Сколько стоят знания? Руководство по оценке стоимости образовательных услуг

Стоимость знаний

Уже в раннем детстве каждый человек сталкивается с тем, что почти любая необходимая для жизни вещь имеет свою стоимость, выраженную в деньгах. Позже мы обнаруживаем, что вещи имеют разную цену: шоколадные конфеты стоят дороже карамелек, а однокомнатная квартира около метро может быть дороже, чем двухкомнатная на окраине города. Взрослея, мы приобретаем опыт мгновенного, безошибочного оценивания стоимости практически любого товара. Даже не будучи знакомым с экономическими законами формирования цен, человек с высочайшей точностью интуитивно вычисляет в уме стоимость вещи, учитывая при этом десятки разнообразных факторов. Многие люди могут с точностью до 100$ определить стоимость квартиры или подержанного автомобиля любой марки и любого года выпуска. Любители развлечений готовы заплатить 70 «зеленых» за билет в первый ряд на концерт Пугачевой, но едва ли согласятся расстаться с этой суммой за место в середине зала или за билет в белорусский драмтеатр. Сам того не замечая, по мере приобретения жизненного опыта, человек становится гением интуитивного определения стоимости потребных для жизни вещей.

Однако, в некоторых случаях, это годами оттачиваемое чутье дает сбой. Сбой, весьма опасный для нашей жизни. Большинство людей допускают критическую ошибку при интуитивном оценивании стоимости продукта, который становится главным в жизни общества в XXI веке – информации. Последствия этой ошибки особо ощутимы при неверном оценивании конкретного вида информации – ЗНАНИЙ.

Сколько стоит то или иное знание? Что дороже – знание о том, как готовить вкусную пищу, или знание того, как правильно вести переговоры; знание законов физики, или знание принципов работы сознания человека? Вопросы отнюдь не праздные. В Западной Европе и Америке уже давно и прочно вошло в обиход понятие « knowledge — based society », т.е. общество, основанное на знаниях. Именно этот термин все чаще используется для характеристики общества, в котором мы сегодня живем. В современном мире накопление информации и развитие технологий идет все более быстрыми темпами. Из-за этого сегодня любой специалист сталкивается с проблемой, которой не существовало еще 10 лет назад. Даже получив самое современное образование, специалист практически любой области уже через 2-3 года столкнется с жесткой необходимостью пополнения своей базы знаний. Примерно 5 лет назад многие старые опытные кадры «сошли с дистанции» только потому, что не смогли овладеть английским и компьютером. Современный мир не прощает отставания. Знания в нашем динамичном мире становятся важнейшим товаром, от своевременного накопления которого зависят карьера и благосостояние человека. Сегодня каждый человек, который желает шагать в ногу со временем, сталкивается с проблемой необходимости покупать, а, следовательно, адекватно оценивать денежную стоимость потребных знаний.

Но как же правильно оценить, сколько стоит то или иное знание? Как рассчитать, не прогадаем ли мы, выложив за определенную информацию 100, 1000 или 100 000 у.е.? Как оценить в данном случае выгодность покупки? Оценивание стоимости знаний – именно тот пункт, где врожденное чутье потребителя начинает давать сбой. Мы еще не привыкли платить за знания, не накопили опыт их оценивания. Для многих людей сама мысль о том, чтобы отдать заработанные деньги за информацию кажется крамольной и неприемлемой. Давайте все же попробуем разобраться, как можно оценить стоимость знаний.

Принцип 1. Цена пропорциональна количеству товара. По этому принципу мы оплачиваем воду, газ, электроэнергию ( N рублей за литр, кубометр, киловатт и т.п.). Также можно покупать и знания – по N рублей за строчку или за килобайт (кому как привычнее). Однако, количество прослушанных (прочитанных) слов вовсе не эквивалентно количеству полученных знаний. Можно говорить много и не сказать ничего (ну как тут не вспомнить лекции в ВУЗах). А два слова мудреца зачастую оказываются содержательнее, ценнее и потому полезней и дороже длинных речей многих глупцов.

Принцип 2. Цена любого товара (в том числе, знаний) не может быть ниже его себестоимости, т.е. суммы затрат на его производство. К сожалению, оценить «на глазок» эти затраты не всегда возможно. Тот, кто обращался на станцию техобслуживания с внезапно «заболевшим» автомобилем, знает, что на диагностику практически любой неисправности квалифицированный мастер в большинстве случаев тратит около 5 минут. Стоит такая услуга от 5 000 до 50 000 рублей. За что мы платим эти деньги? За знания о причинах неисправности, которые сообщает нам мастер. Эти знания он получает в течение 5 минут и требует за них никак не менее 5 000 руб, т.е. 1000 руб за 1 минуту работы по получению знаний. Не слишком ли это дорого?

Дорого, но наш расчет не вполне верен. Действительно ли мастеру потребовалось на работу всего 5 минут? Формально – да, фактически – гораздо больше. Мастер сумел выполнить работу за 5 минут только благодаря опыту, который он приобрел за все предшествующие годы работы, благодаря образованию, которое он получил. А без опыта, оплаченного годами труда в автомастерской, он не сумел бы установить причину неисправности за 5 минут. Лично я не смог бы этого сделать и за 5 часов. Так не будет ли справедливо добавить к 5 минутам, потраченным на работу, годы труда, потраченные на получения необходимого опыта?

А как подсчитать себестоимость знания, заключенного в таблице Менделеева? Для ее создания потребовались годы труда и тысячи дорогостоящих экспериментов, а сегодня она умещается на половинке стандартного листа бумаги. Попробуйте выполнить этот подсчет. Наконец, кто возьмется выразить в деньгах стоимость знания, за которое заплачено жизнями людей? В любом случае, при таком способе подсчета цена знания оказывается запредельно высокой. Поищем другой путь.

Принцип 3. Любой товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить на рынке. Это – один из основных законов рыночной экономики, однако, его рациональное применение ограничивается явлениями моды и имиджа. В немецких магазинах можно часто наблюдать следующую картину. Лежат рядом две вещи (рубашки, кофеварки, утюга…) по внешнему виду и качеству (проверено) практически неотличимые друг от друга. При этом одна из них стоит, например, 10 €, а другая, такая же, в 10 раз больше. Впрочем, небольшое различие между этими вещами все же есть. На более дорогой изображен логотип известной и разрекламированной фирмы — крокодильчик Lacusta , три полоски Adidas и т.п. Парадокс, но многие люди платят не за качество товара, а за его модность, престижность, за созданный фирмой-производителем имидж товара.

Сегодня модно и престижно иметь сотовый телефон с встроенной камерой, новую иномарку, квартиру в центре города. Обладание этими вещами дает их владельцу не только определенный комфорт, но и повышает его социальный статус, улучшает его личный имидж. А знания сегодня иметь не модно, не круто. Престижно ездить на 600-м мерседесе, а быть специалистом, профессионалом свого дела – нет. Я думаю, именно в этом кроется причина низких зарплат учителей в нашей стране. Ведь никакими рациональными доводами невозможно объяснить ситуацию, когда один билет на концерт звезды стоит столько же, сколь месячный труд учителя по обучению десятков детей потребным для их жизни знаниям (чтению, письму, пониманию смысла, рассуждению, решению задач).

Принцип 4. Знания стоят столько денег, сколько они могут принести своему владельцу. Давайте попробуем вместе решить простую задачу. Дано: существуют знания о том, как производить башмаки; максимальная скорость производства — 5 пар в день; рыночная стоимость пары башмаков составляет 10 рублей, а себестоимость – 8 рублей. Спрашивается: сколько стоит такое знание? Очевидно, чтобы подсчитать прибыль, которую может принести это знание, необходимо прибыль от производства и продажи 1 пары башмаков (2 рубля) умножить на количество производимых башмаков. Дальше подсчет усложняется. Сколько дней в году я собираюсь делать башмаки – все 365 или всего 20? А сколько лет я собираюсь этим заниматься? А буду ли я производить в день 5 пар башмаков или ограничусь 1 парой? А буду ли я, владея этим знанием, вообще производить башмаки? А, может быть, я обучу этой технологии еще 10 (100 или 1000) человек и буду брать с них за это определенный процент с прибыли? Как видите, при данном способе подсчета цена знания может варьировать от нуля до некоторой неопределенно большой суммы. Так сколько же стоит знание технологии производства башмаков? Или ее цена индивидуальна для каждого конкретного человек?

Можно было бы рассмотреть и проанализировать еще много способов оценивания стоимости знаний. Воздержимся от этого, полагая, что после прочтения статьи читатель сможет сделать это самостоятельно. Разумеется, рассмотренные выше принципы подсчета стоимости знаний едва ли могут быть применены в реальной жизни, так как они слишком упрощенны и схематизированы (зачастую – намеренно). Да и цель этой статьи состоит не в том, чтобы предложить читателю экономически-обоснованный алгоритм определения стоимости знания, а в том, чтобы заставить его задуматься о ценности и цене знаний.

Мы уже свыклись с лозунгом «информация – самый дорой продукт в XXI веке», но еще не привыкли к истине «за знания надо платить». Мы сегодня стоим на пороге формирования нового сегмента рынка – рынка знаний. И наше благополучие завтра будет зависеть от того, насколько правильно мы научимся сегодня ориентироваться в предложениях этого рынка. Просмотрите рекламную колонку любой газеты или журнала или обратите внимание на рекламу в метро – везде вы найдете объявления о всевозможных курсах, семинарах и тренингах, предлагающих улучшить память и интеллект, научить общаться с людьми, обращаться с компьютером, выучить за 4 недели английский и даже развить экстрасенсорные способности. Как оценить, насколько качественные знания вам предлагают, оправдана ли цена (обычно, довольно высокая), насколько эти знания нужны лично вам? Вопросов много, ответов пока нет, а время никого не ждет. Уже завтра, вам может не хватить знаний для того, чтобы занять новую должность или справиться с поставленной жизнью или начальником проблемой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сталкиваясь с необходимостью подобных решений, я каждый раз вспоминаю строчку из романа Сергея Лукьяненко «Не то дорого, что в руки взять можно; знания – они дороже всего».

Сандаков Д.Б.,
кандидат биологических наук, доцент