Недоигравшие дети

дети игра

Давно это было. Я отвел сына в детсад. Пришел на работу. Закопался в бумагах. Открывается дверь. Заходит воспитательница из группы сына. Бледная как лист бумаги передо мной. «Володю утром приводили»? – «Приводил!» – «А его нет в садике… Он с прогулки не вернулся». Чувствую, что становлюсь таким же бледным, как и она. Сына мы нашли только в конце дня. С милицией. Его приютили охранники из банка. «Ты чей?» – спросили. «Ничей», — ответил он. «А что делаешь один на улице?» – «Иду домой…» Потом оказалось, что он не стал возвращаться с прогулки, потому что не хотел спать, а еще потому, что воспитательница сказала ему, что он еле плетется…

Психологи доказали, что у детей в дошкольном возрасте должна быть завышенная самооценка. Дети должны верить, что они все могут, все им по плечу: и со сказочным великаном сразиться, и в песочницу с грибка на детской площадке спрыгнуть, и в дальнее путешествие без взрослых отправиться, и самую злую собаку приручить.

Но в жизни нередко все выходит наоборот. Ребенок, еще не начав что-то делать, уже отказывается это делать. Его просят сложить башню, а он отвечает: не могу, она рассыплется. Его просят подтянуться на шведской стенке, а он хнычет: у меня ничего не получится. Ему дают пластилин или глину – лепи, а он хмурится: не умею. Как часто в этом виноваты сами родители! Разве не говорили они ему дома: ты не умеешь, ты не можешь, ты не справишься, давай я сделаю? Но это была не помощь, это был удар по самооценке ребенка. В детском возрасте без похвалы невозможно жить. Она нужна малышу как воздух, как материнское молоко, как вода цветку. Любое, даже самое маленькое достижение надо заметить и поощрить. Сделан первый шаг. «Какой молодец! Какая умница! Как уверенно ты ходишь! Ну, попробуй еще!» Взял ложку в руку, каша разлетелась во все стороны. «Как быстро ты научился есть ложкой!» Разрисовал обои в спальне. «И что это за лес там такой дремучий нарисован?»

Но вместо того чтобы порадоваться, что ребенок чему-то научился, мы злимся на него, что он испортил обои, забрызгал кашей стены, плохо ходит, много плачет и мало говорит. Мы обижаемся на него, что он медленно взрослеет и все делает не так, как нам бы хотелось. Постоянно твердя малышу, что он не может, не умеет, не справится, мы растим из него неудачника. С другой стороны и детский сад добавляет. Там требуют, чтобы трехлетний ребенок сам и обувался, и одевался, а не все это умеют. И в раздевалке то и дело слышен грозный голос воспитательницы: ты что копаешься, уснул, все тебя одного давно ждут, и когда ты уже научишься эти колготки натягивать?.. Колготки он все равно рано или поздно научится надевать. А вот уверенности, что он все сможет, что все у него получится, может и не появиться.

Чего ждет начальная школа от детского сада? Чтобы дети, пришедшие в первый класс, уже умели читать, считать и писать. А еще, чтобы они вели себя подобающим образом: не вертелись на уроках, не дергали друг друга, не шумели, слушали учителя. Школа перекладывает свою задачу на детский сад: ей легче начинать не с нуля, когда уже не надо каждого первоклассника учить азбуке, счету, правильно держать ручку. Теперь в первом классе вместо «Мама мыла раму» дети начинают препарировать слова и предложения, занимаясь чуть ли не лингвистическими изысканиями, а на арифметике изучают едва ли не теорию множеств.

Детский сад – это прежде всего социальная камера хранения ребенка. Я говорю это вполне серьезно. Многие мамы работают и будут все больше работать. Такова мировая тенденция. И наша жизнь эту тенденцию подтверждает. Но это не обычная камера хранения, а развивающая. Потому что у детских садов одна-единственная педагогическая задача – развивать, развивать и еще раз развивать ребенка. Прежде всего через игру. В детском саду дети все должны делать играя. Недоигравшие дети, как свидетельствуют психологи, приходят в школу заторможенными, их трудно расшевелить, заинтересовать происходящим на уроке. Они доигрывают не на переменках, не после уроков, а на самих занятиях, спрятав кукол, машинки, мягких зверюшек под парты, или, прикрыв глаза, представляют игру. С одной стороны, детские сады и рады бы заниматься развитием детей, только в Москве существует около семнадцати развивающих программ, но с другой – родители требуют иного: научите побыстрее читать, считать, писать, чтобы при записи в школу не было никаких проблем.

Детский сад должен стремиться развить в ребенке индивидуальность, а не причесывать всех под одну гребенку. В одном прекрасном дошкольном учебном заведении все было чудесно: стены покрашены в мягкие пастельные тона, игровые поделены на различные зоны, живой уголок, везде цвели растения, дети умели быстро одеваться и раздеваться, никто не отказывался днем спать. Однажды на занятии воспитательница спросила у малышей: что бы вы хотели нарисовать? Один сказал: маму. И другой: маму, третий ответил, что собаку, а четвертый – космический корабль. Но воспитательница улыбнулась и сказала, что они будут рисовать красненький цветочек с зелеными листьями. Через неделю воспитательница снова спросила: что дети хотели бы нарисовать. И снова ответы были самыми разными. Она выслушала всех и сказала: мы будем рисовать красненький цветочек с зелеными листиками. Так повторилось и в третий раз. А потом родители одного мальчика переехали в другой район города, и ему пришлось идти в новый детский сад. И там тоже были занятия по рисованию. И воспитательница тоже спросила: что они будут рисовать? Мальчик крикнул: «Красненький цветочек с зелененькими листиками!» – «Почему?» – спросила воспитательница. «А мы всегда раньше рисовали только этот цветочек».- «Рисуй, что хочешь, что тебе нравится». Мальчик подумал и начал рисовать …красненький цветочек с зелененькими листиками.

А еще детский сад должен научить ребенка восхищаться. Красотой вокруг нас: нежными цветами, старыми деревьями, узорчатыми кленовыми листьями, каплями дождя на стекле, снежными шапками на елях. Восторгаться словом и звуком, полетом птиц, грацией животных, силой взрослых. Детям даже не надо учиться – этот восторг органично присутствует в детской душе. Ему просто надо не дать угаснуть, только поддерживай, подпитывай постоянно. Главная беда современной семьи – нехватка времени на детей. Родителям некогда поиграть с ними, поговорить. Знаете, что отвечают маленькие дети на вопрос психологов: что не умеют взрослые? Они не умеют играть. Не умеют смеяться. Не умеют восторгаться. Не умеют с детьми разговаривать. Говорят с ними или сюсюкая, с уменьшительными суффиксами, коверкая слова, подстраиваясь под речь малыша. Тогда ребенок обижается. Или разговаривают с ними, как с взрослыми. Детям становится скучно.

Детский сад должен учить малышей разговаривать на равных со своими сверстниками, строить беседу, спрашивать. И еще он должен учить детей любви, соучастию и сопереживанию. И если к шести годам ребенок все еще будет задавать вопросы: «А почему?..» и «Как это называется?», будет плакать, увидев погибшую синичку, будет завороженно следить за летящими по небу облаками, будет готов браться за любое дело, зная, что он с ним справится, значит, он готов к школе. Но не к той школе, где перво-наперво замеряют скорость чтения и умение слагать и вычитать, а к той, которая продолжит развитие ребенка. Жаль, что о дошкольном образовании ничего нет в приоритетном национальном проекте «Образование». Ни на этот год, ни на следующий. А ведь фундамент всей системы образования – именно детский сад.

Петр Положевец