Готовность к школе — это желание учиться

В последние годы дети все меньше стремятся в школу. Небольшой процент таких детей был всегда, но в последнее время он начал неуклонно расти. Еще пять лет назад при обследовании детей мы фиксировали 26% дошкольников с низкой учебной мотивацией или ее полным отсутствием, а сегодня их уже 46%, причем процент этот выше там, где детей интенсивно готовят к школе по специальным усложненным программам. Обесценивание школы в глазах детей ученые-психологи напрямую связывают с преждевременным включением их в учебу. Усечение игрового периода детства, приобщение ребенка к «чистому» знанию с «младых ногтей» и односторонний «интеллектуальный» крен в его раннем развитии способны сыграть злую шутку с родителями. Ребенок, в которого было вложено в дошкольном возрасте столько сил и средств, не только оказывается посредственностью в школе, но еще и демонстрирует все признаки невротических изменений в личности.

Как избежать ошибок в подготовке ребенка к школе? Что следует помнить родителям, пытающимся облегчить своему малышу адаптацию к новой для него — школьной – действительности. На что стоит направить свои усилия?

Из дошкольников в школьники

Как правило, определяя готовность малыша к систематическиму учению, психологи в первую очередь обращают внимание не на его конкретные знания, а на такие особенности поведения, как усидчивость, произвольность, самостоятельность, способность точно следовать инструкции, стремление к достижению нужного результата и многое другое. Все это вместе они называют личностной готовностью к школе, акцентируя внимание на том, что лучше готов к школе не тот ребенок, который много знает или бегло читает, а тот, который в силу своих личностных особенностей способен к произвольному усвоению систематических знаний в условиях урочной системы. Детишки с подобным набором личностных свойств не только быстро догоняют в школе своих «обученных» до школы сверстников, но порой и стремительно их обгоняют уже в начальной школе. Где же формируются такие полезные свойства у «личностно готовых» к школе малышей?

Точный ответ на этот вопрос ученые ищут давно и не особо преуспели в своих поисках. Однако более или менее достоверно, что все эти качества складываются у малышей в интервале от 4 до 6 лет в ролевых играх и в играх с правилами. Принимая на себя роль другого человека (например, доктора), осваивая типичные для него формы поведения, ребенок не только больше узнает о мире взрослых, но и изживает свой детский эгоцентризм, такое свообразное заблуждение, что все окружающие думают и чувствуют точно как он. Участвуя в совместных действиях с другими детьми, ребенок начинает понимать, что одни и те же вещи люди видят и оценивают по-разному, и что далеко не все разделяют мнение его мамы о том, что он самый лучший человек на свете. Окружающим необходимы доказательства, и ребенок добывает их, стараясь соответствовать требованиям сверстников или посторонних взрослых. Неизбежные в этом случае диссонансы в отношениях с окружающими, конфликты и недопонимания заставляют малыша обратить свое внимание на сферу человеческих отношений и начать постигать законы поведения в мире людей.

В целом, освоение этических норм человеческого общежития и социально-регламентированных форм поведения становится главным направлением развития ребенка в дошкольном детстве, а сверстник и общение с ним – своеобразной жизненной школой, без которой малыш зачастую оказывается абсолютно беззащитным перед требованиями школьной жизни.

Что же делать, если ребенок не посещал детский сад, не имел полноценных контактов со сверстниками до школы или, в силу своей застенчивости, вообще не склонен к социальным контактам с ровесниками?

Скорее всего в школе ему придется несладко. В то же время недостаток социабельности в этом возрасте еще не так страшен, если у малыша наблюдаются и другие необходимы для школы предпосылки. В чем же они проявляют себя у ребенка, которому можно спрогнозировать успешный переход к школьной жизни?

«Ключи» от школы

К семи годам готовый к школе ребенок, как правило проявляет интерес к трудным заданиям, к задачам с «секретом», а его любознательность неистощима. Он любит бросать вызов взрослым и сверстникм в выполнении тех или иных дел, постоянно соревнуется с ними в силе, ловкости, сообразительности, любит сравнивать себя с другими – по сути непрерывно ищет подтверждения своим «совершенствам», и одновременно становится строже и критичнее к себе самому. Если попробовать ему поддаться, уступить его настойчивому желанию выделиться, он обидится – ему нужна истинная победа, а не уступка как маленькому.

Кроме того, у старшего дошкольника резко активизируется творческая активность. Она может проявляться и в уже хорошо освоенных ребенком рисовании, лепке, конструировании, а может – и в совершенно новых формах: словотворчестве, сочинении стихов, музыки, кройке и шитье одежды для себя, а не для куклы. А еще он вдруг начинает проникаться проблемами семьи, включается в заботы о младших, «напоминает» взрослым об их обязанностях, или критикует старших за «неверно» принятое решение. Лучший подарок для ребенка этого возраста – попросить его совета в решении какого-нибудь вопроса. Радости его не будет предела.

У ребенка, приближающегося к семилетнему рубежу, меняются критерии оценки себя и окружающих. Самыми главными категориями становятся понятия «честно-нечестно», «справедливо-несправедливо». Нормально развитый семилетка – жуткий моралист и ревностный хранитель социальной справедливости. В наших наблюдениях есть довольно забавный случай. Шестилетний мальчик всегда с удовольствием посещавший видеозал, в один прекрасный день отказался туда ходить, мотивируя свой отказ тем, что в нем нарушаются авторские права кинокомпании Диснея. Мультики крутят, денег компании не платят, а это — пиратство. Озадаченная мама вспомнила, что накануне ребенок посмотрел по телевизору передачу с представителем кинокомпании Диснея, который жаловался на пиратский прокат американских мультфильмов в России.

Еще одним важным свойством «дозревшего» до школы ребенка, является его способность действовать по принципу «не хочется, но нужно». Умение заставить себя выполнить действие, которое пусть и непривлекательно, но необходимо для самого ребенка или способно порадовать кого-то другого, отражает высший уровень личностной зрелости малыша в этом возрасте.

Другими словами, готовый к школе ребенок, это абсолютно социальное существо. Принятые в обществе правила становятся для него мерилом собственного Я и всего сущего вокруг. Он активно стремится к настоящему делу и начинает презирать игру как занятие социально мало ценное и пригодное лишь для «маленьких». Соответственно школа приобретает в его глазах особую ценность. Там и делами можно заняться серьезными, и со сверстниками пообщаться, да и свободой от жесткой регламентации своего поведения насладиться в полной мере. Готовый к школе ребенок хочет учиться, а его социальная компетентность становится важнейшим залогом успешного школьного дебюта.

А вот психологически неготовый к школе ребенок – это, как правило, ребенок с теми или иными нарушениями социального поведения. Они проявляются по-разному, но приводят к одному и тому же рузультату – школьной дезадаптации. Остановимся на некоторых из них подробнее.

Социально инфантильные и социально задержанные школьники

Социальный инфантилизм как форма социальных нарушений встречается чаще среди детишек, воспитывавшихся в семье и не посещавших детский сад до школы. В школе они обычно более эгоцентричны и менее способны к групповой деятельности, чем их сверстники, плохо вписываются в готовые игровые группы и не умеют создавать свои собственные. Они слабо осознают мотивы и потребности других детей, болезненно реагируют на критику в свой адрес. У этих детей могут возникать и сложности в учебе, например, у них ниже продуктивность в решении учебных задач, а способы решения они чаще находят путем слепых проб и ошибок. Иногда им свойственно воспринимать учебную задачу как игровую, а порой они просто не воспринимают учебную задачу без игровой стимуляции ее решения. Этим детям свойственно либо индифферентное отношение к результатам своих действий на уроке, либо наоборот – острое переживание неуспеха и потребность в положительных оценках независимо от результата своего действия на уроке. Если у них не складывается тесных эмоционально-личностных отношений с учителем, по типу тех, что их связывают с членами семьи, они оказываются деморализованными и не способными воспринимать исходящую от педагога информацию. Им требуется постоянное внимание окружающих и ежеминутное положительное подкрепление каждого действия. Деловые отношения с педагогами и однокласниками формируются у этих детишек с огромными затруднениями.

У социально задержанных детей проявление социальных отклонений иное. Однако в школе они также, как и социально инфантильные дети, дают самый большой процент учеников с симптомами школьного невроза. В этой группе риска чаще всего встречаются малыши, которых интенсивно натаскивали к школе, порой лишая их естественных для дошколят игровых видов активности. Неразумность подобной практики отмечалась многими учеными. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин убедительно доказал в своих экспериментах, что знания, полученные детьми в системе дошкольного развития, не переносятся автоматически в школьную действительность. В школе их придется осваивать заново, встраивая в иную – учебную – деятельность и в иной – школьный – контекст жизни ребенка. В противном случае эти знания просто не смогут обеспечить развитие малыша в школе, а так и останутся «эффектным стартом» его школьной жизни без дальнейшего полета. А вот навредить несвоевременная учеба может.

Раннее систематическое обучение (в какой бы игровой форме оно не осуществлялось) в лучшем случае заканчивается тем, ч то в школе ребенок заново учится тому, чему его с колоссальной затратой сил и энергии учили до школы, а в худшем – у него вырабатывается стойкое отвращение к школе. Социально задержанные дети – это прежде всего дети, уставшие от учебы еще до школы. Они ловко справляются с некоторым типом учебных задач, но абсолютно не умеют самосовершенствоваться. Как только школьная программа исчерпывает их «дошкольный» запас, они начинают резко отставать в развитии от других детей. Неумение воспринимать сверстников в качестве дополнительных источников знаний, неспособность взаимодействовать с ровесниками – печальный итог сокращения игрового периода детства этих малышей.

В великолепной монографии психолога-исследователя Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» социальные качества личности ребенка-дошкольника вообще выступают как главная сторона их готовности к школе. Автор считает главной предпосылкой продуктивного овладения учебной деятельностью в школе способность детей к «кооперативно-коммуникативным» способам действия на уроке, причем не столько с учителем, сколько с другими детьми. Наличие «симбиотической детской общности», совместно действующей на уроке и равно делящей на всех успехи и поражения, является, в ее представлении, тем главным условием, которое не позволяет каждому отдельному ребенку сводить учебную задачу к более примитивной – конкретно-практической, а учебное действие к простой имитации образца учителя.

У социально адекватных первоклашек учебная деятельность начинается с формирования так называемой «групповой рефлексии», что-то вроде «группового мышления», которое в ходе совместных действий на уроках постепенно обретает формы «сравнивающей (себя с другими) рефлексии», присваивается детьми и только потом становится индивидуальным мышлением каждого отдельного ученика, знающего пределы своего знания и умеющего восполнить их в общении с учителем и другими детьми.

Другими словами, наличие у ребенка способности взаимодействовать с другими детьми, строить продуктивные групповые отношения является главной стороной готовности ребенка к школьному обучению, а «культивирование», выращивание автономных детских групп с развитой групповой структурой выступает главной задачей подготовки детей 5-7 лет к школе.

Ермолова Т. В.