Сказ про то, как «враги народа» образование заколдовывали

«Для каждого из нас академик – это, прежде всего, человек знающий. Если кто-то удостоен звания академика за достижения в области математики, значит, он – в нашем понимании – свободно считает до ста, складывает, вычитает, знает таблицу умножения, если не в полном объеме, то значительную ее часть»
В. Суворов «Самоубийство»

«Эверест – высочайшая вершина планеты, его высота – 8848 м.» Смысл этого предложения прост и понятен: если Вы стоите на вершине Эвереста – Вам не удастся залезть выше. Выше 8848 метров нет ни камня, на который можно поставить ногу, ни льда, в который можно вогнать ледоруб. На вершине Эвереста можно или стоять и глазеть по сторонам или спускаться с нее вниз.

«Победа на Олимпийских играх 1992 года стала высшим достижением спортсмена Иванова.» Что мы узнали из этой фразы о спортсмене Иванове? Иванов – спортсмен хороший (плохие спортсмены в олимпийских играх не участвуют). И достижения у него были, было даже высшее достижение — победа на олимпиаде. Вы рады за спортсмена Иванова? Я тоже, но к моей радости примешивается грусть, вызванная вопросом: а что было с Ивановым дальше? Его победа в 1992 году стала его высшим достижением. Это означает, что в 1993, 1994 и 1995 году спортсмен Иванов не улучшил свой результат и даже не смог его повторить. Проще говоря, Иванов как спортсмен деградировал, опустился. Может быть, он стал выпивать и пропускать тренировки, а, может, растолстел и ушел из большого спорта. Так что, уважаемые читатели, не спешите завидовать тому у кого есть высшее достижение.

Если бы я писал эту статью для людей, знакомых хотя бы с основами нейролингвистики, на этом можно было бы поставить жирную точку. Через 5 минут самостоятельных рассуждений Вы бы сами пришли к новым для Вас, неутешительным, хотя и неизбежным, выводам. Вам очень быстро все стало бы ясно с высшим образованием. Вам все стало бы ясно и с теми, кто придумал, а затем и закрепил законодательно термин «высшее образование».

А если Вам, уважаемый читатель, еще не все стало ясно, если Ваш ум еще пронзила молнией страшная догадка, если не переполнилось сердце праведным гневом, то я продолжу рассказывать, а Вы – продолжайте читать.

* * *

«Как вы яхту назовете — так она поплывет»
Капитан Врунгель

Человек мыслит словами (лингвистическими понятиями). Вот если сейчас вам скажут, что за дверью Вас ждет мамлынная женщина (мамлынный мужчина), то кого Вы увидите в своем воображении – толстуху или фотомодель, юную соблазнительницу или престарелую феминистку? А никого Вы не увидите. Потому что нет в русском языке понятия «мамлынная». Ваш ум не знает смысла этого слова и потому не сможет его обработать.

А вот если Вам скажут, что за дверью вас ждет красивая обнаженная женщина (высокий состоятельный мужчина) — мгновенно в Вашем сознании вспыхнет яркий образ. Появятся эмоции, желания, опасения, ожидания. На эти мыслепроцессы среагирует и тело.

Этот феномен прекрасно знаком специалистам (только – тсссс!, это — бооольшой секрет). Если события в Ираке описать так: «армия США совершила вооруженное вторжение на территорию суверенного государства Ирак», то реакция аудитории будет одной. А если вместо этого сказать «ограниченный контингент армии США провел миротворческую акцию для защиты мирного населения Ирака от террористов», то наш ум нарисует совсем другую образно-эмоциональную картину.

* * *

«Если каждый день говорить человеку что он свинья, то, рано или поздно, он обязательно захрюкает»
Народная мудрость

А что будет, если человека два года готовить к поступлению в высшее учебное заведение? Если 5 лет говорить ему, что он получает высшее образование? Если выдать ему официальный документ с гербовой печатью о том, что он получил высшее образование?

А будет именно то, что должно быть. Что не может не быть по законам природы.

После получения высшего образования человек дальше образовывать себя не будет! Незачем! Выше высшего ничего быть не может! Зачем идти на курсы? Зачем читать книги? Его мыслительный лингвистический процессор подскажет ему, что это не нужно. У него автоматически (помните про обнаженную женщину?) появятся соответствующие желания и эмоции. Он уже имеет высшее образование. Зачем же тратить время и силы на что-то не столь высокое? Мое образования – «высшее»! Ура! Я – великий! Ура мне – великому! Выше нас – только марсианские горы.

После получения диплома о высшем образовании человек начинает терять то, что он получил. Помните про вершину Эвереста – Вы можете или стоять на месте (холод собачий и дышать нечем) или спускаться (катиться) вниз. Других вариантов нет. Взлететь не получится (парашюта нет), да и стальной ледоруб и пудовые ботинки, столь удобные для восхождения, полету не способствуют.

Вот в чем причина (одна из причин) вызывающей, ошарашивающей, неприличной безграмотности и некомпетентности огромного количества людей, которые закончили ВУЗ более 5 лет назад.

И не верьте мне на слово. Просто пойдите в свою поликлинику к терапевту и пожалуйтесь на что угодно. Он выпишет Вам одно лекарство из тех 20, которые остались у него в памяти с мединститута. После этого придите домой, выпейте бокал вина (надо же снять стресс) и подключитесь к Интернету. Потратьте два часа на поиск информации и чтение. Гарантирую, всего через два часа Вы будет знать о какой-то болезни, методах ее диагностики, способах ее лечение, используемых для того препаратах и их побочных эффектах неизмеримо больше, чем дипломированный участковый терапевт, который ежедневно лечит людей.

Примечание. Если Вы радикально не согласно с тем, что написано выше, то, вероятно, Вы очень давно не было в поликлинике, или Вам невероятно повезло, и Вам встречались самоактуализирующиеся люди (см. ниже), или же Вы – студент мединститута или медработник (родственник медработника).

* * *

Уважаемый читатель, предлагаю Вам прямо сейчас вспомнить те предметы, которые Вы изучали в школе. Если Вы затрудняетесь, то напомню, что, среди прочих, Вы изучали физику, органическую химию, неорганическую химию, математику, геометрию, ботанику, зоологию, астрономию, географию, историю средних веков и т.п.

А теперь (только спокойно, без паники) оцените, сколько процентов усвоенной в школе информации сохранилось у вас к сегодняшнему дню.

Если Вам сложно высчитать процент, вот Вам мой авторский тест, который Вам поможет:
— сформулируйте теорему Фалеса;
— перечислите планеты солнечной системы в порядке их удаления от солнца;
— назовите крупнейшее месторождение каменного угля в СССР;
— сформулируйте правило буравчика;
— назовите хотя бы 5 отрядов насекомых.

Большинство опрошенных мною лиц, окончивших школу более 10 лет назад, назвали цифры от 1 до 15%. А вопрос этот я задавал не мужичкам в очереди у пивного киоска, а своим коллегам – преподавателям.

Школьная программа имеет т.н. спиральное построение. Это означает, что одна и та же информация изучается несколько раз, каждый раз на более высоком уровне. А повторение, как известно, мать учения. В ВУЗе программа построена линейно: «украл – выпил – в тюрьму», в смысле «выучил – сдал – забыл». Если через 10 лет после 10 лет учебы по спиральной программе остается 1 – 15% знаний, то сколько же их останется через 10 лет после 5 лет учебы по линейной программе?

С высшей точки планеты только один путь – вниз. У человека с высшим образованием – тоже. Знать больше он не может по определению (образование-то высшее). Что остается – знать меньше, т.е. постепенно забывать информацию в надежде, что самое нужное останется.

С моей точки зрения, по-настоящему качественно образование никогда, ни в какой стране и ни в какие времена не может, не должно, не имеет права называться высшим. Если какой-то этап образования назван высшим – это приговор всей системе образования, всем обучающимся, всей стране. Не может процветать страна, в которой есть высшее образование.

Если образование названо высшим, это означает, что люди, которые управляют системой образования, не задумываются о смысле слов, которые говорят, не понимаются значения слов, которыми думают. Могут ли они построить качественную систему образования?

В современном мире информация накапливается и обновляется невероятно быстро. Если Вы читаете книгу, которая пахнет свежей типографской краской, которая была отпечатана час назад, которая попала к Вам руки прямо с печатного станка – Вы уже потребляете устаревшую информацию.

С моей точки зрения, качественное образование должно ставить перед собой две цели:
1) Сформулировать (вбить, вдолбить, вколотить) убеждение, что учиться надо ежедневно и даже ежеминутно.
2) Научить человека самостоятельно искать, находить, обрабатывать, проверять, систематизировать, усваивать и применять информацию в реальном мире. Человек должен уметь найти информацию не в учебнике (все они устарели), не на лекции (кто Вам будет их читать после ВУЗа?), а в библиотеках, журналах, газетах, ТВ, радио, у соседей и т.п.

Человек с настоящим высшим образованием должен уметь образовывать себя сам – без лекций, без упрощенных учебников, без дамоклового меча принуждения (отчислят, лишат стипендии). Человек с настоящим высшим образованием должен уметь сам с нуля освоить любую науку. Он должен на личном опыте познать кайф от овладения новыми знаниями. Он должен уметь легко «плавать» в океане постоянно обновляемой информации. Вот такое образование можно (но не нужно) было бы называть высшим.

В современных ВУЗах не учат учиться! Нет такого предмета в программе. Система образования построена на принуждении и поэтому воспитывает отвращение к учебе. И в финале, как гвоздь в крышку гроба – нейролингвистическая программа-наговор («высшее образование»), которая на подсознательном уровне блокирует желание получать новые знания.

* * *

«Да, были люди в наше время – не то, что нынешнее племя. Богатыри!» Из школьной программы

Я специально не указал автора строк, взятых в эпиграф. Дай, думаю, еще раз докажу, что от 10 школьных лет остается не более 1 — 15% информации. Надеюсь, что автора Вы все же вспомнили. А еще больше надеюсь, что у Вас уже возникло желание спорить со мной.

Я даже знаю Ваш главный аргумент, Ваш козырь: «но ведь есть же люди…»

Соглашаюсь. Полностью и с радостью. Действительно, есть. Даже среди участковых терапевтов, на которых я «наехал» (поделом Вам, ребята, пора бы уже научиться пользоваться Интернетом). Но эти светлые головы есть не благодаря, они есть вопреки существующей системе образования. Если бы системы высшего образования вообще не существовало, эти люди все равно бы были. Не буду утверждать, но рискну предположить, что их стало бы даже больше.

Практически все эти исключения, профессионалы-одиночки относятся к редкому типу людей, которых психолог и мыслитель А. Маслоу назвал «самоактуализирующимися личностями». Умный был мужик Маслоу, и слово сумел подобрать правильное – самоактуализирующиеся.

Каждый человек обладает громадным потенциалом. Повторяю и утверждаю – каждый. Но его (потенциал) надо проявить, отточить, настроить, т.е. актуализировать. Большинство людей сами этого сделать не могут, им нужен «настройщик» — Учитель, Мастер. Нужен тот, кто сумеет разглядеть скрытые таланты, пробудить их, дать человеку пинка (или серию пинков), которые обеспечат движение в нужном направлении. Если человек находит Учителя, который сможет актуализировать его потенциал, то человек становится знаменит своими свершениями. У всех известных личностей (я не имею ввиду профессиональных жопотрясов, которых сегодня принято называть «звездами») был Учитель. Некторые говорят и пишут об этом открыто, называя имя своего Учителя. Многие же никогда не упоминают о нем. А зря. Самая лучшая скрипка Страдивари была бы бесполезным хламом, если бы не нашлось того, кто сумел ее настроить.

Самоактуализирующиеся люди – это те, кто может актуализировать свой потенциал самостоятельно, с минимальной помощью других людей. Им тоже бывает нужен Учитель. Но они не ждут его, проклиная судьбу и тяжкую долю, а идут искать его и находят. Эти люди искренни, жизнерадостны, благодарны. С ними приятно быть рядом (в том числе Учителям и Мастерам).

Обидно то, что достижения этих людей, которые выстояли в жерновых системы типового форматирования мозгов и личности (т.е. системы образования) приводят в качестве доказательства эффективности этой системы: «Вы говорите, что у нас плохо учат? А вот посмотрите, какие люди вышли из стен нашего ВУЗа!».

Знаю я и Ваш второй аргумент: «критиковать-то ты мастер, а как же тогда высшее образование назвать?» Отвечаю: а вот не скажу! У нас есть министерство образования – куча людей, которым государство платит деньги за то, чтобы они улучшали образование в Беларуси. Вот пущай они и придумывают.

Сандаков Д.Б.,
к.б.н., доцент

© ОБРАЗОВАНИЕ.by, 2008