Основные проблемы образования в Украине

С развалом СССР в 1991 году в Украине начала постепенно умирать и советская общеобразовательная система. Молодая страна столкнулась с множеством проблем в этой сфере, которую к тому же постоянно пытались добить всевозможные доморощенные «новаторы»:

Во-первых, это полнейшее моральное разложение подрастающего поколения. Можно долго спорить, хороша или плоха была идеология, доминирующая в той стране, но достоверно известно, что человек не может жить, не веря ни во что. Несмотря на противоречие этим основополагающим законам психологии, в Украине именно так и произошло. И, как следствие, молодежь массово начала верить в новых идолов — Его Величество табак, Его Величество наркотик и Его величество алкоголь. Учиться стало абсолютно не престижно. О чем говорить, если по статистике к концу 90-х каждая третья школьница мечтала стать валютной проституткой или выйти замуж за олигарха;

Во-вторых, это массовый отток из школы учительского состава, связанный с низкой зарплатой, а, зачастую, и вовсе ее отсутствием. По состоянию на июнь 2010 во многих киевских (а это все-таки столица, где жизненный уровень на порядок выше, чем в регионах) школах учителя не видят зарплату третий месяц. Все это усугубляется тотальным контролем за, например, языком, на котором говорят учителя. Не дай Бог обратиться к ребенку на русском языке — это может стать причиной увольнения, несмотря на то, что Конституция Украины защищает свободное развитие всех языков. То есть подразумевается, что в свободное время (а перемена им и является) человек может разговаривать на том языке, на котором ему вздумается, хоть на сирийском. И, тем не менее, учителя с завидным постоянством лишаются и этой возможности выжить по таким мотивам. Здесь, кстати, возникает интересный вопрос: откуда становится известно «свидомому» начальству о «несвидомом» учителе? Видимо, в каждом кабинете впору ставить антижучок.

В-третьих, это введение болонской системы и 12-летнего обучения в школах. Это одновременно бьет и по средней, и по высшей школе. Если ребенок пошел в школу в семь с половиной, то учиться он будет почти до 20 лет, когда уже становится взрослым человеком, запросто может создавать свою семью, а все еще сидит за партой. Что касается болонской системы, то давно признано, что она создает узкопрофильных специалистов, которые, грубо говоря, кроме своего гвоздя вкрутить больше ничего не смогут. И зачем? Старой университетской системе больше 500 лет, она доказала свою эффективность, болонской же меньше века, а КПД ее очень сомнителен.

Все вышеперечисленные проблемы умножаются на всеохватывающую коррупцию, которая буквально разъедает Украину. В аудиториях при приеме экзаменов впору ставить индикатор поля, чтобы отслеживать «наушники» у студентов. А записанные на диктофон лекции грозят стать главным «орудием знаний» студентов.

Подводя итог, можно сказать, что государственным мужам в Украине необходимо срочно задуматься над процессами, происходящими в образовании, иначе все это может стать необратимым, а на выходе мы будем получать все новые и новые «потерянные поколения» — будущее страны…