Уважаемые участники олимпиады, на этой странице (внизу, в комментариях)  Вы можете обсудить друг с другом задания 1 и 2 тура, а также задать вопросы авторам олимпиадных заданий.

Пожалуйста, указывайте свои настоящие имена и фамилии, анонимные вопросы будут оставлены без ответа.

Учителя биологии участников олимпиады также приглашаются к дискуссии.

Чтобы нам было легче отвечать на ваши вопросы, пожалуйста пишите не просто номер вопроса, а номер вопроса, класс и о чем вопрос. Например: «Почему в 20-м вопросе для 10 класса о Paris quadrifolia …»

Отвечать постараемся как можно быстрее, но сейчас у наших преподавателей много лекций и занятий, поэтому ответ на Ваш вопрос может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Обсуждать вопросы 1-го тура можно до 16 ноября, но после 14 ноября баллы за задания 1-го тура пересчитываться уже не будут.

106 КОММЕНТАРИЕВ

  1. Вопрос 14 для 8 класса, верный ответ В. Как Гоголь Обыкновенный может залезть в отверстие диаметром 10 см?

    • Елизавета, смотрите ответ на Ваш вопрос на несколько комментов ниже.

    • Диана, напишите конкретно, в чем проблема по каждому вопросу. Что Вас смущает? Что кажется неправильным? Завтра утром Вы получите олимпиадные задание со своими ответами на свой e-mail.

      И еще прошу помнить: «Пожалуйста, указывайте свои настоящие имена и фамилии, анонимные вопросы будут оставлены без ответа»

  2. У плаунов полушниковых двужгутиковые сперматозоиды или многожгутиковые? По учебнику Билича сперматозоиды имеют два жгутика (редко 3).
    Можно ли сказать что у кольчатых червей, моллюсков и членистоногих один и тот же ганглионарный тип нервной системы?

    • Добрый вечер. К вопросу о количестве жгутиков у сперматозоидов плаунообразных. Группа полушниковых как раз и отличается от других современных плаунообразных наличием многожгутиковых сперматозоидов.

    • Добрый вечер, Максим. Для первичноротых (в частности приведенных в вопросе кольчатых червей, моллюсков и членистоногих) характерен телобластический способ закладки целома, для вторичноротых — энтероцельный. Что касается ганглионарной нервной системы, то у каждой из приведенных групп животных есть принципиальные отличия в строении НС.

  3. Здравствуйте, 9 класс, смущает задание про гоголя обыкновенного, не могу понять ,сможет ли птица все таки пролезть через такое отверстие?

    • Рад приветствовать всех участников олимпиады )))
      Уважаемые Полина, Елизавета, Вероника.
      Николай Васильевич, конечно же, не пролез бы в леток диаметром 10 см ))). Но гоголь обыкновенный — птица не крупная: масса самцов 750-1250 г, масса самок — 500-1200. Леток в 10 см как раз достаточен, чтобы пролезть такого размера птице.
      Кстати, организация «АПБ» выбрала именно эту утку птицей 2016 года — http://www.ptushki.org/info/press/item/16366.html
      Чертеж гоголятника взят с их сайта, где отдельно подчеркивается размер летка именно в 10 см:

  4. Уважаемые участники олимпиады! Хорошая новость — половина видео-лекций с разбором вопросов 1-го тура уже доступны для просмотра (ссылка у Вас есть). В ближайшие пару часов загрузим остальные.

    • Дмитрий, есть ли возможность к комментариям прикрепить фото?

      • Да, только что проверил — такая возможность есть. Но два условия — (1) нужен URL адрес фото в интернете и (2) это могу сделать только я сам через панель админа. Можно делать так: давать в коменте ссылку на фото, а я буду добавлять код, чтобы отображалось фото.

  5. Уважаемые участники, больше всего сомнений у Вас вызвал вопрос о том, может ли гоголь пролезть в дупло диаметром 10 см. Вы не поверили нам на слово, и правильно сделали. Настоящий биолог должен всё проверять в эксперименте:)

    Дмитрий Леонидович Петров — автор этого вопроса — не только зоолог, но и охотник. По случаю у него в морозильнике оказался недавний трофей — утка. Специально для Вас он только что провёл эксперимент: может ли утка пролезть в дупло диаметром 10 см. На фото — «дупло» диаметром 10 см и утка массой тела 600 г (без головы и без перьев). Итак, вот фото, которые он прислал:

  6. Да, специально для скептиков был проделан такой эксперимент )))

  7. Прикрепите пожалуйста фото вопроса к видео-лекциям для понимания ответа и материала

    • Максим, вопросы с риcунками были сегодня утром отправлены на Ваш e-mail. Вы можете их открыть (или даже распечатать) и иметь перед собой при просмотре лекций. Понимание будет не хуже, чем если бы рисунки были в видео 🙂

  8. День добрый)Сначала очень хочется поблагодарить составителей олимпиады за такие интересные задания. Честно)) было ооочень интересно))Теперь по делу, у меня вопрос по 9 заданию для 11 класса про вирусы ( Геном Вич ). В схеме по справочнику Богдановой вирус относится к рнк-содержащим, с двумя нитями нуклеиновой кислоты. ) почему в вопросе 9 вариант В считается единственным правильным? С уважением) участница олимпиады)) file:///C:/Users/User/Downloads/6vRAkwnaYig.jpg

  9. Уважаемая Анна. В 9 задании единственно правильным является ответ «Геном ВИЧ представлен двумя копиями положительно-смысловой (+)РНК».
    Ретровирусы, к которым относится и вирус иммунодефицита человека, имеют диплоидный геном, представленный двумя одноцепочечными молекулами РНК позитивной полярности. Две копии генома необходимы ретровирусам для успешного осуществления обратной транскрипции (синтеза ДНК на матрице РНК), т.к. этот процесс требует смены матрицы.
    Вариант ответа «Геном ВИЧ – двухцепочечная РНК» не верен. Двухцепочечная РНК — молекула РНК, состоящая из двух комплементарных цепей, удерживаемых водородными связями и закрученных одна вокруг другой в виде двойной спирали. Вирусы с двуцепочечной РНК относятся к третьей группе по классификации Балтимора. В эту группу входят, например, ротавирусы.

  10. Вопрос 58, 10 класс. прошу принять ответ 0.04, т.к. в условии сказано, что 8 морганид, да и в видео лекции правильный ответ 0.04, а написано что правильный- 0.08.

      • Александр, вы совершенно правы. В ответах нами была допущена ошибка. Правильный ответ в этом вопросе — В) 0,04

        Баллы для всех участников за этот вопрос будут пересчитаны.

        Спасибо Вам, что обнаружили эту ошибку!

    • Спасибо, Саша, что вовремя заметил ошибку. Я сама только после второго этапа решила досконально изучить ответы на вопросы и нашла такую же неточность 🙂

  11. Уважаемые участники олимпиады, уважаемые коллеги! Благодарю Всех за интересную дискуссию. Вероятно, можно считать обсуждение вопросов первого тура завершённым. Результаты первого тура только что выложены на странице для участников. Еще раз хочу напомнить, что 2-й тур — в четверг (17 ноября), приступить к выполнению задания можно с 15:00 до 18:00.

    А затем здесь будем обсуждать вопросы 2-го тура

  12. Ксюша, Анастасия, чтобы ответить на Ваши вопросы — нам надо посмотреть Ваш лист ответов. А как же мы его найдём, если свою фамилию Вы не указали??? Поэтому Ваши вопросы останутся без ответов до тех пор, пока они не будут заданы с соблюдением требований, указанных в начале этой страницы.

    Друзья, в очередной раз хочу напомнить: указывайт свои фамилии!!! Это не наша прихоть, это позволит нам точно отвечать на ваши вопросы и принимать решения по пересчёту баллов.

  13. Вопрос 21, 2 тур, 11 класс. Был указан верный ответ С4, а был защитан как неправильный

    • Дарья, мы проверили Ваш ответ и добавили 1 балл за этот вопрос. Вероятно, система тестирования посчитала Ваш ответ неверным потому, что вместо латинской буквы «цэ» Вы ввели русскую буку «эс».

  14. Чем кроманьонец отличается от человека разумного? Если верить википедии — это один и тот же вид.

    • Здравствуйте, Иван. Кроманьонец считается вымершим предком человека разумного. По наличию деревянного копья можно предположить, что данная стадия в эволюции человека на данном рисунке как раз и принадлежит предковой форме современного человека разумного, коими являются изображения 5, 6, 7 на рисунке.

  15. Здравствуйте, в 9-ом вопросе спрашиваются простые соцветия, а в ответе приводятся сложные. Почему в 23-ем вопросе не засчитан ответ про кроликов, если он является одним из верных? В 15-ом вопросе правильный ответ(с4) не засчитан, как правильный. Пересмотрите пожалуйста мои ответы!

    • Анастасия, мы проверили Ваш ответ на вопрос 15 и добавили 1 балл за этот вопрос. Вероятно, система тестирования посчитала Ваш ответ неверным потому, что вместо латинской буквы «цэ» Вы ввели русскую буку «эс».

    • По поводу вопроса 23. Интересно, а почему Вы решили, что вариант ответа «А) защитить посевы от кроликов» — верный? 🙂 В этом вопросе два верных варианта ответа — С) и E) — защитить посевы от динго и ограничить распространение динго. Мы проверили Ваш лист ответов: ответ на этот вопрос проверен верно, баллы начислены верно.

      • Вариант А тоже как бы верный. Вот цитата из википедии: «Когда этих мер оказалось недостаточно, в 1880-х годах было начато строительство громадного сетчатого забора, огораживающего участки овечьих пастбищ в южном Квинсленде, чтобы обезопасить скот от динго, а пастбища от расплодившихся кроликов.»

    • Анастасия, пояснения к вопросу о «Собачьем заборе» даны ниже

  16. Здравствуйте.Вопрос №37,11 класс. Вариант С. ИЛ6 выделяется лейкоцитарными клетками.Факт вынесен как неверный,но ведь ИЛ6 выделяется моноцитами,макрофагами и Т-клетками.

    • Диана, вариант ответа «С» не является верным. Лейкоциты (и другие иммунные клетки) выделяют десятки (если не сотни) различных регуляторных веществ, и далеко не все они являются медиаторами лихорадочной реакции. А существенная часть пула ИЛ-6, который участвует в развитии лихрадки, образуется в печени.

      • Вероятно,но факт того,что интерлейкин 6 выделяется лейкоцитарными клетками подтверждает его участие в лихорадочной реакции,что делает положение С верным

        • Диана, мне понятна Ваша точка зрения. Но если Вы считаете ее правильной, то приводите свои аргументы, поддерживающие Вашу точку зрения. Я привел Вам аргументы в пользу того, что место синтеза вещества не является доказательством его участия в каком-либо процессе. Повторю их еще раз: (1) лейкоциты выделяют десятки веществ, из них всего 1-2 явялются медиаторами лихорадки; (2) медиаторы лихорадки (ИЛ-1b, ИЛ-6, ФНОа, ПГЕ2) синтезируюстя в разных местах организма. Исходя из этих двух фактов можно прийти к выводу, что синтез веещства в лейкоцитах не доказывает его участия в регуляции лихорадочной реакции.

  17. Здравствуйте!
    Спасибо за порцию адреналина во время выполнения олимпиады)))
    Меня интересует вопрос 55, 10 класс:
    В варианте D(который отмечен как верный) используется термин «клубень», но вопрос же о луковичных растениях. Если возможно, пояните этот вариант ответа.
    Также хочу уточнить вопрос 3, 10 класс:
    На рисунке Г изображена пигментная ткань? Если да, то действительно ли в пигментной ткани находятся именно трофические (а не пигментные) включения?
    Вызвал затруднения вопрос 31, 10 класс:
    Почему вариант с кроликами не считается верным (ведь стена была построена для борьбы не только с собаками динго, но и кроликами)?
    Заранее благодарю!

    • По вопросу 55. Алина, Вы правы. В данном вопросе мы допустили ошибку. Конечно, у луковичных нет клубней, и поэтому вариант D) верным не является. Правильные ответы в этом вопросе — А) F). Этот вопрос будет пересмотрен, баллы за него для всех участников будут пересчитаны. Спасибо Вам, что обнаружили эту ошибку!

    • Уважаемая Алина, пояснения к вопросу о «Собачьем заборе» смотрите ниже ))))

    • Уважаемая Алина! В вопросе 3 для 10-го класса на рисунке Г изображены гепатоциты позвоночного животного, где с помощью осмиевой кислоты визуализированы липидные включения (черного цвета) — это и есть трофические включения. Пигментные клетки изображены на рисунке В, и в них без всякого дополнительного окрашивания видны пигментные включения.

  18. Я не понимаю систему зачисления баллов. почему,например, в вопросе 49 не засчитали хотя бы треть балла, если два из трех варианта верны. и действительно, почему не засчитан ответ про охрану от кроликов. да, в википедии статья называется собачий забор, но на рисунке- карте показана именно ваша стена. Пересмотрите пожалуйста))))))

    • По поводу вопроса 49. Александр, Вы правы в том, что этот вопрос был оценен не так, как все остальные. Во всех вопросах 2-го тура выбор верного варианта ответа добавляет очки, выбор неверного — отнимает. Например, если в вопросе 2 верных варианта ответа, и вы выбрали только их — вы получите 1 балл (0,5+0,5). Если в этом вопросе Вы выберите 2 верных варианта и 1 неверный, то получите 0,5 балла (0,5+0,5-0,5).

      В этом вопросе 49 я ошибочно запрограммировал другую систему подсчета баллов: чтобы получить 1 балл — надо отметить все верные варианты и не отметить ни одного неверного; все иные комбинации дают 0 баллов. Такая система оценок ориентирована не только на корректность, но и на полноту знания, и являестя более строгой. Поскольку этот вопрос оценивался одинаково у всех участников, т.е. все были в равных условиях, принято решение оставить такую систему подсчета баллов в данном вопросе в силе, и не пересчитывать баллы за этот вопрос.

    • Уважаемый Александр, пояснения к вопросу о «Собачьем заборе» даны ниже

  19. Здравствуйте. Спасибо большое за олимпиаду, задания и правда очень интересные. Но у нас есть одна проблема — недостаток литературы. Скажите пожалуйста, есть ли какие-нибудь хорошие книги по физиологии человека и физиологии растений? Заранее спасибо.)

    • Карина, очень приятно, что Вам понравились наши вопросы 🙂 Что касется учебников — сейчас это, по-моему, проблемой не является. Учбеников — много, и почти все их можно найти и скачать в интернете. При этом не так уже важно, какой учебник Вы будете читать. Лучший способ готовиться к олимпиадам — это решать олимпиадные вопросы и искать недостающую информацию. А в каком учебнике Вы её найдете — не столь уж и важно. По физиологии чаще всего используют учебники:
      — Шмидта и Тевса (3-томник),
      — Нозрачева А.Д. (их есть несколько изданий),
      — Судакова,
      — К. Шмидт-Нильсена.

  20. Здравствуйте.
    Ещё один вопрос)
    Вопрос 16, 10 класс
    Вздутие банки образуется в результате выделяемого СО2 в процессе брожения, но данный процесс по-другому называется анаэробное дыхание .
    Тогда почему ответ D не является верным?
    Спасибо)

    • Уважаемая Алина!
      Брожение и анаэробное дыхание — абсолютно не синонимы, а совсем разные процессы. Одинаковым является то, что это окислительно-восстановительные процессы, которые идут в анаэробных условиях.
      НО!
      Анаэробное дыхание — биохимический процесс окисления органических субстратов или молекулярного водорода с использованием в дыхательной электрон-транспортной цепи в качестве конечного акцептора электронов вместо кислорода других окислителей неорганической или органической природы. То есть АТФ образуется в результате окислительного фосфорилирования.
      Брожение — совокупность анаэробных окислительно-восстановительных реакций, при которых органические соединения служат как донорами, так и акцепторами электронов. То есть АТФ образуется в результате субстратного фосфорилирования без участия электрон-транспортной цепи.
      То есть принципиально это разные процессы с разным энергетическим выходом.

  21. Вопрос 26 из 60
    Одной из богатейших экосистем на планете являются коралловые рифы. Видовой состав животных чрезвычайно разнообразен и представлен многими таксонами. Огромное число видов используют кораллы в качестве среды обитания или для защиты.

    Внимательно посмотрите на приведенных обитателей кораллового рифа и определите таксономическую принадлежность этих удивительных организмов. Ответ запишите в виде комбинации буквы и цифры (например, A1 или B2), воспользовавшись таблицей:

    Указанный ответ:
    Неправильный ответ С4

    Принятые ответы:
    C4
    c4
    C 4
    4c
    4C
    Баллы: 0 из 1
    Почему мне не засчитали этот ответ?

  22. В вопросе 26 про обитателей кораллового рифа ,я ответил C4.Когда я завершил работу, я стал просматривать свои ошибки и был удивлен.Ведь в этом вопросе я ответил правильно и мне его не засчитали.
    Почему мне не засчитали этот ответ?

    • Сергей, это произошло потому, что вместо латинской буквы «цэ» Вы написали русскую букву «эс». Визуально эти символы выглядят одинаково, но для компьютера это — два разных символа. Ваш вопрос пересмотрен, Вам добавлен 1 балл за этот вопрос.

  23. Добрый день. В условии вопроса 9 (8 класс) предложено выбрать несколько простых соцветий. Правильный ответ — 5, 7. А ведь номер 7 — это сложное соцветие. Почему ответ на вопрос не засчитан? Заранее спасибо.

    • Согласен. Неправильная формулировка вопроса. Он должен был звучать как «сочетание нескольких ТИПОВ соцветий, изображенных….». Вопрос будет пересчитан.

  24. Пояснения по вопросу о «Собачьем заборе»

    Приветствую всех участников олимпиады! Очень приятно, что вопрос об Австралии и строительстве «Собачьего забора» вызвал большой интерес. Действительно, такие действия человека поражают своей масштабностью. Развитие овцеводства в Австралии привело к вспышке численности динго. Для защиты пастбищ от динго и был построен этот «Собачий забор». Строился он поэтапно, и сначала состоял из большого числа отдельных секций. Понятное дело, что на разных участках каждая секция защищала сельскохозяйственные территории не только от динго, но и от кроликов, кенгуру, верблюдов и т.д. Однако целью объединения отдельных секций в единый забор и возведения «Великой австралийской стены» было ограничить распространение именно динго и защитить отары овец. В Австралии существует еще и «Австралийский забор для защиты от кроликов», расположенный на западе континента, который как раз таки и предназначен для защиты посевов от расплодившихся кроликов. Но, как оказалось, он не очень эффективен, поскольку для кроликов сделать подкоп не составляет никакой проблемы.

    P.S. Статьям в Википедии не стоит доверять на 100%.

  25. Уважаемые преподаватели! отвечая на вопросы 2 тура олимпиады у меня возникли вопросы почему в вопросе 6 для 11 класса ответ 5’TATTTTTTGAGTCTTGCCGAAGCAT’3 является неправильным? хоты принятые ответы полностью совпадают по принципу комплементарности,Принятые ответы:
    ТATTTTTTGAGTCTTGCCGAAGCAT
    ТАТТТТТТГАГТЦТТГЦЦГААГЦАТ
    таттттттгагтцттгццгаагцат
    tattttttgagtcttgccgaagcat
    а также в вопросе 22 ответ ЦИКЛОМОРФОЗ (написанный большими буквами) тоже принят как неправильный, хотя правильным ответом является цикломорфоз
    Принятые ответы:
    Цикломорфоз
    цикломорфоз
    Сезонный цикломорфоз
    сезонный цикломорфоз

    • Алена, мы не будем отвечать на Ваши вопросы, поскольку Вы не указали свою фамилию, и поэтому у нас нет возможности найти и проверить Ваш лист ответов.

    • Алёна, в вопросе 22 Вам не был засчитан ответ, потому что никто не мог предположить, что кому-то придет в голову мысль вводить ответ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ 🙂
      Мы проверили Ваш лист ответов и добавили 1 балл за этот вопрос.

    • По поводу вопроса 6. Мы добавили Вам 1 балл за этот вопрос. Проблема была в том, что Вы вместе с последовательностью нуклеотидов написали ещё и обозначения концов нити (5′ и 3′).

  26. Вызвал затруднения еще вопрос номер 4(8 класс). Можно пояснить неверность ответа А в вопросе. Перидерма не образуется на многолетних надземных побегах хвойных? Спасибо.

    • Джус МА к.б.н. У хвойных перидерма образуются, но образование этой ткани в равной степени характерно и для других групп голосеменных, а также древесных двудольных.

  27. Здравствуйте! В вопросе 9 (8 класс) предложено выбрать несколько простых соцветий. Правильный ответ — 5, 7. А ведь номер 7 — это сложное соцветие. Почему ответ на вопрос не засчитан? Заранее спасибо.

    • Джус МА Согласен. Неправильная формулировка вопроса. Он должен был звучать как «сочетание нескольких ТИПОВ соцветий, изображенных….». Вопрос будет пересчитан.

  28. Здравствуйте, хотелось бы уточнить про 9 вопрос(7
    8 класс). Почему ответом на данный вопрос являются номера 5 и 7, ведь соцветие под номером 7 — сложное, а в задании сказано указать простые соцветия?

  29. Добавлены видео по темам: «Микробиология», «Биохимия». Завтра планируем добавить «Ботанику».

  30. Здравствуйте! Хочу поблагодарить составителей заданий за очень интересные вопросы, во многих из которых действительно нужно было не просто применить теоретические знания, но и логику, и соблюдать определённую последовательность в мыслях!
    Если можно, хочу задать вопрос по биохимии, но он не касается определённого задания: нужно ли олимпиаднику запоминать формулы различных веществ (в частности, аминокислот, нуклеотидов и др.) ? Т.к. в республиканской олимпиаде по биологии (которая состоит из четырёх этапов) я не встречала таких заданий, чтобы нужно было ответить на вопросы по формуле, а не по названию. Спасибо!

    • Здравствуйте, Яна!
      Постараюсь ответит на Ваш вопрос как составитель заданий по биохимии. Конечно, можно сказать, что информация о формулах веществ является справочной и не нуждается в запоминании. Но думаю, что олимпиаднику республиканского уровня (или выше) знать формулы основных биохимических веществ, к которым относятся аминокислоты и нуклеотиды, как минимум, полезно. Тем более такие задания регулярно встречаются на республиканских и международных олимпиадах (одна олимпиада — не показатель), можете посмотреть более ранние олимпиады. Кроме того, нужно смотреть и на качество вопросов. Если бы была приведена просто формула вещества и нужно было бы выбрать название этого вещества, конечно, такой вопрос был бы низкого качества, таких вопросов у нас не было. Мы постарались составить вопросы таким образом, что бы как раз нужно было подумать. Например, даже не зная как называются аминокислоты, грамотный биохимик выберет ту, которая заряжена положительно при pH=7,0 или имеет ароматическое кольцо, отличит пуриновые основания от пиримидиновых.
      Поэтому мы считаем, что такие вопросы тоже нужны, поскольку в формулах содержится очень много информации, которую грамотному биологу нужно уметь читать.

      • Спасибо большое за объяснение!!! Я много полезного для себя отметила благодаря вашему сообщению)

  31. Здравствуйте, на 24 вопрос в 9 классе, из выбранных ответов, ответ 2 и 4 оказался неправильным. Разъясните почему

    • Ксения, я проверил Ваш лист ответов. В этом вопросе Вы дали ответ «Зимородка». Птицы с таким названием не существует, вид называется «Зимородок». Поэтому за этот вопрос Вы получили 0 баллов.

  32. Доступны для просмотра видео по темам «Ботаника» «Зоология».

  33. Друзья! Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждение вопросов. Особая благодарность — тем, кто обнаружил ошибки и неточности в наших заданиях и в проверке листов ответов. Для нас это очень ценно и важно. Предлагаю подвести итог нашей дискуссии.

    Вопрос о соцветиях пижмы (8, 9 классы) — изменены верные ответы. Было — 5, 7. Стало — 5. Баллы за этот вопрос пересчитаны у всех участников.

    Вопрос о выгонке луковичных (10 класс) — изменены верные ответы. Было — A, D, F. Стало — A, F. Баллы за этот вопрос пересчитаны у всех участников.

    Вопрос о таксономической принадлжености обитателя коралловых рифов (8-11 класс) — из-за технических ньюансов некоторым участникам верный ответ «С4» был оценен в 0 баллов. Мы перепроверили этот вопрос вручную у всех, добавили баллы там, где они были недоначислены.

    Мы приступаем к финальному подсчету баллов. Претензии по баллам больше не принимаются. Но если у Вас возникнут какие-либо вопросы по олимпиадным заданиям (что-то нужно разъяснить) — до конца недели Вы можете задавать их здесь. Мы постараемся на них ответить.

    Итоги олимпиады мы планируем объявить в воскресенье (надеюсь, успеем 🙂

  34. День добрый) Пока есть возможность связаться с преподавателями из БГУ)) очень хочется этим воспользоваться ) Я готовлюсь самостоятельного и пока что проблем с литературой не возникает) но очень трудно найти хороший сборник задач по генетике с ответами для отработки заданий олимпиадного уровня. Если Вам не трудно,прошу посоветовать какую-либо литературу по области генетика, буду Вам очень благодарна. Заранее огромное спасибо)

    • Добрый день, Анна.
      Посоветовать что-то действительно сложно, так как каждый задачник хорош по своему: одни — тем, что есть ответы на все задачи, другие — тем, что рассмотрены различные алгоритмы их решений. И в каждом всегда можно найти что-то полезное. Советую глянуть различные папки по этой ссылке https://www.dropbox.com/sh/6mriwz952jy92mh/AABQzDxJrF9_vKbLcb_3HMBja?dl=0 (удобнее, если программу Dropbox установлена на компьютер, но можно и так). Там же Вы сможете найти расширенный список интересной литературы по генетическим дисциплинам. И советую также заглянуть на сайт нашего факультета http://www.bio.bsu.by, на персональных страничках преподавателей можно найти интересную и свежую информацию о новых курсах по интересующим их тематикам. Что же касается генетики, то могу порекомендовать http://bio.bsu.by/genetics/genetics.html — общая генетика и http://bio.bsu.by/genetics/molecular_biology_of_the_gene.html — молекулярная биология гена — изложено очень доступно и познавательно.

  35. я участвовала в олимпиаде мне очень понравилось,узнала для себя новое !

  36. Участвовал впервые. Вопросы очень сложные,хоть я и готовлюсь к поступлению, многое из того что спрашивалось я не понимал. Надеялся, что данная олимпиада поможем мне в подготовке к ЦТ, но к сожалению вопросы данной олимпиады к вопросам ЦТ не имеют отношения. Хотелось бы поблагодарить организаторов за их работу и посоветовать, чтобы в следующем году для всех участников были предусмотрены хоть маленькие, но подарки (хоть блокнотики). А то деньги, не малые для моей семьи, отданы за участие в данной олимпиаде, а никакой памяти от неё не останется…

    • Здравствуйте, Савелий! Благодрю Вас за отзыв и за высказнные пожелания. Мы обязательно подумаем над возможностью их реализации в будущем. Жаль, что наша олимпиада не помогла Вам в подготовке к ЦТ. Впрочем, полученные знания лишними никогда не бывают. Возможно, то, что Вы узнали на нашей олимпиаде, поможет Вам получить на ЦТ хотя бы один балл, который, возможно, окажется решающим 🙂

  37. Спасибо большое за олимпиаду.Задания как первого,так второго тура я считаю очень интересными и ,на самом деле,сложными. Как призер заключительных этапов по биологии двух прошлых лет,хочу сказать,что задания 2 Биологической олимпиады никоим образом не уступают заданиям республиканского уровня и являются прекрасной тренировкой перед Республикой.Большое спасибо за видео-лекции каждому преподавателю ,за понятные и доступные объяснения таких сложных вопросов.Очень жаль,что я в 11 классе и в следующем году не смогу принять участие в 3 Биологической олимпиаде,ведь знания,полученные на такого рода олимпиаде стоят Ваших денег. Надеюсь,задания заключительного этапа республиканской олимпиады будут на подобном уровне.Спасибо.

    • Диана, спасибо за отзыв! Мы старались делать задания максиамльно интересными. Но оказалось, что интересные задания простыми не бывают:) Успехов Вам на Республиканской олимпиаде!

  38. Здравствуйте!!! Хочу поблагодарить всех, благодаря кому биологическая интернет-олимпиада существует))) Как и в прошлом году порадовало оочень многое, которое я замечала даже, как казалось бы, в мелочах ( о которых напишу дальше). Хотя по-моему это важно))
    Ну во-первых, то, что было видно ещё ДО начала первого тура, это очень внимательное и вежливое отношение к КАЖДОМУ участнику, которое проявлялось в письмах, приходящих на почтовый ящик. Ведь можно было озаглавить письмо «Уважаемые УЧАСТНИКИ…» , а не обратиться по имени к каждому, как сделали Вы и разослать всем письма рассылкой, что было бы видно из «получателей», в которых бы отобразился весь список участников. Но письмо было отправлено лично каждому)
    Потом, не знаю, случайность ли это, или так было сделано специально, но самый первый вопрос в первом туре оказался очень лёгким. И прочитав фразу » Элементарной структурно-функциональной единицей живых организмов является…» волнение немножко прошло, я облегченно вздохнула, что уже что-то знаю и смогла решать дальше спокойно))
    Очень приятно было смотреть видео с объяснениями, которые преподносились достаточно понятно и чувствовалось, что их старались записывать, как впрочем об этом Дмитрий Борисович сказал в итоговом видео)
    Также очень радует, что после олимпиады можно получить задания, да ещё и со своими ответами! Чего после других олимпиад нет ((
    Ну и конечно самое главное — задания)) Они оказались ещё более необычными, чем в первой биологической интернет-олимпиаде)) У меня иногда возникали мысли: » Да ладно, может не буду я гнаться за временем, чтобы успеть решить как можно больше и получить книжечку в подарок! Так хочется на некоторых вопросах посидеть, поразмышлять хорошенько». Для меня лично это свидетельствовало об очень интересных и хороших заданиях, которые вовсе не были поверхностными. В таких заданиях во-первых нужно было знать на хорошем уровне многие темы и ещё после этого их ещё в голове сопоставить, провести логическую цепочку, уметь мыслить «биологически» .
    А ещё, не было некорректно составленных вопросов, которые можно встретить в какой-нибудь другой олимпиаде. А те пару случайных технических ошибок, которые были, без вопросов засчитывались составителями.
    Спасибо большое ещё раз всем составителям и организаторам за проделанную работу!!! Для меня лично эта олимпиада была очень важна и думаю многим другим школьникам тоже очень важно то, что вы делаете!!!

    • Здравствуйте, Яна! Огромное спасибо от меня и от всех членов оргкомитета за подробный и обстоятельный отзыв! Мы стараемся, чтобы в нашей олимпиаде лучшими были не только вопросы, но и всё остальное. Очень приятно узнать от Вас, что у нас это получается. Будем работать дальше, тем более что Вы нас вдохновили своими хорошими словами 🙂 Удачи Вам!

  39. Только что добавлено видео по теме «Этология». Забыли пометить там вопросы, которые были в 8 классе. Но, поскольку вопросов всего 5, надеюсь, проблемой это не будет.

  40. Спасибо большое за олимпиаду. Было очень интересно в ней участвовать. Так же спасибо за подробные и доступные объяснения.

  41. Интернет-олимпиада действительно оказалась очень интересной. Было много вопросов не только на конкретные знания, но и на рассуждения, работу с графиками и анализирование информации. Очень толковыми показались объяснения заданий. В общем, я жалею только об одном, что не приняла участия в олимпиаде в прошлом году. Это новые знания, работа над ошибками и неплохая подготовка к Республиканской олимпиаде по биологии. Спасибо всем авторам вопросов и преподователям, которые прокомментировали их решения.

  42. Добавлено последнее видео по теме «Физиология растений»

  43. Здравствуйте. Огромное вам спасибо за участие в олимпиаде. Я получила возможность открыть для себя много нового и познавательного, а также понять в каких областях биологии у меня есть пробелы, на что нужно обратить внимание. Олимпиада очень понравилась, надеюсь, что смогу принять в ней участие и в следующем году. Спасибо организаторам!

  44. Елизавета, мы очень рады, что олимпиада оказалась для Вас полезной. Ждём Вас в следующем году!

Поделитесь Вашим мнением:

Please enter your comment!
Please enter your name here