Высшая математика в ВУЗе — последние тенденции

В последние месяцы вновь оживились дискуссии на тему: нужна ли высшая математика в ВУЗах, и стоит ли ее преподавать студентам? Толчком к проявлению живейшего интереса к математике послужило достижение нашего соотечественника Григория Перельмана, который разрешил одну из «задач тысячелетия». Естественно, что все вспомнили о математике, ведь премия за решение этой задачи составляет один миллион долларов!

И вот вопрос, стоит ли решать задачи по высшей математике? Да, безусловно, таких людей, как Перельман единицы, это выдающиеся умы нашего века, однако, почему-то возникает ощущение, что если бы этих людей в свое время не научили основным принципам решения задач по высшей математике — у нас бы вообще не было ученых математиков с мировым именем. Сейчас многие считают, что детям эти знания не нужны, уже поступают предложения реформировать и школьную систему образования, дабы исключить оттуда столь «сложный» предмет, как алгебра и начала анализа. Зачем это все? Чтобы сравняться с Западом? Так даже американцы отмечают, что их система образования находится на очень низком уровне, да там «бедных деток» не заставляют решать сложные задачи по высшей математике, ну и что это им дало? Правильно, США и ранее и сейчас переманивает ученых из России и Европы!

Но это лишь одна сторона медали, с этой точки зрения умение решать задачи по высшей математике очень нужно, для развития умственных способностей молодежи. Что мы имеем на другой чаше весов? Есть множество специальностей, для которых высшая математика не требуется, просто по определению и не только в плане учебы, а и в последующей жизни. Простой пример, зачем человеку, который мечтает стать историком и учиться по этой специальности, высшая математика? Разве что для расширения кругозора, как общеобразовательный предмет. Вызывает немалые сомнения, тот факт, что профессиональный историк будет в своей деятельности решать задачи по высшей математике.

И что же получается, куда не кинь всюду клин? С одной стороны, убрать из ВУЗов и школ высшую математику нельзя, но и умение решать задачи по высшей математике простому обывателю не слишком нужно. С другой стороны, математика была и остается великолепным инструментом для развития навыков мышления и интеллекта, которые, как известно, лишними не бывают. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда молодые люди, которые прекрасно осознают, что «вышка» им не пригодиться, заказывают решение задач по высшей математике у других людей, которые любят и умеют решать математические задачи.

Возможно, здесь и кроется ключ к разгадке: подрастающему поколению необходимо показать, что такое высшая математика. Те, кто школе поймет, что ему нравится решать задачи по математике, пойдут дальше учиться и уж в ВУЗе плотно изучать высшую математику. А те, у кого нет склонности к высшей математике, кто не планирует связать свою жизнь с этой наукой — не должны ее изучать.

Следует отметить, что многие студенты, нежелающие изучать высшую математику, уже давно нашои выход. Какой? Они просто заказывают решение задач по высшей математике у профессионалов!

Однако, в этой ситуации студенты, особенно обучающиеся на платном, выглядят несколько странно. Сначала студенты платят ВУЗу за возможность учиться, а затем платят профессионалам, чтобы те учились вместо них. ВУЗы получают деньги. Профессионалы получают доход и развитие своего интеллекта. А студенты получают пшик.

Впрочем, каждый человек имеет неотъемлемое право на собственный выбор, независимо от того правильный он или нет. Главное — чтобы человек четко осознавал все последствия своего решения.