Д.Б. Сандаков: «Реформа средней школы в Беларуси не будет успешной»

Реформа образования

В последние месяцы школьники, их родители и учителя взбудоражены новостью – грядет очередная школьная реформа. Интерес к этому событию подогревается тем, что реформа готовится в состоянии секретности. Несмотря на большое количество мнений и комментариев в прессе, ни основные положения реформы, ни их обоснование так и не были официально обнародованы. Все ждут указа, который подпишет глава государства.

Каково бы ни было содержание предстоящей реформы, можно с уверенностью предположить, что она не будет успешной, т.е. качество школьного образования не поднимется на качественно более высокий уровень.

Все реформы образования в нашей стране за последние 10 лет имели сугубо косметический характер и не затрагивали истинной сути и причин проблем, существующих в современной школе.

Менялась «бальность» оценочной системы (5 или 10), хотя, по сути, 5-бальная система является 3-бальной (не сдал, сдал удовлетворительно, сдал хорошо, сдал отлично), а принятая недавно 10-бальная система трансформировалась в 7-бальную. Менялась форма контроля знаний – от устных экзаменов к письменным, а затем к ЦТ. Под видом новых учебников переписывали старые, дополняя их элементами ВУЗовской программы.

Реформы велись, а качество школьного образования прогрессивно падало. Это может подтвердить любой преподаватель ВУЗа, который несколько лет подряд участвовал в приемной компании.

А все дело в том, что ни одна из проведенных реформ не затрагивала «сердцевины», главного двигателя образовательного процесса – взаимоотношений «ученик – учитель». Любой учебный процесс, какой бы темы он не касался, в какой форме бы он не проводился, как бы сложно он не выглядел, строится вокруг двух простых явлений: желание ученика учиться, желаний учителя учить. Все остальное — второстепенно.

В последние годы были изданы сотни великолепных учебных книг, появились и стали доступны обучающие программы по разным предметам. Компьютер и мультимедийный проектор – уже не редкость в школьном классе. Двадцать лет назад ничего этого не было и в помине. Но, как ни странно, качество образования от этого не улучшилось. Потому что все это не повлияло на главный двигатель учебного процесса – желание учиться.

* * *

Откуда берется желание учиться? Любую деятельность, которая требует усилий, человек осуществляет во имя чего-то, для достижения какой-то цели. Учится человек, в конечном итоге, для того, чтобы жить хорошо. Оставив в стороне философский рассуждения, можно сказать, что жить хорошо человек будет тогда, когда он будет здоровым, и у него будет много денег.

Помогает ли школа стать здоровым? Страшные цифры медицинской статистики говорят сами за себя. У ребенка практически нет шансов выйти из школы здоровым. Шанс сохранить здоровье есть только у двоечников и разгильдяев, которые напропалую прогуливают уроки.

Помогает ли хорошая учеба в школе заработать много денег? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить зарплаты некоторых категорий работников в нашей стране. Грузчик получает больше хирурга, водитель троллейбуса – больше доцента, дворник – больше учителя и участкового врача.

Может быть, хотя бы средства массовой информации утверждают и пропагандируют ценность знаний? Давайте попробуем вспомнить, когда мы последний раз видели на экране телевизора учителя? Зато каждый канал ТВ нам наглядно демонстрирует, что для того, чтобы иметь дорогой автомобиль и виллу в Испании, надо уметь петь и трясти задом.

Так откуда же возникнет у детей желание учиться и стремление к знаниям?! Ведь дети – не идиоты, они очень быстро усваивают информацию и делают адекватные выводы. Да завалите их лучшими учебниками и сверх-совершенными учебными программами – они все равно учиться не будут. Потому что нет смысла хорошо учиться в государстве, в котором так и не окончившая университета «звезда» за концерт получает больше, чем профессор того же университета за год работы.

* * *

Что касается школьных учителей – я снимаю шляпу перед мужеством и стойкостью этих людей. Они совершили подвиг, который мало кто может оценить и понять. Я вообще не понимаю, как им удается сохранить хоть какой-то энтузиазм к работе после всех унижений, которым их подвергло государство. Размер зарплаты учителя нельзя рассматривать иначе как диверсию против системы образования.

Мерило ценности любого труда в государстве – деньги. Почему ученик должен ценить труд учителя, если государство его не ценит? Как можно требовать уважения к учителю от подростков, если седовласые старцы из министерства образования сами так и не научились уважать и ценить учительский труд? Контрактная система, нищенская зарплата, лавина никому не нужных бумаг, ежегодные бессистемные изменения в правилах поступления – вот далеко не полный перечень того, что сделало министерство образования, чтобы отбить у учителей желаний хорошо учить.

* * *

Ни одна из реформ последнего десятилетия не затрагивала сути учебного процесса – желания хорошо учиться и желаний хорошо учить. Я не отношусь к кругу посвященных и не знаю, что готовит нам предстоящая реформа. Но логика событий подсказывает, что и она будет направлена на косметическое редактирование второстепенных явлений. В лучшем случае, от этого не станет хуже.

Да велика ли, по большому счету, разница – 11 лет учиться или 12? Разве в этом суть? Если учеба в радость и на пользу – можно и 12 лет поучиться. Если учеба отнимает здоровье, нагружает сверх меры бесполезными, неприменимыми в реальной жизни знаниями, то и 11 лет — слишком много.

Да велика ли разница – 5-бальная система оценок или 10-бальная. Разве от этого дети поумнеют? Разве от количества баллов появится у них осознание того, что крепкие знания сегодня – это гарантия собственного благополучия завтра?

***

Тогда зачем же проводятся эти так называемые реформы? Кому и для чего они нужны? Если они не улучшают качества образования, значит, они нужны для чего-то другого. Реформа – это один из способов межклановой борьбы высокопоставленных чиновников за власть и влияние. Смысл реформы: Вы – дураки, мы – умные, при Вас было плохо, при нас станет хорошо, дайте нам власть – и мы все устроим. А реформу под это дело можно любую придумать: можно доказывать, что учебник должен весить не более 1100 граммов, можно продвигать 16-бальную или 14-летнюю систему. Какая разница, что внедрять? Ведь результаты очередной реформы все равно никто не будет оценивать. Как никто не оценивал результаты предыдущих реформ.

Вот только жаль, что реформаторы в пылу борьбы позабыли, что жить в Беларуси станет лучше не тогда, когда нам из-за бугра дадут инвестиции, не тогда, когда все улицы замостят тротуарной плиткой, а только тогда, когда школы, наконец, начнут выпускать грамотных, воспитанных людей, которые уважают знания, ценят жизнь, хотят и умеют сделать ее лучше.

Сандаков Д.Б., к.б.н., доцент