Студент ЕГУ: «Я категорически не рекомендую поступать в данный университет»

учеба в ЕГУ

13 июня 2016 (upd. 14 июня 2016)

В последнее время в Европейском гуманитарном университете (ЕГУ) произошло множество событий: отставка Анатолия Михайлова, выборы нового ректора, слухи о скором уходе Дэвида Поллика, прекращение финансирования со стороны скандинавских стран. Но ЕГУ продолжает работать и продолжает оставаться чрезвычайно популярным среди белорусских абитуриентов.

На прошлой неделе к нам в редакцию пришло письмо от студента ЕГУ, в котором он поделился тем, что под влиянием политических пертурбаций учебный процесс в ЕГУ также претерпел некоторые изменения, и отнюдь не в лучшую сторону. Вот это письмо:

«Я являюсь студентом ЕГУ (Европейского гуманитарного университета), который был изгнан из Беларуси и сейчас находится в Вильнюсе (Литва). Сейчас близятся экзамены в моем университете, и я бы хотела предостеречь абитуриентов. Так как поступление в этот университет может стать одной из самых больших ошибок. Университет крайне нестабилен, он не может дать уверенности ни в чем, постоянно происходят «политические» перевороты внутри университета, преподавателей увольняют каждый год, все в университете направлено на то чтобы вытянуть деньги из студента и после завершения обучения оставить его ни с чем. Если вы будете заинтересованы в данном разговоре, дайте мне знать. Я с радостью отвечу на любые ваши вопросы»

Разумеется, мы обратились за разъяснениями и хотим представить читателям ОБРАЗОВАНИЕ.by результат нашей беседы.

— Расскажите, пожалуйста, как отразились политические и экономические сложности в ЕГУ на жизни студентов.

— Интриги и перевороты в университете негативно сказываются на студентах. Постоянно меняется преподавательский состав, постоянно изменяются правила университета. Университет не соблюдает правила, регламентирующие его деятельность. Получить документы в срок, тоже является проблемой.

Например, при написании дипломных работ, студентам должны были назначить рецензента. Отправка работ рецензенту была назначена на 25 мая 2016 года. Перед отправкой работы рецензенту студенты должны были получить официальный перевод тем работ на литовский и английский языки. Данный перевод студенты получили 5 июня! На 6 июня была назначена регистрация работ для защиты, и 7 июня уже начиналась защита дипломов. Рецензию от рецензента некоторые студенты получали в день защиты или даже на следующий день после защиты, хотя в документах регламентирующих деятельность университета, четко прописано: «рецензия предоставляется студенту не позднее 1 дня до защиты диплома, чтобы он мог с ней ознакомиться и подготовить ответы на замечания рецензента». Даже такая банальная процедура вызвала огромные проблемы внутри университета.

— Можно ли говорить о том, что качество обучения за последние годы изменилось не в лучшую сторону?

— Качество бучения с каждым годом падает. В момент моего поступления в университет в 2012 году, там была какая-то стабильность в штате преподавателей. Преподавателей было много, и они были заинтересованы в предоставлении качественных образовательных услуг. На почве постоянных смен руководства, начались постоянные смены преподавательского состава и его сокращение из-за ежегодного недобора студентов на программы обучения. В результате преподаватели имеют большую нагрузку и не справляются с потоком студентов, написание курсовых и дипломных работ превращается в мучение, так как договориться с преподавателем о времени консультации, или хотя бы, провести консультацию по почте практически невозможно. Из-за игнорирования преподавателей несколько человек с моего потока были отчислены уже на последнем курсе.

— Как изменилась финансовая сторона обучения? Оно стало дороже?

— Я поступила в ЕГУ в 2012 году, на программу «Культурное наследие и туризм», на тот момент оплата обучения за год для студентов была 1200 евро. В следующем году оплата за год обучения по нашей программе выросла больше чем в два раза, однако на нас это никак не отразилось и до завершения своего обучения мы платили 1200 евро в год.

Однако, возможно, по настоянию университета, преподаватели часто оставляли студентов на пересдачи и перепрохождения курсов, которые, разумеется, были платными. Были случаи изменения оценок за работы в курсе, для того чтобы студент не набрал минимальный проходной балл и отправился на пересдачу. На данный факт администрация университета не обращала никакого внимания.

Во время обучения на 1 курсе, со мной учился один парень. Он проучился в университете 2 месяца и потом уехал в Беларусь. Он не сдал ни одного экзамена за весь первый курс. И когда он в мае приехал в Литву, чтобы забрать свои вещи, ему предложили оплатить год обучения и восстановить его в университете сразу на второй курс. От этого предложения он отказался, но данный факт отлично иллюстрирует отношение университета к образованию и к студентам.

— В письме Вы написали, что университет может «после завершения обучения оставить студента ни с чем». Что Вы имели в виду?

— В 2012 году я поступила на очную программу «Культурное наследие и туризм», после завершения моего обучения в 2016 году мне должны были присвоить бакалавра «Туризма и рекреации». С 2012 года по март 2016 года во всех справках, полученных из университета, была указана программа бакалавра «туризма и рекреации». 2 мая 2016 года на студенческую почту пришло письмо следующего содержания: «Уважаемые выпускники, добрый день! При оформлении ваших бакалаврских работ обратите, пожалуйста, внимание, что вы заканчиваете программу под названием «Культурное наследие и туризм» и вам присваивается степень: студентам заочной формы — бакалавр туризма и рекреации; студентам очной формы — бакалавр исследований наследия».

Иными словами, нам сменили программу бакалавриата за месяц до завершения обучения, никаких документов мы не подписывали и уведомлений нам раньше не высылали. По данному факту было инициировано разбирательство. Министерство образования Литвы направило официальный запрос в университет с требованием пояснить данную ситуацию.

— Почему именно вы не рекомендуете абитуриентам поступать в ЕГУ?

— Я категорически не рекомендую поступать в данный университет. Так как вместо достойного «европейского» образования, вы получите лишь головную боль. Университет не может считаться учреждением высшего образования, так как предоставление образования не является целью университета. Цель университета – собрать деньги со студентов.

* * *

По понятным причинам студент ЕГУ, с которым мы побеседовали, пожелал остаться анонимным, поэтому мы не указываем его имя и контакты.

Нам трудно судить, насколько близко описываемая ситуация соответствует реальной. Но если это так — будет очень печально, поскольку ЕГУ был и остается заветной мечтой многих белорусских абитуриентов, а также самой доступной возможностью получить европейское образование.

* * *

Уже на следующий день после публикации этого материала появилось несколько десятков комментариев от студентов и преподавателей ЕГУ, которые указывали на то, что не все факты этого интервью полностью соответствуют действительности. Поэтому мы были очень рады, когда 14 апреля с нашей редакцией связался руководитель по коммуникации и маркетингу ЕГУ Максимас Милта. Мы договорились, что Максимас Милта представит своё мнение по данному вопросу. Поскольку текст оказался достаточно объёмным, мы вместе решили опубликовать его в виде отдельной статьи:

Почему мы гордимся Европейским гуманитарным университетом

И ещё один очень обстоятельный и взвешенный комментарий о текущей ситуации в ЕГУ прислал нам Борис Абрамов:

К слову о ЕГУ

Мы рекомендуем читателям познакомиться со всеми комментариями, чтобы составить своё объективное мнение о текущем положении дел в ЕГУ.

Читайте, оставляйте комментарии, задавайте вопросы!

27 КОММЕНТАРИИ

  1. так и неясно, что именно инкриминируется программе. стоимость обучения поднялась, но осталась прежней. преподавательский состав с 2012 года остался прежним.
    И отчего анонимно-то: бакалаврскую работу вы защитили, хоть далеко не блестяще, и возможно, именно в этом заключается мотив вашей мести, диплом получите.
    И вообще, маска, я вас знаю и сожалею об этом…

  2. я таксама з’яўляюся студэнткай ЕГУ і раю ўсім далучыцца да нашай супольнасці. Вельмі рознабаковы, а галоўнае, сапраўды цікавы навучальны працэс можа даць Вам ЕГУ. Так, навучацца тут складана, але ж нягледячы ні на што, я ні разу не пашкадавала, што паступіла ў Вільню.

  3. Вельмі цікавы ліст і інтэрв’ю. Толькі адна тут праблема: калі я чытала гэты артыкул, у мяне было нейкае ўстойлівае ўражанне, што студэнт (магчыма, студэнтка) пра нейкі іншы ўніверсітэт распавядае, толькі што абрэвіятура тая ж.
    Я вучуся ў ЕГУ на 2 курсе абсалютна БЯСПЛАТНА, ды яшчэ стыпендыю атрымліваю большую, чым у Беларусі заробкі. І вучоба для мяне – гэта асалода, нягледзячы на ўсе цяжкасці і бяссонныя ночы. І выкладчыкі на лісты адказваюць, і заўсёды дапамагаюць, і нікога не садзяць…
    Анон, можа, праблема ў табе?

  4. Вау как идеалогично.Браво, редакция! До слёз репрезентативно.
    Проще говоря (ну на всякий), везде найдутся довольные и недовольные. И это скорее внутреннее кредо оных. А коллективные проблемы, которые жизненно необходимо научиться решать (и этому учит альма-матер), могут кроме пассивного недовольства, вызывать еще и энтузиазм. Кто-то был бы не рад получить опыт борьбы за свои права?
    Клеймя наш университет в СМИ в целом разными агрессивными характеристиками, вы формируете ложное представления обо всех частях университиета. Хотя. Сейчас будет очень важно, прошу внимания и веры. У нас преподают ПРЕВОСХОДНЫЕ люди.

  5. Не могу утверждать, что ЕГУ — это идеальное место обучения, у него, как и у всех, впрочем, есть свои проблемы и недостатки. Однако, как студентка, могу смело сказать, что этот университет являет собой лучшее из наиболее доступных вариантов, что может предложить образовательное пространство для белорусов.
    Если проявлять хотя бы минимальный интерес к учебе и к общественной жизни университета, будет легче оставаться «на плаву» и учиться если не на бюджете, то хотя бы на минимальной оплате. Что касается преподавателей, то это одна из наиболее важных причин поступать в ЕГУ, т.к. преподавательский состав состоит не просто из умных, но и очень творческих и интересных людей.
    На самом деле, универ дает массу возможностей, просто нужно уметь их находить и пользоваться ими вместо того, чтобы ждать того, что все приплывет в руки само.

  6. Я студент 3ьего курса программы «Культурное наследие и туризм» и у меня сердце кровью обливается, когда я читаю эти строки. ЕГУ координально изменил мою жизнь в лучшую сторону. Во-первых, я научился здесь думать своей головой и критически мыслить; все предметы и усердия преподавателей направлены на то, чтобы показать каждому студенту,что только он и никто другой не несёт ответственность за свои поступки, решения и мысли. Во-вторых, ЕГУ открывает множество возможностей для самореализации. Здесь, в Вильнюсе, мы находимся одни, без родителей, мы учимся жить самостоятельно и планировать своё время.Да, у нас остается много свободно времени, но ведь это замечательно! Каждый находит свои интересы, увлечения и может развивать их. У нас постоянно проходят встречи, семинары, открытые лекции, презентации книг, студенческие мероприятия и каждый выбирает то, что хочет! Эй, ребята с Беларуси, вы слышите? Повторю:»ТО,ЧТО ХОЧЕТ». Со временем понимаешь, что здесь ты учишься жить, принимать решения и нести ответственность за свои поступки — это 50% вашего успеха в будущем. Автор писал про головную боль, пфф, конечно она будет, вы приходите в 17 лет в УНИВЕРСИТЕТ, не в какой-то, а в ЕВРОПЕЙСКИЙ, где вам показывают мир таким какой он есть, а не таким какой по Беларусь 1,2 и не знаю какие там ещё, Егу отучил меня смотреть зомби ящик. Да,конечно же, у вас будет болеть голова, потому что вам открывают глаза и вы осознаете, что за предыдущие 17 лет вы многое упустили и наверстывать нужно очень много… Но ЕГУ рядом, ребятки. Хочешь поехать поучиться в Европу на пол года и год? Пожалуйста, пройди конкурс на программы обмена и езжай! Хочешь поехать поработать в США? Пожалуйста! Сдай досрочно сессию и езжай! Хочешь познакомиться с немецкими студентами и американскими профессорами, и узнать их мнение на счёт холокоста или чего-то другого? ПО-ЖА-ЛУЙ-СТА! Зарегестрируйся на встречу! Я к тому, что у нас много разных встреч, на разные темы, много возможностей и способов реализации, но есть одно малюсенькое НО: сделай сам. Знаете, что самое ценное для меня было в ЕГУ? Не образование и даже не те замечательные люди, которых я здесь встретил, но осознание того, что все в своей жизни я буду делать сам и никто другой не сделает этого за меня. Есть ещё море причин, почему ЕГУ лучше, чем все Бел ВУЗы, но вы не узнаете их пока сами не попробуете, потому что только научившись логично и рационально мыслить вы сможете понять разницу. А есть А. ЕГУ-это стиль жизнь.
    Меня откровенно раздражают те, кто пытается обложить ЕГУ ( извините меня) дерьмом. Я считаю, что ЕГУ это, возможно, последняя ниточка для беларуской молодежи, которая не хочет идти на дно, но отчаянно желает воспринимать мир таким, какой он есть. Спасибо университету за возможность найти и поверить себя.
    А тот факт, что у нас проблемы, сокращения и т.п. Да, ребята, это так, но знаете в чем разница между нами и вами? У нас кризис и мы знаем об этом, мы знаем нашу проблему в лицо и рефлексируем на этот счёт, а у вас кризиса нет, «он в ваших головах» ИМХО.

  7. Везде есть такие, которые только жалуются. Вообще прогресс в любой среде определяется собственными желаниями. И вот эти сопли по поводу «категорически не советую…». Таким людям я только категорически не советую вообще чем-то заниматься.

  8. Уважаемые Мария, Татьяна, Катерина, София, Фейспалм, Артур, Данила, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за комментарии! Благодаря им наши читатели смогут составить объективное мнение о ЕГУ, и это очень важно. Тот факт, что в течение дня под статьёй появилось столько комментариев, уже говорит о том, что в ЕГУ учатся активные и неравнодушные люди.

    В мире мало однозначных вещей, каждая монета имеет две стороны. Мой опыт показывает мне, что в нашем мире нет ничего идеального – ни людей, ни университетов. И один из способов сделать мир лучше – это обсуждать проблемы открыто и честно, предоставляя каждому возможность высказать свое мнение, не обвиняя его в тенденциозности. Ведь каждое мнение ценно, каждое имеет право на жизнь, в каждом содержится частичка истины. Именно такой позиции придерживается наша редакция – уважать каждое мнение и давать возможность высказать его всем желающим. Если бы мы хотели «клеймить ЕГУ» – просто закрыли бы комменты к статье. Мы же, напротив, пригласили всех высказать свое мнение.

    Честно говоря, меня немало удивили выражения Фэйспалма и Артура об «идеологичности», «клеймлении» и «обкладывании дерьмом». Разве уважение к любому частному мнению и возможность его свободно выражать не являются важной частью европейской культуры?

    С уважением,
    редактор ОБРАЗОВАНИЕ.by

    • Паважаная рэдакцыя! Я абсалютна падтрымліваю ваша памкненне прадстаўляць розныя пункты гледжання. Менавіта таму заклікаю зрабіць іншы, больш аналітычны артыкул, у якім будуць адзначаны як мінусы, так і плюсы навучання ў ЕГУ.

      • София, благодарим за предложение. Мы только что переговорили по телефону с представителем ЕГУ и договорились о том, что дополним статью комментариями со стороны ЕГУ. Вы также можете прислать нам краткий комментарий по каждому пункту статьи, мы добавим его в текст. Адрес редакции info@obrazovanie.by

    • Уважаемый редактор,
      несомненно, выражение различных мнений — неотъемлемая часть демократического общества. Однако «уважать каждое мнение» и представлять репрезентативную картину событий означает в рамках ОДНОГО материала предлагать читателю мнения ВСЕХ затронутых в материале акторов. Проще говоря, после интервью со студентом-анонимом вам стоило связаться с представителем университета (а лучше программ, о которых идет речь) и попросить их прокомментировать предъявленные обвинения (иначе это «мнение» не назовешь). И только тогда публиковать материал. В данном же виде это скорее похоже на стратегию желтых изданий: сделать информационный вброс и открыть комментариев — ломайте копья, дорогие читатели. Почитайте хотя бы литовские новостные порталы: в каждом есть рубрика, где публикуются письма читателей, многие из них довольно злободневны и собирают тысячи комментариев. Но если в письме затрагивается третья сторона, в материале вы обязательно найдете приписку: «Мы связались с….» и комментариями ВСЕХ упоминаемых фигурантов дела. Это ведь действительно азы качественной журналистики, даже странно объяснять такие тривиальности…

  9. Уважаемая редакция, выражение частного мнения, безусловно, является важной частью европейской культуры, но только тогда, когда это мнение основывается не только на эмоциях, но и на фактах. Для меня, как преподавательницы, было странно читать, что мы отправляем студентов на пересдачи по настоянию университета, чтобы заработать для него денег. Во-первых, адмтнистрация университета не любит пересдач, потому что это лишние бумаги. А отправляют туда студентов преподаватели потому, что есть представление о качестве образования. Во-вторых, у преподавателей в университете неплохая зарплата, они не работают за процент от пересдач. Идея свободы прессы (и интернет-изданий) предполагает в т.ч. ответственномть и проверку публикуемой информации. Удачи в работе!

    • Продолжая тему пересдач: преподаватель, работая за фиксированную зарплату, не получает «процент» ни от отправленных на пересдачу, ни от дополнительных студентов, которые хотят писать курсовую/дипломную именно с ним/ней, ни от тех, кому по семейным обстоятельствам разрешили сдать курсовую осенью — все это дополнительный и неоплачиваемый труд, но мы приходим (столько раз, сколько нужно) и делаем свою работу, потому что любим ее, свой университет и наших студентов. Да, иногда мы недовольны друг другом. Да, иногда кто-то получает оценку ниже той, на которую рассчитывал. Секрет в том, что в ЕГУ нужно УЧИТЬСЯ (и не только перед сессией) (за программу «Медиа и коммуникация» могу поручиться с полной ответственностью!) — много, да, порой это тяжело — но в итоге вы выйдете из университета другими людьми.

  10. Редакция, не занимайтесь подменой понятий. Я учусь на программе «медиа и коммуникация», так что с базовыми требованиями написания качественных журналистских материалов ознакомлена. Так вот. Открытые комментарии — это жест в сторону интерактивности, а задача приличного журналиста стремиться к объективности, провалилась. В статье представлено 1 мнение. Которое базируется на письме в редакцию. То есть сами вы ВООБЩЕ не собирали информацию. Как, по-вашему, равно ли воспринимает читательская аудитория мнение из статьи и мнения из комментариев? К тому же комментарии читают далеко не все.
    Мда, цвети беларуская журналистика!

    • Фэйспалм, справедливости ради, должна сказать — не позорьте своими высказываниями университет, в котором учитесь. В одном посте вы назвали авторов материала «неприличными», «необъектиными», вообще не собиравшими информацию ( а как тогда появилась статья?). Да еще и наехали на всю белорусскую журналистику. Вот это — реальный спец по «медиа и коммуникациям» :)

  11. И еще хочу дополнить. Я когда-то и сама думала поступать в ЕГУ, и поэтому собирала в сети отзывы. Обратила внимание на то, что большинство статей – экзальтированно хвалебные. Реальных отзывов о реальных людей не так много, и они в основном положительные, но есть и отзывы с важными критическими замечаниями. Без сомнения, ЕГУ – хороший ВУЗ, но не такой идеальный и абсолютно без проблемный, как это часто хотят представить. Как верно замечено, проблемы есть в любом ВУЗе.
    Да, редакция может и поспешила с публикацией материала на основании одного письма одного человека. Но вот тут комментаторы писали, что статья основана на эмоциях, нет фактов. Не согласна. Факт — в том, что у конкретного человека учебы вызвала сильное недовольство и отрицательные эмоции. Разве это не факт? А если вызвало у одного – могли вызвать и у других. А, как известно, на 1 высказавшегося всегда приходится 20 молчащих .
    А проблемы есть в лбом вузе – говорю как молодой препод. И если один препод не отправляет студентов на пересдачу «от балды» и всё делает в срок и как надо – это не значит, что также делают ВСЕ преподаватели. Бываю разные ситуации. Где-то не хватило часов для выполнения плана, где-то вспыхнула обида или конфликт. Преподы, какие бы он не были креативные – тоже живые люди, а не роботы.
    Молодец студент что высказался, а образвоание.by молодцы что опубликовали. Сделали хорошее дело. Абитуриенты станут более серьезно искать и оценивать информацию о ЕГУ. А руководство ЕГУ узнает, что не все оказывается «прекрасно в датском королевстве». Потому что когда со всех сторон начинают петь только хвалу – вот именно тогда и начинается деградация и вузов и людей.

  12. Уважаемый студент или все же студентка, если Вы — реальный человек (в чем есть сомнения), то мне как преподавателю программы «Культурное наследие и туризм» с 2001 года есть что ответить на каждый пункт письма, и поэтому я и мои коллеги приглашаем Вас к диалогу в любом удобном для вас формате: дистанционно (в Мудл) или очно, на любой площадке. И Вы совершенно напрасно скрываете свое имя, ведь говорить правду легко и не страшно, не правда ли?
    Валентина Блищ

  13. я училась и в беларусском вузе в минске и в егу. сравнивала постоянно. проблемы есть везде, но в основном между родом этих проблем пропасть. не бывает все идеально гладко. есть человеческий фактор как минимум. но в егу я всегда знала что могу бороться, могу отстаивать свои права и скорее всего буду услышана. в минске же борьба с какими-то проблемами в университете выглядела как театр абсурда. так много историй что даже не знаю какую привести как самый яркий пример. отвечу лишь на аргумент автора о рецензиях которые поздно прислали. в минске вообще студентам не показывают документов об учебном процессе, но это полбеды. нам сказали что рецензии должны быть на руках за 2 дня до защиты и рецензента нам искал руководитель, то есть мы даже имени не знали. когда я накануне защиты пришла к руководителю и спросила когда же будет готова моя рецензия, как я пойду защищаться без нее завтра с утра руководитель стала мне угрожать, что вообще не допустит меня до защиты и сейчас отменит своего рецензента и буду я сама его себе искать за пару часов до конца дня. дело дошло до декана, на что тот мне сказал не обращайте внимания у женщины проблемы в личной жизни. но отзыв и рецезия нужны для защиты обязательно. утром мне отдали и отзыв и рецензию. написаны они были одной и той же рукой с множеством ошибок и повторений.
    а какая у нас с ней была переписка! смак! за такой оскорбительный тон в отношении студента тем более на пустом месте преподавателя егу выгнали бы после первой же жалобы. а в минске ничего. проблемы у женщины личные. да и работать некому. так что терпите.
    а знаете с чего у нас начиналась подготовка к гос. экзаменам? с подробного описания стола который нам нужно накрыть для комиссии! какой нарезки сколько должно быть, какую рыбу брать, а какую нет, какой коньяк и куда поставить, сколько салатов и какие журналы купить в киоске для развлечения комиссии! и все делали. потому что иначе никак. так что все познается в сравнении. конечно егу не идеал и есть множество проблем во многих сферах. особенно обидно то что происходит сейчас. но все же егу гораздо здоровее большинства университетов в беларуси. обиду девушки понимаю. диплом это большой стресс. но и высшее образование где угодно не карамелька

  14. Я тоже учился в белорусском вузе, а теперь в нем преподаю. Я хочу сказать, что, по-моему, вполне очевидно, что студент ЕГУ, критикующий свой ВУЗ, несколько сгущает краски, вероятнее всего, из-за обиды. Но, друзья мои, я сам преподаватель, и точно знаю, что для того чтобы студент написал в редакцию, да еще и дал развёрнутое интервью – это его уже надо очень сильно и реально допечь! Не на пустом месте такие вещи возникают.

    В статье дано мнение одного человека. Но и каждый из комментаторов апеллирует только к своему мнению и своему опыту, который некорректно экстраполировать на опыт других людей. Типа, если мне нравится в ЕГУ – значит и все должны от этого быть в восторге. Если я давал будучи студентом взятки — значит и все другие дают.

    А еще меня немного удивило, что дискуссия ведётся в контексте «ЕГУ vs. белорусские вузы». Мол, в Беларуси – всё гуано, а вот ЕГУ – это вещь. В Беларуси более 50 вузов, и на каждом – свои порядки традиции. А реально – на каждом факультете и даже на каждой кафедре свои уклады. Где-то принято на экзамене накрывать поляну после зачета, а где-то даже цветы на ГЭКе под категорическим запретом. И люди работают разные. Кто-то в ответ на вопрос студента говорит « А раз ты такой умный – вот и напиши мне на эту тему рефератик от руки», а кто-то стимулирует студентов задавать вопросы и не боится признаться в том, что сам чего-то не знает. Каких людей в образовании больше? Бог весть. Я за 5 лет учебы ни разу не «носил» и не «накрывал», и с задаванием вопросов и отстаиванием своих прав проблем у меня никогда не было.

    Классно, что ребята из ЕГУ так защищают свой университет. Но при этом странно мне, что студенты «белорусского вуз а в изгнании» с такой неприязнью и даже презрением относятся ко всему белорусскому. Мол, у нас тут – Европа и свобода, а у вас там – взятки, запреты, разруха и неприличные журналистика.

    • Дмитрий Иванович, не хочу показаться невежливым или продемонстрировать пренебрежение, но вы зря усматриваете в комментах егушников высокомерие. Взятки есть, разруха есть, журналистики нет. Всё это не попытка поглумиться, это просто правда. Она очень нужна Беларуси и белорусам. И самое худшее, что можно сделать — это называть белорусскую журналистику журалистикой, а собирание листьев на курчатова — учёбой. Иначе получается, что правда = ложь. Не обижайтесь на это, вы сами попробуйте поучиться пять лет в здоровой среде и не испытывать потом неприязни к этому вот всему. Я хочу сказать, что неприязнь и негатив егушников по отношению к рудиментам совка нормальны и сами по себе являются позитивным явлением и совершенно адекватным. Нормального человека должно от этого воротить. А вы просто не ассоциируйте себя и Беларусь с этим, и тогда вам не будет обидно слушать критику в отношении коррупции и разрухи :)

  15. Борис, я абсолютно на Вас не обижаюсь; напротив, я не так часто сталкивался со столь корректным оппонентом. То, что я увидел в студентах ЕГУ – это не высокомерие и не пренебрежение, это нечто немного иное. Эта некая подчеркнутое желание откреститься от среды, из которой ты вышел. Примерно это же я часто видел у людей из провинции, которые приехали в столицу. Они начинают ходить по клубам и театрам гораздо больше, чем коренные жители столицы, и упаси боже заговорить с ними о деревне. Вот именно это я заметил в этой дискуссии в белорусских студентах ЕГУ.

    И когда кто-то :) называет СССР – совком, я вижу в этом то же желание откреститься, отмежеваться от своей истории и своего происхождения. Это вроде того как студент-первокурсник стыдится своих родителей колхозников или разнорабочих. И вот именно это желание отмежеваться от чего-то своего для меня является признаком некой неполноценности. И я был удивлен, заметив это в студентах ЕГУ. Я этого просто не ожидал!

    И именно отсутствие этого синдрома я очень высоко ценю в европейской культуре. У европейцев в истории чего только не было – и инквизиция, и войны и концлагеря и еще много всякого. Но никогда я у европейца не наблюдал желания отмежеваться от своего. Он только сожмёт зубы и скажет: да, было. И всё. Вот такую позицию я крепко уважаю! А выходцы из России и Беларуси вечно чего-то стыдятся – то совка, то коммунизма, то репрессий, то зарплаты в 200 евро.

    А в этих символах-штампах типа «называть белорусскую журналистику журналистикой, а собирание листьев на курчатова — учёбой» я тоже вижу проявление именно этого синдрома. Кстати, я сам учился на Курчатова :) Но ни разу не собирал листья, и никогда не имел от этого никаких проблем. И моё образования (совковое, от которого меня должно воротить) позволяло и позволяет мне на равных общаться с европейскими и американскими коллегами.

    Что касается «поучиться пять лет в здоровой среде» — я в сумме более двух лет проработал в Германии (включая ун-т Гумбольдта) и полгода в США, а Европу я исколесил вдоль и поперек, могу гидом работать. И знаете – я не могу сказать, что образование (или жизнь) в Германии, Италии, США качественно или тотально лучше, чем у нас. Другое – да, лучше – дискуссионный вопрос. Где-то – лучше, где-то — хуже.

    Что касается взяток – Вы хотите сказать, что в Литве их нет? Что касается разрухи – сравните вокзал или аэропорт в Минске и в Вильнюсе.

    А слушать критику в отношении Беларуси – мне обидно, да. Но я и сам – первый её критик, и отнюдь не утверждаю, что у нас все «супер-гуд». И с Беларусью я себя особо не ассоциирую, но и стыдится того, что я здесь живу – тоже не собираюсь. Моё отношение к Беларуси – вот примерно такое же, как у Вас к ЕГУ :)

    • Дмитрий Иванович, благодарю за понимание :) Что касается остального, то вы, как мне кажется, запутываетесь в понятиях. Вы правы в том, что я — очень хороший пример того человека, который «хочет откреститься». Но вот понимание самого процесса у вас в корне неправильное. Когда я читаю фразы вроде «сам вышел из этого», то у меня возникает ощущение, что вы хотите навязать мне какую-то принадлежность, которой я в действительности не обладаю. Почему вы вообще решили, что вам, а не мне решать, откуда я вышел? :) Я не выбирал места рождения. Просто так получилось что я родился в том месте и в то время. Этот факт не делает меня частью того места и того времени, если я этого не хочу. К слову, родился-то я не в 60ые и уже даже не в 70ые. От СССР я помню только последние его годы, и в школе при нём проучиться успел только в первом классе. Всю мою семью, за исключением одной пары бабушки-дедушки воротило от этой страны. Уехать из неё было, мягко говоря, проблематично, но все дома вегда старались уберечь себя от влияния этой среды. Я никогда не ассоциировал себя с этим всем, и всю жизнь сталкивался с непониманием соседей, коллег, друзей и всех подряд. И все они точно так же как и вы говорили: «А что, в Литве взяток нет?», потому что они на самом деле думают, что взятки есть везде. Простите за жёсткую параллель, но это примерно как жители КНДР считают, что в Америке нет голода, потому что больше талонов на питание дают. Таких вот взяток, как в РБ, Дмитрий Иванович, нет и близко :) В принципе, взятки есть есть и в Швеции, но их количество и качество ведь не сравнимы. И насчёт аэропорта — самый неудачный пример, который вы могли привести. Можно долго гадать, что вы имели в виду (совершенно неадекватная постройка с ненужным лоском и отсутствующим мастхэвом), но у нас тогда беседа не в том направлении уйдёт. Могу только посоветовать зайти в минский аэропорт и заговорить с сотрудником на английском :) Так вот, основная мысль этого абзаца: как сказал один умный человек, раб не обязан любить свой барак, и стремиться вырваться на свободу — нормальное желание. Да, я родился в СССР, да успел увидеть предостаточно всяких мрачняков как в его бытность, так уже и в независимой Беларуси. Да, это, конечно, повлияло на моё развитие и оставило в памяти и в душе какой-то след, несколько приближая меня к этому по сравнению с литовской молодёжью моложе 30 лет. Но нет, я из этого не вышел, это не моё, я ненавижу советский режим, я не питаю нежности к советским мультикам, не знаю большинства из них и не буду показывать их своим детям. Я не содрагаюсь в экстазе от русских классиков, и значительную часть русской литературы в школе просто прогулял. Вместо этого сидел на улице на скамеечке и читал английскую с французской. Я не хочу иметь с этим ничего общего. СССР искалечил жизнь моей семьи и судьбу белорусов, среди которых я родился и прожил детство. Можете считать это крайностью, это вполне понятно, если для вас всё выше перечисленное — часть вашей жизни и вашего внутреннего мира. А для меня это довольно чуждые и непонятные вещи. Меня раздражает, что большая часть белорусов считают это своим, а вас раздражает, что большая часть ЕГУшников это своим не считают. Такова жизнь :)

      Ваша проблема, как мне кажется, что вы ощущаете себя едва ли не в противоположном положении. Вы считаете СССР частью своего мира, и решаете почти невозможную задачу про разделению его на хорошее и плохое и конструированию гибрида из советской идентичности с тем, что вы считаете более современным. И в итоге у вас получаются логические казусы, например: листья собирать не плохо, потому что можно отказаться их собирать. Удивитесь, но я тоже учился на Курчатова, и тоже не собирал листья. И мне тоже за это ничего не было. Но безнаказанность непосещения принудительных работ не является критерием свободы общества. Я хочу жить в обществе, где даже само предложение студентам пойти убрать листья около университета звучит абсурдно и непонятно. А вы хотите сразу и Ленина, и айфон. Ленина отпустить страшно/жалко, а айфон вроде как и хочется. Может, я ошибаюсь и обобщаю немного. Но вы подумайте об этом как-нибудь, когда будет желание.

      Да, и по поводу истории Европы. Демагогия. Конечно же, в истории любого региона и любой страны будут свои кровавые эпизоды. Правда, католическая церковь извинилась за инквизицию, а Европа — один из самых прогрессивных регионов мира. А СССР — уничтожили по численности примерно половину населения планеты времён средневековья. Святой инквизиции такое и не снилось. И не извинились. И не научились ничему. Живут в бардаке, в нищете, в диктатурах, на грани коллапса. Тут как с людьми. Конечно, все люди совершали какие-то плохие поступки. Но всё-таки Айхмана казнили, а Шиндлеру — дерево в Яд ва Шэм. Хорошего вам дня :)

    • И ещё в дополнение к предыдущему. Вы попробуйте в Германии сказать, что не нужно стыдиться периода нацизма. Или в Америке похвалить сегрегации. Ну, в принципе вы можете в Лондоне назвать себя последователем Инквизиции, но и то, только потому что у англичан хороший юмор :) А вот в Беларуси если демонстрировать отвращение к совку, то даже на уровне коммента в интернете сталкиваешься с непониманием простых людей.

  16. Очень жаль, что студент(ка) получил(а) рецензию на свою работу не вовремя! Представляю, какой стресс это для человека, который и так переживает из-за диплома. Однако важно понимать, что _рецензии_ пишут внешние рецензенты, т.е. преподаватели не из ЕГУ (это преподаватели вузов Беларуси и др пост-советских и восточно-европейских стран). Потому ни администрация учебной программы, ни университета не могут повлиять\заставить рецензента сдать текст вовремя. Возможно, у рецензента произошёл какой-то форсмажор. Надеюсь, вам принесли извинения!

    В общем обвинять в отсутствии рецензии ЕГУ — несправедливо. Вот если бы вам вовремя не прислал свой _отзыв_ ваш научный руководитель — тогда другое дело.

    К сожалению сроки написания отзывов на дипломы и курсовые в нашем университете не всегда выдерживаются — но это потому, что универ слишком лояльно относится к многочисленным срывам дедлайнов по сдаче работы студентами. Бывает, что студенты позволяют себе расслабиться в течение семестра, а писать работы начинают за 2-3 недели до защиты и, присылают финальный текст за день-два до защиты (бывало и за ночь!) — предполагая, что преподаватель дежурит весь вечер-ночь в почтовом ящике и в состоянии за оставшееся время внимательно проанализировать работу и написать отзыв. Радует, что такие случаи бывают всё реже.

    Бывает и такое, что студенты сдают заказные работы. Увы, эта зараза, давно ставшая чем-то обычным в белорусских вузах доползла и до ЕГУ — в основном вместе с заочниками, которые хотят получить европейский диплом, но полагают, что достаточно заплатить (за учёбу, за чужую работу) а учиться не надо. Когда факт плагиата выясняется, студенты начинают плакать, что к обману их подвигли тяжкие жизненные обстоятельства (семья, дети — а доучиться-то надо). И иногда такого «умника» (чаще «умницу») не отчисляют сразу, а дают возможность выполнить должную работу самостоятельно — в результате снова сдача текста незадолго до защиты и стресс для всех — студента, науч.руководителя и куратора с рецензентом.

    Повторюсь, очень жаль, что для этого молодого человека (или девушки) учёба в ЕГУ стала негативным опытом. Но, действительно, не все готовы впахивать во время учёбы, пользоваться всеми возможностями и «расти» самостоятельно.

  17. Я являюсь студенткой 4 курса очной программы «Культурное наследие и туризм», получившей рецензию на бакалаврскую работу не в срок, по чьему-то мнению, и мне бы хотелось внести некоторую ясность в сложившуюся ситуацию.
    Во-первых, мне бы хотелось отметить, что рецензия была получена по электронной почте от моего рецензента за один день до защиты бакалаврской работы, соответственно, 5 июня. Данный факт никак не повлиял на процесс подготовки к защите, и у меня было достаточно времени, чтобы подготовить аргументированный ответ на вынесенные минусы по работе рецензентом. По моему мнению, если студент, действительно, сам писал свою бакалаврскую, то ему, в принципе, не составит большой сложности сразу же ответить на любые возникающие вопросы.
    Во-вторых, несмотря на «позднее» предоставление рецензии, мне были принесены извинении администрации программы с указанием сложившихся обстоятельств. Здесь важно отметить, что куратор программы поддерживал связь как со мной, так и с большинством моих одногруппников, круглосуточно.
    В-третьих, мне хотелось бы поблагодарить университет и преподавательский состав за то, что мы смогли получить качественное образование за время нашей учёбы. Я уверена, что каждый студент ЕГУ может сказать, что университет научил его многому — не только в области образования, но и в непосредственном становлении его личности.
    Как и любой университет, ЕГУ не лишён своих минусов и плюсов, однако при выборе ВУЗА для своего профессионального становления, я бы посоветовала абитуриентам не исходить исключительно из одного субъективного мнения, представленного в данной статье, а постараться увидеть картину в целом.

Поделитесь Вашим мнением: