Как выбрать бизнес-тренинг или «Где мои 200 долларов?»

Boring Presentation --- Image by © Corbis

Рассмотрим пример почти что из жизни. Допустим, в Ваш офис приходит факс: «Уважаемые господа! Предлагаем вам принять участие в 2-х дневном тренинге «Эффективные способы решения проблем в организациях». Стоимость участия — $200. Интересно, о каких проблемах идет речь? Ведь если, скажем, наехала налоговая – это проблема; заместитель ушел в запой – тоже проблема, но несколько иного рода; товар на складе поеден крысами – это уже проблема номер три.

Посмотрим описание тренинга, может быть тогда ситуация прояснится. И конечно, описание вносит определенную ясность: «Создание личностных конструктов. Идиосинкразический подход Келли. Транзактный анализ. Брэйнсторминг. Номинальная групповая техника. Шестикатегориальный анализ интервенций Хирона. Навыки эффективной фасилитации».

Вот это да! Впечатляет. Чего стоит в каком-нибудь споре небрежно бросить: «Всё это так, но я на днях провел брэйнсторминг, и вы знаете… ммм… идиосинкразический анализ Хирона говорит совершенно обратное… что вы на это скажете?..» Однако так и не понятно: какие проблемы решают на данном тренинге… Видимо, любые. За 2 дня?! За такое дело, конечно, 200 долларов не жалко.

И вот тренинг начинается. Упражнение номер один – «Предоставление негативной информации». «Многим людям, — доверительно говорит тренер, — сложно сообщать другим плохие новости – такие, например, как понижение в должности, смерть близкого родственника и т.п. Сейчас мы будем учиться приему «метод сэндвича», который помогает уменьшить болезненность переживаний!» Что за хитроумный прием такой? Сейчас расскажу. Сосредоточьтесь, прием очень сложный, состоит аж из 3-х шагов:

Сначала человека необходимо предупредить о том, что есть плохие новости («Пожалуйста, сядьте, есть кое-что, о чем я должен вам сказать…»).

Затем ему сообщают негативную информацию («Я вынужден сообщить вам о том, что с начала июля вы больше здесь не работаете»).

После чего ему оказывается — угадайте, что? – поддержка («Давайте посидим и обсудим возникшую ситуацию»).

Вопрос номер один: Куда я попал?

Вопрос номер два: Где мои 200 долларов?..

Вопрос номер три: Можно ли было это предвидеть?

Хороший конкурент – «отстроенный» конкурент

Да, однократное участие в подобном спектакле может отбить всякое желание иметь дело с тренингами. С другой стороны, ситуация на рынке такова, что дилемма «учиться или не учиться» превращается порой в более жесткое «учиться или… вылететь с рынка».

В течение последних нескольких лет тренинг в представлениях российских бизнесменов постепенно прогрессировал от «модной фишки» и «таблетки от всех болезней» в сторону некой нормальной бизнес-услуги, которая может быть качественной – а может и не очень. Вопрос в том, как померить это качество – желательно ДО начала тренинга…

Одновременно развитие рынка заставляет сами тренинговые компании заниматься «отстройкой от конкурентов» (одним из приемов которой является «Задание критериев оценки»).

Недаром в последнее время стало появляться все больше публикаций с заголовками вроде «15 отличий эффективного тренинга», «Как выбрать тренера? Советы профессионалов» и т.п.. В них авторы (часто – практикующие тренеры, либо журналисты со слов представителей тренинговых компаний) предлагают всевозможные признаки, по которым можно отличить хороший тренинг от плохого. И чего только не предлагают.

Высокоэтичный лицензированный «душка»…

«Желательно наличие лицензии», – пишет, например, Михаил Щербаков в статье «Семинары, курсы, тренинги…».

«Тренинг можно проводить без каких-либо лицензий, — возражает Игорь Леонардович Викентьев, генеральный директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС», – на основе Гражданского кодекса, как оказание консультационных услуг, а если есть какие-либо передаваемые материалы, то на основе Закона об авторских и смежных правах ».

«Руководствуются ли тренеры какими-либо этическими правилами (кодексом)? – вопрошает Михаил Бедило в статье «Как не попасть на плохой тренинг» – Возможно ли, что со стороны тренеров во время тренинга можно ожидать директивных инструкций, подавления мнения участника тренинга, жёсткий контроль, манипуляции, провокации?» – подразумевая, видимо, неэтичность подобных приемов.

«Манипуляции, жесткий контроль и провокации – нормальные инструменты тренера, – парирует Александр Хилько, заместитель директора Консультационного Центра «Развитие». — Инструмент бывает безнравственным? Не могу себе представить безнравственный молоток. Естественно, у меня есть свои правила, свой “этический кодекс”, но я его никому не навязываю. Я работаю на Заказчика. А Заказчик ждет от меня результата, за который платит. И получает его. И если для того, чтобы тренинг принес нужные результаты, мне нужно работать жестко, я работаю жестко».
Как видим, согласья в среде тренеров нет.

Предлагаются и критерии по поводу личных качеств тренера, типа: «Привлекает, если тренер не боится показаться живым и несовершенным». С этим никто не спорит… Но когда речь идет о бизнесе, то иной тренер, симпатяга и душка, такой «живой и несовершенный», может спалить тысячу-другую баксов, обучая сотрудников фирмы «методу сэндвича…», шлифуя навыки «кивания» (упражнение номер пять, «Кивание головой» – «предоставление участникам возможности выбирать количество совершаемых ими кивков при общении с клиентом»…) и т.д. и т.п.

Не ждем милостей от природы

Поняв, что истину, вопреки распространенному мнению, нельзя вычитать в книжках с яркими обложками, автор решил не ждать милостей от природы. Приводимая ниже таблица составлена на основе переписки с петербургскими бизнес-тренерами, а также анализа нескольких публикаций в печатных и интернет-изданиях. Она не претендует на полноту и академичность, но, надеюсь, минимально поможет рядовому бизнесмену отсечь халтуру при выборе тренинга.

Скорее негативные признаки

1. Телефонный либо личный разговор: представитель тренинговой компании
а) на конкретные вопросы отвечает общими расплывчатыми фразами; б) пытается «вешать лапшу», использует дешевые манипулятивные приемы

2. Программа, информация о тренинге а) перегружена спецтерминами, непонятными словами; б) содержит сверхширокие обещания, сулит решение проблем в любых областях (не важно – в личной жизни, в сфере здоровья, в карьере, в бизнесе,…)

3. Некачественное начало тренинга. Услышав бездарное начало, не надейтесь, что потом «распогодится». Уйти восвояси, забрав деньги назад, не поздно после первого «кофе-брейка».

Скорее позитивные признаки

1. Тренинговая компания предоставляет для ознакомления: варианты раздаточных материалов;  публикации специалистов компании: книги, статьи, сайт компании, по которым можно понять уровень специалистов; список литературы (сайтов, CD-дисков, видео-фильмов…) по данному вопросу, которые могут порекомендовать специалисты компании.

2. Тренинговая компания гарантирует возвращение денег, если тренинг не понравится.

3. Компания использует дорогостоящие технические средства (например, мультимедийный проектор).

4. Тренинговая компания проводит бесплатные демонстрационные тренинги

Нейтральные признаки (которые могут становиться «позитивными»)

1. Положительные отзывы клиентов, участников тренингов. Если тренинг понравился одному клиенту, то это еще не означает, что он произведет такое же впечатление и будет столь же полезен для другого. Ведь квалификация клиентов может существенно различаться.

2. Тренинговая компания проводит тщательный отбор участников тренинга: анкетирование, предварительные консультации и т.п., а также обеспечивает «послетренинговую» поддержку

3. Качественный тренинг «продолжается» в виде консультаций, ответов на вопросы, практической помощи – всего, что даёт максимум реальной пользы.

Соколов А. Б.,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров, 2002 г.