обучения на всю систему высшего образования.
По опыту моей преподавательской деятельности я могу с уверенностью сказать, что за два года, которые прошли с момента публикации, ситуация в высшем образовании еще более ухудшилась. Если еще 4-5 лет назад снижение качества высшего образования и его несоответствие реалиям современной жизни фиксировалось только специалистами, то сегодня оно стало заметно даже обывателям. Любой педагог высшей школы подтвердит, что мы имеем дело с настоящей «катастрофой интеллекта» — уровень подготовки абитуриентов, уровень интеллекта и культуры студентов снизился настолько, что существует реальная угроза того, что высшее образования останется высшим только по называнию.
Падение уровня подготовки студентов стало настолько очевидным, что для его доказательства не нужны никакие измерения. Для тех, кто не имеет отношения к высшей школы, приведу только один факт. В 2009 году на одном из факультетов Белорусского государственного университета из 230 первокурсников только 134 сдали все экзамены первой сессии, из них только 1 закончил сессию с высшими оценками 9 и 10. Эти цифры говорят о том, что существенная часть студентов даже лучших ВУЗов не способна справляться с университетской программой обучения.
Кризисное состояние уровня образования косвенно вынужден был признать даже ректору БГУ. В феврале 2010 года в БГУ состоялось историческое заседание ученого совета университета, на котором ректор отдал распоряжение снизить требования к студентам. Ректора можно понять: если не снизить требований – возникнет странная ситуация, когда по закону будет необходимо отчислить чуть ли не треть обучающихся студентов. К сожалению, данная мера по механизму обратной связи очень быстро вызовет еще более сильное падение уровня высшего образования.
В уже упоминавшейся мною статье я спрогнозировал резкое снижение качества подготовки школьников, которое наступит, когда нынешние выпускники ВУЗов пойдут работать в школы. Я не имею доступа к данным по изменению кадрового состава педагогов в учреждениях среднего образования. Но данные ЦТ-2009 вызывают шок: 70,3% абитуриентов, которые сдавали математику, набрали менее 20 баллов из 100. Это означает, что двое из трех абитуриентов усвоили менее пятой части от предусмотренных школьной программой знаний. Если молодой человек в школе смог усвоить только 20% знаний, сколько же процентов сможет он усвоить в ВУЗе?
Уже этих фактов достаточно для того, чтобы констатировать, что система высшего образования в Беларуси находится в состоянии прогрессирующего кризиса. К сожалению, ряд обстоятельств способствует маскированию кризисных явлений. Недавняя замена 5-бальной оценочной системы 10-бальной и поступательное снижение уровня требований к студентам делают падение качества подготовки в высшей школе не столь заметным.
К тому же, обычно в расчет не принимается общий рост научных знаний. Задача высшей школы — готовить специалистов, знания которых соответствуют современному уровню науки и технологии. За последние несколько лет объем научных знаний существенно увеличился не только по объему, но и по сложности. В некоторых динамично развивающихся отраслях (электроника, биотехнология и др.) получены принципиально новые знания и разработаны инновационные технологии. Эту информацию невозможно включить в учебные программы, так как это приведет к их усложнению, а требования к студентам приходится (и приказано) снижать. Таким образом, сложившаяся сегодня в системе высшего образования ситуация программирует все большее и большее отставание нашей науки и экономики от общемировых трендов.
* * *
Любой кризис имеет свою динамику, в которой каждая стадия характеризуется своими признаками и механизмами развития. По моему мнению, в динамике кризиса высшего образования можно выделить три стадии: стадия 1 – скрытая или латентная стадия, стадия 2 – проявленная стадия, стадия 3 – необратимая стадия.
По моему мнению, кризис высшего образования в Беларуси уже перешел из латентной стадии в явную. На переход в заключительную третью стадию потребуется от 3 до 7 лет. Казалось бы, этого более чем достаточно, чтобы принять действенные меры. К сожалению, это не совсем так. Процессы, протекающие в образовательных системах, характеризуются, во-первых, высокой латентностью, а, во-вторых, высокой инерцией. Они подобны очень тяжелому маятнику, который трудно раскачать, но затем его так же трудно остановить. С учетом высокой степени инерции, времени на принятие решений остается совсем немного.
В своей уже упоминавшейся статье я был не совсем прав, называя платное обучение главным кризисообразующим фактором. Существующий кризис высшего образования опасен тем, что он имеет системный характер. Соответственно, системными должны быть меры по его преодолению. Точечные удары (вроде изменения бальности оценочной системы, количества лет обучения, введение или отмена баклавариата и т.п.) будут заведомо неэффективными. Но самое главное, что необходимо – это понимание и признание обществом того, что кризис есть, что он носит системный характер, что ситуация в высшем образования требует принятия срочных мер.
* * *
К сожалению, на принятие срочных мер по оздоровлению системы высшей школы рассчитывать не приходится, так как большинство людей не понимают системной роли высшего образования в структуре общества. Система высшего образования – это не только место, где дают фундаментальные знания и обучают профессии. Это – социальный инструмент формирования управленческой элиты государства. Подробнее об этом – здесь.
Сегодня много пишут о трудностях белорусской экономики, которые объясняют самыми разными факторами – от колебаний цен на нефть до мирового финансового кризиса. В реальности мы имеем дело с двумя совершенно иными кризисами: кризисом новых идей и кризисом управления.
Дай умным людям нефть по мировым ценам – они все равно придумают, как удешевить производство и сделать его выгодным. Дай дуракам нефть по доллару за баррель – они все равно так организуют производство, что оно окажется не рентабельным.
Экономика, которая базируется на идее наращивании объемов производства, не может быть эффективной. Сегодня в мире нет проблемы что-либо произвести, так как большинство производственных мощностей работают не в полную мощность. Главный вопрос – разработка новых продуктов, которые будет экономически выгодно производить, потому что их будут покупать по всему миру. Любая эффективная экономика основывается на инновационных решениях: новый продукт, новая технология, новая организация производства, новая организация сбыта. История любой успешной компании начиналась именно с «сильного» инновационного решения.
Новый продукт, основанный на «сильном» инновационном решении, получает колоссальное конкурентное преимущество. Его можно продавать по всему миру, желающие получить свою долю пирога будут сами предлагать свои услуги по его реализации. А рассылать в забытые Богом уголки мира делегации в надежде продать кальсоны образца 1812 года, которых завод наштамповал сто миллионов штук – пустая потеря времени. Что было бы с компанией Apple, если бы вместо революционных iPod, iPhone и iPad она наращивала производство «макинтошей» образца 80х годов прошлого века?
Сегодня Беларуси, как воздух, нужны люди, способные создавать инновационные продукты и технологии и управленцы, способные их воплощать в условиях современных реалий. А теперь – внимание — вопрос на засыпку. Может ли выпускник, которого 10 лет в школе и 5 лет в ВУЗе учили решать тесты, выбирая один из пяти готовых правильных ответов, придумать инновационное решение? Может ли выпускник, который в течение пяти лет решал выдуманные педагогами виртуальные учебные задачи, внедрить свое решения в реальных условиях?
Секрет эффективной экономики, на мой взгляд, заключается не в иностранных инвестициях и не в льготных ценах на нефть! Он заключается в создании национальной системы формирования интеллектуальной и управленческой элиты, способной создавать и внедрять в практике реальной жизни инновационные решения. Это – величайший и до сих пор неиспользованный потенциал Республики Беларусь.
* * *
Однако, кризис – это не конец света. Кризис – это просто период времени, когда скрытые пороки системы проявились (именно проявились, а не возникли) и стали заметными. Именно поэтому кризис – это великолепный шанс! Да, кризис губит слабых и инертных, неспособных к быстрыми изменениям. Но зато кризис дает возможность сильным и динамичным совершить качественный сверхбыстрый скачок в развитии, который невозможен в обычных условиях.
Кризисные явления, которые я буду описывать, в той или иной степени характерны для высшего образования не только Беларуси, но и для других стран. Однако, у нас кризисные явления развились быстрее, нас уже «клюнул жареный петух», нам придется думать и действовать уже сегодня.
И именно это обстоятельство дает Беларуси шанс первыми реформировать свою систему образования и стать лидером в создании новых современных эффективных образовательных систем. Старая модель высшего образования, которая почти не изменилась с XI века, все равно долго не продержится, хотя бы потому, что скорость накопления научных знаний и обновления технологий сегодня такова, что за 5 лет, которые занимает обучение в высшей школе, студент уже становится носителем устаревшей информации. Сегодня нужна новая доктрина и новая методическая модель высшего образования.
Разработав и внедрив сегодня новую, соответствующую реалиям современной жизни, модель высшего образования, Беларусь могла бы на многие годы стать экспортером образовательных услуг. Экономисты, задумайтесь! Это – решение почти всех проблем современной белорусской экономики. Становимся монопольным экспортером лучших в мире образовательных услуг – и не страшны нам тогда энергозависимость от России и колебания мировых цен на нефть. В отличие от нефти и газа, которых в недрах становится все меньше и меньше, интеллектуальная мощь нации – ресурс не только неисчерпаемый, но и «самонаращивающийся» при правильном его использовании.
Однако, для этого требуется, чтобы руководители всех уровней признали наличие кризиса высшего образования, осознали его системную природу и уже сегодня начали принимать меры по преодолению основных «системных пороков» нашего высшего образования.
Резюме:
1. Кризис высшего образования в Беларуси существует. Он проявляется в прогрессирующем падении качества высшего образования. К сожалению, адекватная оценка глубины кризисных затрудняется отсутствием адекватных измерительных методик и наличием маскирующих явлений.
2. Кризис носит системный характер и не может быть преодолен точечными воздействиями.
3. Современный кризис высшего образования, если его не остановить, будет иметь разрушительные последствия для белорусской экономики, культуры, уровня жизни.
4. Кризис высшей школы в Беларуси – это уникальный шанс для сверхбыстрого прогресса в области образовательных технологий. Необходимым условием для этого является осознание кризиса и немедленной принятие адекватных системных мер.
22 февраля 2010 г., Минск
© Сандаков Д.Б., 2010.