Будни белорусского учителя

Учительница

Учителя, сколько времени вы тратите на постороннюю работу?

С таким вопросом мы недавно обратились к нашим читателям. Нашей целью, в первую очередь, было выяснить, сколько времени уходит на основную работу. Мы также поговорили с обычным учителем одной из белорусских школ, который в подробностях описал свои учительские будни.

«У меня 25 часов в неделю преподавания по предмету. И я – классный руководитель. Оплачивается мне официально 33 часа, потому что еще 8, помимо предметных часов, — это внеклассная работа, включающая классный час, оформление кабинета, 2 часа – на проверку тетрадей и т.д. В реальности же в неделю у меня выходит минимум 40 часов, и это не считая «бумажной» работы и различных мероприятий». По словам педагога, считать часы, которые уходят не на прямую работу учителя, надо начинать с начала года.

Что надо экстренно начинать делать в начале года:

— План воспитательной работы. Точнее два плана – на год и по неделям. В этих планах учитель указывает время, когда он проводит свои классные и информационные часы. 1 раз в неделю – классный час и 1 раз – информационный. «Еще нужно заполнить план идеологической и нравственной работы — как минимум на предстоящую четверть: описать темы мероприятий, время проведения кинолекториев, походов в театры и музеи».

На составление такого плана, по подсчётам учителя уходит как минимум 6 часов. Это если не отвлекаться.

«Каждую субботу проводятся какие-то мероприятия вне школы. На одно мероприятие уходит не меньше 3 часов», — говорит педагог.

— Нужно начинать «изучать» жилищные условия каждого ребёнка в классе. Предполагается, что классный руководитель должен посетить на дому каждого ученика, и далее составить акт. В нём указывается площадь квартиры и условия жизни ребёнка: какой у него письменный стол, чем он питается, где спит и т.д. «У меня в классе – 30 учеников, посетить всех нужно в течение года. Но лучше не откладывать, и начинать с начала года, особенно если берешь 5-е классы. На каждого ученика нужен минимум час – это само посещение с дорогой туда и обратно». Итого: 30 часов.

— Обязательно составить планирование по предметам. «Раньше мы брали тетрадь и вручную писали, в какие дни уроки, в какие – контрольные, проверочные, самостоятельные работы и т.д. Теперь такие тетради продаются, и мы, по крайней мере, ничего не чертим – просто заполняем. Покупаем тетрадь за свои деньги, ведь считается, что это для облегчения работы самого учителя. Минимум на каждый класс уходит 1 час». Итого: 6 классов — 6 часов.

— Еще один важный пункт – составление социального паспорта класса. Это такая таблица, где мы указываем, сколько полных/неполных, обеспеченных/малообеспеченных семей в нашем классе. Опросы детей либо их родителей в целом отнимают около 2-х часов. На составление самого паспорта потратить надо также часа 2.

— В начале учебного года классному руководителю выдают классный журнал. Чтобы его заполнить, надо часов 10 или даже больше. На заполнение дают обычно дают дня 3. В журнал помимо основного списка детей, надо вписать данные социального паспорта класса, группы здоровья каждого ученика, все медицинские показания, список тех, кто отдыхает в санаториях и проч. В общем, в журнале записываются данные не только по предметам, но и, так сказать, по внеклассной жизни детей и их родителей.

— Нужно подумать о том, чем дети будут заняты после уроков. Эти данные мы в заносим в журнал: указываем все кружки и секции, которые будут посещать дети. «Тратишь на это не менее 3 часов».

«Часто бывает, что у детей деньги крадут, поэтому в своем классе деньги на питание я собираю сама»

«В течение всего года классный руководитель организовывает питание для своих учеников. Раньше доводили показатели, сколько нужно, чтобы питалось человек. Сейчас у нас такого нет, — рассказывает учитель. – В зависимости от возраста дети подразделяются на разные категории и, соответственно, по-разному должны платить. Например, для льготников из многодетных семей доплата за питание у детей 13 лет – одна, для 14-ти – уже другая. Если в классе есть ответственный ребёнок, и он согласен собирать деньги, он занимается этим. Но часто бывает, что у детей деньги крадут, поэтому в своем классе деньги на питание я собираю сама».

По словам учителя, в начале года «столько документации надо «перевернуть», что работаешь с утра до вечера, и все равно не успеваешь». «В этом году из управления образования нам пришло распоряжение за два прошедших учебных года посчитать, сколько по каждому классу и по каждой параллели учеников закончили год на высоком уровне (9-10 баллов), достаточном (7-8), среднем (5-6), удовлетворительном (3-4) и низком (1-2). Для чего это надо — не совсем понятно. Вроде бы для того, чтобы оценить качество преподавания предмета. На практике это значит , что надо посчитать все классы, начиная с пятых. Все учителя в нашей школе разделили классы между собой».

По мнению педагога, такие подсчеты, которые отнимают к тому же немало времени (в этом году 4 часа, не отрываясь), едва ли могут охарактеризовать качество преподавания. «Если я в этом году веду 11-й класс, и дети там сами по себе сильные, то в следующем могу набрать слабых, и как их ни учи,результат может быть хуже».

Но и это не всё, что надо сделать учителю в начале года. «Надо было собрать у всех родителей согласие на прививки против гриппа их детей. И это тоже, как вы понимаете, — время. Потому что кто-то забудет, кто-то потеряет заявление от родителей, и приходится вызванивать или вообще домой идти к детям».

Отдельно надо собрать у детей медицинские справки. «Потом все данные из медицинской справки каждого я должна перенести сначала в отдельный список, затем — в таблицу, и после этого — в классный журнал. Исходя из этих данных также формируется у детей группа по физкультуре». На такую работу уходит, как минимум, часа 3.

И традиционно в начале года всех школьных учителей нагружают т.н. всеобучем.

«Это значит, что за каждым учителем закрепляется свой дом в районе, который нужно обязательно обойти и по каждой квартире записать, сколько детей проживает от 0 до 18 лет. Узнаешь фамилию, имя, отчество родителей и ребенка, а также место, где этот ребенок обучается или работает».

За такие «обходы» учителям дают отгулы, рассказывает педагог. «Ну а сколько времени занимает… У каждого по-разному. Кто дом не знает, то можно и день потратить. У меня уходит часов 6. Это в случае, если все сразу открыли двери. Некоторые не открывают, и надо идти еще раз. А может и еще раз».

После этого каждый учитель пишет отчет. «У нас есть координаторы, которые распределяют, кто и что будет обрабатывать. Один учитель, например, собирает по всему району 93-й год рождения ребенка, второй — 95-й год рождения и т.д. В отчете должны быть указаны все дети района по возрастам и по домам. Отдельная отчетность — сколько из всех детей района ходит в садик, сколько учится в ссузах, пту, вузах, школах и т.д».

Такая обязанность, по словам педагога, закреплена почти за каждым учителем независимо от того, есть у него классное руководство или нет. «Морально не очень приятно ходить по квартирам. Бывает и собака выскочит, пьяный обругает. Так и живем».

По мнению учителя, такую работу, как, впрочем, и всю остальную «бумажную» не должны вести учителя.»Если бы не было классного руководства в том виде, как его понимают в министерствах и на местах, работать было бы нормально. Классный руководитель при выполнении им всех вышеперечисленных функций – это отдельная должность. Ходить по домам, узнавать жилищные условия и т.д. – это вообще должны делать социальные работники».
Если проверять тетради как нам платят, то на одну тетрадь будет уходить 5-6 секунд

У нашего собеседника 133 ученика. Поскольку предмет преподавания связан с проверкой тетрадей, то в расчетном листке учителя указывается так: проверка тетрадей — 2 часа и 5 минут в неделю. «Реально я трачу в неделю я трачу больше 10 часов. В 7—8-х классах я должна проверять рабочие тетради 1 раз в 2 недели, 5-6 классы – 1 раз в неделю, 10-11 классы – 1 раз в месяц. Кроме этого есть контрольные работы. Например, одно контрольное изложение можно проверять и 20 минут, — говорит педагог. – Мы как-то подсчитали, что если проверять тетради по времени столько, сколько нам платят, то на 1 тетрадь должно уходить 5-6 секунд».

Помимо основных ежедневных уроков почти каждую неделю в школе 1 час — обязательное совещание. «Помимо этого всего – ежедневная подготовка к урокам, которая каждый день занимает не меньше трех часов, — добавляет учитель. — Каждую четверть классный руководитель проводит родительское собрание — каждое проходит часа 2. Еще около часа нужно для того, чтобы к собранию подготовиться. Еще минимум часа 3 в четверть уходит на переговоры либо встречи с родителями».

А вот, что написали нам педагоги на форуме, отвечая на вопрос о тос, сколько времени уходит у них на постороннюю работу:

— Всё свободное время! Остаётся только на сон, часов 6-7.

— Работаю преподавателем в колледже 15 лет. Последние годы стало совсем невыносимо работать. Появляются мысли кинуть все к чертовой матери. За сентябрь месяц я специально подсчитал — потратил 670 листов бумаги на всякие необходимые первоочередные отчеты, планы, акты и т.д.

— А обойти 72 квартиры это ещё немного…У меня участок был 5-этажка (40 квартир) и малосемейная общага 9-этажка… Где-то 200 комнат и в каждой были дети. Помню, ходил до полдесятого вечера. Некоторые на 8-9 этажах встречали уже со словами: «Вы что ли в ночную теперь работаете?». Другие учителям вообще жесть была, по несколько улиц с частными домами и в каждом собаки…. И ходить нужно вечером, когда все дома… в т.ч. и собаки!)

— Я в сфере образования работаю не первый год, но всегда хотела попасть именно в школу. С сентября мне это удалось. Работаю только месяц, но уже решила, что надо сваливать! Всеобуч — отдельная тема. Какое отношение всё это имеет к учителям? Есть социальные службы — пусть работают! И не надо мне премий, отгулов. Дайте жить спокойно! Бумаготворчество пышно процветает! 333 бумажки надо сдать разным людям, в короткие сроки. И получается, что времени готовиться к уроку нет. Сложилось впечатление, что процесс обучения в школе задвинули. А дети пишут «шОл», «шЁрАх», «пОрОзит» и далее по тексту. У меня нагрузка 30 часов с классным руководством. Рабочий день — круглосуточно! Домой из школы иду в 6 вечера. А дома? А там тетрадки 4 классов проверь, план напиши, ещё как-то надо учащихся посетить.

Школой должны управлять школьные советы, а не вертикаль

Разумеется, что систему не поменяешь мгновенно, образование — очень консервативная сфера, которую много лет подстраивают под нужды авторитарной государственной машины, считает председатель «Таварыства беларускай школы» (ТБШ) Тамара Мацкевич. По ее мнению, ситуация будет ухудшаться до тех пор, пока мы не возьмем курс на демократию в образовании. «Это означает, что школой должны управлять школьные советы, а не вертикаль. И как только директор будет отчитываться школьному совету, которая включает в себя учителей, родителей, представителей местного сообщества, сразу исчезнут те обязанности, которые навешивают на учителя сверху. А у учителя сразу появятся силы и время на собственную профессиональную работу».

Самая большая проблема, что наши учителя не понимают главного: пока они подчиняются не законам, а приказам, — ситуация не изменится, добавляет Тамара Мацкевич.

Екатерина Синюк