Деятельная защита жизни, нравственности и семейных ценностей на принципах добровольчества, проектности, командной работы – ключ к построению воспитания молодежи и новой парадигмы обучения в ХХI веке

ценности

Краснов Ю. Э.

Серафим Саровский сказал: «Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы». Сегодня мы переживаем переломный момент истории, когда правильнее говорить не о кризисе института семьи, а о возможности его разрушения и замены на суррогатные формы брака, родительства, деторождения. В условиях кризиса других традиционных институтов социализации молодежи (община, Церковь, профессиональные сообщества, образование) удар по семье может привести к катастрофическим последствиям для механизмов трансляции векового опыта человечества.

Между тем такие социогуманитарные технологии как гендерная идеология, ювенальная юстиция, обязательный секс-просвет, борьба с домашним (семейным) насилием делают эту возможность реальностью – формирования молодого человека, в воспитании которого уже не принимают участие родители, общины, народы. Интернет-сообщества, социальные сети, секты, молодежные субкультуры, корпорации – все они заинтересованы в отрыве молодого человека от корней, в воспитании эгоиста, потребителя, индивидуалиста, не способного на служение высшим ценностям, целям и смыслам. Такими людьми легче управлять и покупать их лояльность и внимание.

Сфера воспитания, фактически, уже не имеет сегодня какой-либо безусловной и общепринятой идеологической платформы в условиях господства релятивистской философии постмодернизма и краха мировых проектов либерализма, коммунизма, фашизма. Между тем новейшие вызовы и угрозы (в частности, феномен ИГИЛ) востребуют глубокую мировоззренческую духовную основу для построения воспитательной работы.

В Союзном государстве на данный момент истории идейной основой воспитательной работы может быть только Православие и другие традиционные религии. Более того — поскольку и в России и Белой Руси до сих пор сильны традиционная нравственность и мораль, семейные устои, традиции многодетности и неприятия «современных» тенденций, именно они должны стать сознательной основой идеологической, а точнее мировоззренческой, духовной, идейной базой Союзного государства. Нельзя забывать, что в последние годы именно Россия (в широком смысле слова, а точнее восточно-христианская цивилизация) для множества людей во всем мире с консервативными, религиозными, христианскими взглядами – стала защитницей, крепостью, оплотом этих ценностей.

Итак, в условиях формирования новых вызовов и угроз институтам личности и семьи, демографической и шире национальной безопасности Союзного государства мы вынуждены признать, что старая новоевропейская модель образования не способна адекватно ответить на эти вызовы. Нам нужна новая психолого-педагогическая парадигма воспитания – на базе проектных методов, добровольчества, командной работы.

Мировой кризис образования – есть, он глубок и плохо понимаем. Реформ много, они почему-то или не удаются, или не приводят к улучшениям. В образовании все меняется и все в сущности остается неизменным. Это признак парадигмального кризиса.

Идея кризиса образования обсуждается вот уже 50 лет. В 1967 г. директор Международного института планирования образования Ф.Г. Кумбс сделал на конференции ЮНЕСКО доклад под названием «Всемирный кризис образования». По заказу отделения образования, науки и культуры ООН в 1970 г. появилась его монография «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [1]. Пахомов Н. Н. в широко известной своей статье «Кризис образования в контексте глобальных проблем» [2] говорит о том, что «столь же внезапно и столь же неотвратимо разразился кризис образования, проявляющий себя как одна из глобальных проблем современности» [2, 6-7]. Автор считает, что «кризис образования уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта» [2, 7]. Его составляющие:

  1. Кризис социализации;
  2. Разрыв между образованием и культурой;
  3. Год от года увеличивающееся отставание образования от науки.

«Сложившаяся в Европе школа учит знаниям, но не ценностям и нормам, а в лучшем случае – лишь приличиям. Духовность, искусство, самосовершенствование и мораль проникают в сферу образования в виде уродливых суррогатов учебных предметов: рисования, пения, физической культуры и т. д. <…> В создавшихся условиях, отличающихся небывалым еще измельчанием человеческого материала, движущей силой общественных процессов становится широкомасштабное манипулирование людьми. И, пожалуй, одна из немногих функций, с которой все еще справляется современная система образования, состоит именно в том, чтобы подготовить не субъектов‚ а объектов такого манипулирования, расчеловечить и обезличить молодое поколение. Вот здесь, в этом занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальных кризисов современности (выделено нами – Ю.К.). А предзаданность, предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования, представляющим собой лишь свое иное кризиса человека. <…> Итак, на наш взгляд, кризис цивилизации и кризис человека может быть разрешен только и исключительно на путях преобразования человеческой природы; на путях формирования (я не боюсь использовать дискредитировавшую себя формулировку) нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм. А для этого необходима радикальная перестройка исторически сложившейся системы образования как ядра системы социокультурного наследования» [2, 9-17].

А вот что утверждал по этой теме сотрудник Европейского центра по образованию в области прав человека Савицкий И. в своей статье, ставшей классической «О философии глобального образования» [3]: «Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Уже много говорилось о всемирном кризисе образования <…>  Но если мы действительно стоим на пороге глобального кризиса образования или, точнее, перед возникающим несоответствием образования все более возрастающим общественным требованиям, предъявляемым к нему, то возникает вопрос – существует ли скрытая глобальная причина этого кризиса …<…> Несмотря ни на что, все же полагаем, что общий знаменатель существует. Это – философия образования. Под термином философия образования мы подразумеваем определенную систему представлений о мире и месте человека в нем, из которой далее можно выделить цели образования, его содержательную структуру, основные организационные принципы … <…> Именно в этот момент обнаруживается, что забытые парадигмы, впитанные нами с молоком матери и казавшиеся нам настолько очевидными, что не имеет смысла в них углубляться, собственно ограничивают наше видение мира. Они оказались совершенно не всеобъемлющими и, в более широком контексте, просто ошибочными. <…> Наша гипотеза такова – образование оказалось именно в этой ситуации» [3, 10-13].

Мировой кризис образования востребует смены сциентистско-школярской, познавательно-знаниевой, созерцательно-вербальной образовательной парадигмы.

Воспитание – вторичная сфера деятельности в практике и теории современной педагогики и образования.

Введение учебных предметов на темы духовности – тупиковый метод решения проблем воспитания, он не сработает. Пример жизни Гладкова Б.И. – русского православного духовного писателе и общественного деятеля, автора известной до революции книги «Толкование Евангелия» – «демонстрирует как губительна может быть казёнщина, прикрывающаяся попечением о духовном состоянии сограждан, и как порой вера в Бога сохраняется не благодаря православному образованию, а вопреки ему. Сам Борис Гладков вспоминал, что ещё в школьные годы потерял всякую веру, поскольку государственные методы обучения, то как преподавался Закон Божий, всё это не могло оставить хоть сколько-нибудь думающего человека в лоне Церкви. И пример Бориса Ильича не уникален, таким путём прошла подавляющая часть русской интеллигенции царского времени. Стоит помнить, что многие писатели-разночинцы, художники, общественные деятели, выступавшие тогда против Церкви и религии были выходцами из семей священников и получали образование, выбившее всякую веру в истинность Слова Божьего, в классических церковно-приходских школах, лицеях, бурсе» [4].

Православие должно быть матрицей-основой нового воспитания в условиях новейших вызовов и угроз.

Образование будущего – это принципиально другое образование нежели мы имеем сегодня. Главное – это ценностно-проектно-деятельностное мировоззрение, проблемно-целевая организация содержания, самоопределение молодежи в социальной жизни, управление коллективной проектной мыследеятельностью обучающихся, помощь им в ценностном и нравственном выборе.

Воспитание нового типа может быть ключом к обучению нового типа. Именно воспитание может стать авангардом нового образования, его экспериментальной площадкой и испытательным полигоном. Глобальные проблемы человечества (финансово-спекулятивная экономика, кризис человека, экология, исчерпание ресурсов, вырубка лесов, нехватка воды, демография, терроризм, ядерное оружие и др.) и новейшие вызовы и угрозы (см. выше) востребуют с новой силой постановку и решение задачи духовно-нравственного воспитания. У нас же воспитание после «перестройки» стало далеко вторично, оно не имеет уже глубокой идейной основы, а обучение по-прежнему первично. Однако, мы считаем, что именно воспитание может стать ключом к новому обучению через принятие и внедрение в само парадигмальное ядро – идей добровольчества, проектности, командной работы с информацией и знаниями.

Новое воспитание (на православной основе) – это не преподавание Православия, а профессиональная методическая помощь в использовании опыта Православия в анализе и решении насущных жизненных задач и проблем, стоящих перед каждым молодым человеком и человечеством в целом. Основными реально работающими методами нового воспитания (на православной основе) могут стать западный «метод проектов» и советская методика «коллективных творческих дел», а важным философско-мировоззренческим основанием – идея «коллективного спасения», разрабатывавшаяся в 19-20 веках в русской религиозной философии.

Новое воспитание может выглядеть так – группа молодежи вводится педагогом в проблему, проработка которой оказывает на воспитанников сильное многоплановое нравственно-преображающее воздействие (аборты, смысл жизни, нравственность, духовность, зависимости, сожительство, целомудрие, семья, дети, родители, инвалиды, смерть, скоротечность времени и невозможность его покупки, здоровье, сон, питание, физкультура, отдых и др. личностные и глобально-общественные темы-проблемы). После этого они самостоятельно ищут дополнительные знания, разрабатывают и реализуют как социально-преображающие, так и воспитательные проекты, направленные на просвещение сверстников, детей и даже взрослых, анализирует лично обретенные новые опыт и знания, выжимка из которых становится уже «учебным материалом» для другого поколения молодежи.

Раскроем более подробно сверхзадачи рассматриваемого нами воспитания:

— реальное нравственно-преображающее воздействие на молодежь через их деятельные социально-педагогические проекты на принципах «творческой самодеятельности» С.Л.Рубинштейна [5];

— разработка вместе с молодежью, то есть при их самом непосредственном участии, учебного материала нового типа (с воспитательным потенциалом) – материалов-выжимок для следующего поколения молодежи (сухого остатка от проверенных на себе знаний, информации, компетенций, опыта);

— выстраивание воспитательных связей и механизмов как между поколениями молодежи, так и между молодежью и взрослыми (детско-взрослые сообщества по В.И.Слободчикову) [6].

Разработка молодежью таких воспитывающих материалов и социально-педагогических проектов (в условиях их полного отсутствия) под руководством высокопрофессиональных педагогов-воспитателей нового типа может, а точнее должно стать ключевой задачей воспитательной работы в ближайший период. Выращивание таких педагогов – не менее значимая сверхзадача. На страну хватило бы, наверное, и несколько десятков или сотен специалистов, способных к лидерству и действию в ситуации неопределенности и творческих нестандартных решений. Как объединить их в особое элитное спецподразделение («педагогический спецназ») с достойной зарплатой и интересной работой – это предмет отдельной статьи.

Фактически мы ведем речь о родительско-подростковом клубе с воспитательными целями. В идеале это должна быть своего рода община, озабоченная выживанием и воспитанием подрастающего поколения на нравственном мировоззренческом фундаменте Православия и в то же время ценностно-целевой проектно-деятельностной жизненной культуре. Мы не видим иного способа реализации вышеизложенных идей кроме как объединения родителей и семей в количестве 15-20 в такого рода общины для реального участия родителей в коллективном воспитании своих детей и содержании, оплате работы опытного педагога-воспитателя, менеджера-фасилитатора непрерывного потока воспитывающей творческой проектной самодеятельности для молодежи. Это можно назвать образовательной парадигмой «школы жизненной культуры и самоопределения личности» в противовес новоевропейской, когда школа мыслится как освоение, познание так называемых «основ наук» о «природе» — как реальности противостоящей нам как объект. Мы утверждаем, что сегодня более важны не «законы природы» (не «науки»), а их использование («инженерия», «техника», «технологии»), не социальная реальность «падшего человечества», а ценности, цели, планы, программы, проекты преображающие реальность, не природа (биосфера), а жизнь личности и цивилизации (ноосфера).

 

Список литературы

  1. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ./ Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1970. – 260 с.
  2. Пахомов, Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н.Пахомов // Культура, образование, развитие индивида / Институт философии; Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М., 1990. – С. 6–19.
  3. Савицкий, И. О философии глобального образования / И. Савицкий // Философия образования для XXI века / Исследовательский центр по управления качеством подготовки специалистов. – М.: Логос, 1992. – С. 9 – 18.
  4. Гладков Борис Ильич / Толкование Евангелия [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/author/476 . – Дата доступа: 31.03.2017.
  5. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной педагогики). 1922. / С.Л Рубинштейн. [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-s-l-rubin/princip_tv.html. – Дата доступа: 31.03.2017.
  6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. / В. И. Слободчиков, Е. И.Исаев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

 

Поделитесь Вашим мнением:

Please enter your comment!
Please enter your name here