Три доктора наук выступили с открытым обращением против ЦТ по математике

ЦТ по математике

Виктор Корзюк, академик, доктор физико-математических наук, Николай Юрчук, доктор физико-математических наук. Олег Мельников, доктор педагогических наук опубликовали свое обращение в «Советской Белоруссии». С введением ЦТ уровень знаний по царице наук – математике – упал, отмечают специалисты.

«На наш взгляд, главный недостаток ЦТ в том, что ориентация на него всех участников учебного процесса привела к тому, что теперь, получается, нужно не решить задачу, не обосновать ответ, а отгадать его, — пишут специалисты. — Поэтому учителя не учат предмету, а натаскивают на тестирование. В результате даже на механико–математический факультет БГУ приходят абитуриенты, которые не понимают, что математические утверждения нужно ДОКАЗЫВАТЬ. Хотя обучение с помощью доказательств — главный способ развития умственных способностей ученика… Положение усугубляется, когда идет отбор студентов на педагогические специальности. Согласитесь, учитель должен доказывать теоремы так, чтобы логику его рассуждений понимал даже не самый лучший учащийся. Сегодня же, как показывает наш опыт работы с первокурсниками, на педагогическое отделение нередко поступают те, кто не способен выразить словами простейшую мысль!

Известный российский математик и педагог, член–корреспондент АН СССР Л.Д.Кудрявцев писал: «С помощью тестов нельзя проверить способность к творческой умственной деятельности, к научно–исследовательской работе: из тяжелодумов, думающих медленно, но основательно, могут получиться настоящие ученые, конструкторы, врачи и другие хорошие специалисты». По нашим наблюдениям, 80% специалистов–математиков, научных работников и преподавателей вузов к ЦТ относятся отрицательно. Отменить ЕГЭ (аналог ЦТ) как единственный способ отбора абитуриентов думают и россияне. Причины те же: видимое падение уровня знаний школьников. Кроме всего прочего, отмена тестирования — это значительная экономия расходов на вступительную кампанию. Одни бланки на гербовой бумаге с несколькими степенями защиты чего стоят!

Если уж от тестирования невозможно отказаться, то можно хотя бы его усовершенствовать. Мы предлагаем проводить в каждом вузе устный или письменный экзамен по главному, профильному, предмету, оставив ЦТ для остальных дисциплин. А чтобы исключить коррупцию, вести видеозапись устных экзаменов с нескольких точек (кстати, запись экзаменов по творческим специальностям уже ведется). Письменный экзамен также следует записывать, а проверку работ доверить преподавателям других вузов и учителям высшей категории по жребию. Удельный вес среднего балла школьного аттестата в общей сумме стоит уменьшить (но не отменить, иначе ученики будут игнорировать остальные предметы), а льготы при поступлении для победителей и призеров олимпиад и конкурсов — расширить. В заданиях ЦТ, думается, не место задачам, в которых ответ выбирается из нескольких вариантов. Нет, он должен быть вычислен абитуриентом! Хотелось бы еще исключить задачи на примитивные вычисления. Однако ть опасения, что в результате учащиеся еще меньше будут уметь считать, чем умеют сейчас. Одновременно надо увеличить число задач по программе 10 — 11–х классов. Сейчас таких немного. В итоге, чтобы поступить в вуз, порой достаточно знаний математики за 1 — 9–й классы, если не за 1 — 7–й. Зато нужно отменить легкие, но громоздкие задания, где, чтобы только разобраться в условиях, тратится слишком много времени. С другой стороны, для абитуриентов, поступающих на специальности, требующие повышенной подготовки в математике, надо бы ввести в задания часть С и проверять не только ответы, но и сами решения. Возможен и такой вариант. Компьютер проверяет части А и В тестов, а оценка выполнения задач из части С — это уже прерогатива специалистов.

1 КОММЕНТАРИЙ

Поделитесь Вашим мнением: