Дисциплина: что это такое?

Детская дисциплина

Необходимое вступление: взаимосвязь между любовью и дисциплиной

Обычно в уме у родителя любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Эти родители считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых — порка).

Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине — дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Если ребенок не чувствует, что родители стоят за него горой, то ему в самом деле трудно отождествить себя с ними и с их ценностями. Если нет сильной, здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. В самых тяжелых случаях он воспринимает их с отвращением, все делает назло, прямо наооборот.Только здоровые, основанные на безусловной любви отношения родителей и детей могут помочь преодолеть все жизненные кризисы.

Еще один важный аспект соотвествующей любви — умение внимательно и сосредоточенно слушать ребенка.Когда ребенок уверен,что вы осознаете его чувства,мысли, желания, он гораздо охотнее будет реагировать на ваши дисциплинарные требования.Ничто в такой степени не озлобляет ребенка ,если он не чувствует, что родители понимают его позицию.Это не означает,что вы поддаетесь на капризы ребенка, это означает,что вы должны полностью сосредо- чится на общении с ним в этот момент, чтобы у него не появилось ощущение что вы просто настаиваете на своем,используя свой авторитет, и пренебрегаете его мыслями и чувствами.

Что такое дисциплина?

В области воспитания детей дисциплина — это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.

Сюда входят : достойный пример взрослых,словесные и письменные инструкции, просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного опыта, в том числе умения отдыхать.Наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее отрицательный и примитивный.

Пути бесконфликтной дисциплины

Для некоторых родителей м.б. будет неожиданным один «секрет»: дети ждут , что родители создадут порядок и зададут им определенные правила поведения.Это делает детскую жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрыта забота о них. Почему же дети нарушают порядок и правила?

Часто дети восстают не против самих правил,а против способов их «внедрения».Само слово указывает на силовые методы.Кроме того, психологи выделили 4 основных причины серь¦зных нарушений поведения детей.

Правила бесконфликтной дисциплины

1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно д.б. в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с нимию.В результате они идут на поводу у собственного ребенка.Это попустительский стиль воспитания.

2. Правил, ограничений, требований, запретов, не д.б. слишком много, и они д.б. гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек «, авторитарного стиля общения.

3. Родительские установки не должны вступать в явное противоричие с важнейшими потребностями ребенка.

Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей : почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост:все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении.Запрещать подобные действия , все равно , что пытаться перегородить полноводную реку.Лучше позаботиться о том , чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, играть в мяч — не в помещении и подальше от окон, бросать камни в цель, если организовать все так , чтобы никто при этом не пострадал.

Другой пример относится к школьному возрасту. Начиная лет с 10 — 11 ребятам особенно важно общаться со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых. Ребята часто перестают слушаться родителей, и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не дружить», «не ходить», «не участвовать». Нужно быть уверенным, что ребенок не воспринимает их как угрозу его статуса в группе ребят. Если родители в это время войдут в затяжной конфликт с ребенком, то согласия со своим мнением они не достигнут, а контакт и доверие могут потерять. Что же делать родителям? Самое главное — быть носителями и проводниками общих и непроходящих ценностей:честности, трудолюбия, уважения к личности другого. Многие из таких ценностей взрослый может обсуждать с ребенком и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это дар, который ищет и надеется получить ребенок.

4. Правила, ограничения, требования д.б. согласованы взрослыми между собой.

Бывает, что мама говорит одно, папа — другое.Ребенок начинает настаивать на своем, «раскалывая» ряды взрослых.Отношения между взрослыми членами семьи лучше от этого не становятся.Даже если один родитель не согласен с мнением другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом , уже без ребенка , обсудить разногласие и придти к общему мнению.Надо помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность», и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном случае предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5. Тон, которым сообщено требование и запрет, д.б. дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден,тем более если произнести это сердитым или властным тоном. На вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Нельзя и все!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение д.б. коротким и произнесено один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Лучше сказать : «Спичками не играют!» вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»

6. О наказаниях

От недоразумений никто не застахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка.

Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Вот примеры:в семье заведено, что мама по выходным печет пирог, или все вместе идут на прогулку или в кино. Дети ценят подобные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним интересно, это для них праздник. Однако, если ребенок не послушался , совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это ощутимое наказание, но не оскорбительное. А что бывает, когда родителю всегда «некогда», все воспитание состоит в требованиях, замечаниях,и наказаниях в «минус?» Тогда добиться дисциплины будет намного труднее. Но главное — опасность потерять контакт с ребенком : взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять. Поэтому нужно иметь запас больших и малых праздников,занятий и совместных дел.Сделайте их регулярными , чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь плохого. Но не угрожайте их отменой по мелочам.